Рефераты. Менеджмент в потребительской кооперации

Менеджмент в потребительской кооперации

ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

СИБИРСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ

               Кафедра экономической теории и управления









Контрольная работа

 

По дисциплине «Менеджмент в потребительской кооперации»

 

Вариант 1





                                                                   Выполнил: Добрынин А.В.

 Шифр:  ЭК-03-041

                                             Курс:  6-основной




Чита 2008


Понятие миссии, целей и целевых задач потребительских обществ и потребсоюзов.

Целевое начало в деятельности любой организации возникает отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.

Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех названных субъектов. Однако наиболее сильное влияние оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. В потребительской кооперации собственниками или хозяевами потребительских обществ являются пайщики. Они же явля­ются покупателями товаров, потребителями услуг и в ряде случаев сотрудниками предприятий потребительских обществ. Поэтому пай­щики, являясь полноправными хозяевами потребительских обществ, определяют их миссию и цели.

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть. Она также показывает отли­чие организации от других ей подобных. Миссия не должна нести в се­бе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движе­ния организации, определяет ее предназначение. Например, миссия аг­рофирмы в том, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию; учебного заведения - обучать студентов, учащихся; строительной ор­ганизации - строить здания, сооружения и т.д.

Миссия кооперативных организаций и предприятий своеобраз­на, она существенно отличается от миссии других государственных, муниципальных и частных предприятий. Именно отсюда вытекают все последующие особенности целей их развития. Среди коопера­тивных организаций можно выделить существенные различия в мис­сиях производственных и потребительских кооперативов.

Миссию потребительских обществ можно опре­делить как обслуживание членов-пайщиков и удовлетворение их по­требностей в товарах народного потребления и различных видах ус­луг за счет денежных и материальных взносов. Именно для этого создаются  потребительские общества, то есть люди добровольно вступают в них и вносят обусловленные размеры паевых и вступительных взносов, финансовых ресурсов. Поскольку потребительские общества являются главным звеном во всей системе потребительской кооперации, постольку их миссия предопределяет миссию других кооперативных органов и всей системы в целом.

Миссия регионального союза потребительских обществ может быть представлена как координация деятельности потребительских обществ, правовая защита интересов, информационно-методическое и организационно-хозяйственное покровительство членов данного союза. Здесь речь идет не о непосредственном обслуживании пайщиков, а только о властном обеспечении кооперативных организаций на данной территории.

Если миссия задает общие ориентиры, направления функцио­нирования любой организации, то конкретные конечные состояния, к Которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, то есть цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых и направлена ее деятельность. Это наиболее динамичная категория в управленческой деятельности. Цели не должны консервироваться и записываться в уставах, они разра­батываются представительными, исполнительными и контрольными органами и должны соответствовать требованиям миссии.

В целях кроется большая мобилизирующая сила, которая сплачивает всех работников системы для достижения единых глобальных рубежей и в то же время выделяет задания для более мелких и конкретных участков. Динамичность целей кооперативных организаций может проистекать как во времени, так и в пространстве, то есть для разных временных отрезков цели могут видоизменяться, формироваться и для разных структурных подразделений.

Кроме динамичности существует еще одна отличительная осо­бенность целей: если задачи - это перечень работ, над которыми формируется управленческая деятельность, то цели выражаются количественно в натуральных или стоимостных показателях. Для каждой группы работников, а иногда и для отдельных исполнителей утверждаются свои особые показатели целей, которые еще называют заданиями.

В качестве конечной цели для организации потребительской кооперации некоторые авторы выделяют физический объем рознич­ного оборота торговли, другие - степень удовлетворения спроса по­купателей. В условиях рыночных отношений стало преобладать мне­ние о том, что конечная цель хозяйственной деятельности - это мак­симальный доход, прибыль. Каждая точка зрения имеет логическое обоснование.

Правильнее исходить из того, что конечная цель должна напря­мую выводиться из миссии организации. У коммерческого предпри­ятия, предназначенного для увеличения средств собственников, главной целью является доход (прибыль). Именно он (она) распреде­ляется по долям собственников - участников коммерческой деятель­ности. Для потребительских кооперативов миссия заключена в удов­летворении потребностей на товары народного потребления, значит, и конечной целью может служить величина проданных товаров и оказанных услуг.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительские общества и их союзы не являются коммерческими организациями, поэтому их целью не может быть извлечение прибыли. В принципе им не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако ею можно заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.

Цели потребительской кооперации следует представить в виде дерева целей, где главный его ствол можно представить как объем оборота рознич­ной торговли. Ответвлениями от цели могут быть подцели, такие как собственное производство, закупка сельхозпродуктов и сырья, за­купка товаров у оптовых и других производственных предприятий; формирование доходов и расходов; материально-техническое обес­печение всех операций, связанных с поступлением и реализацией то­варов и услуг; кадровое обеспечение каждой организационной струк­туры.

Для наиболее полного выполнения миссии и конечных целей кооперативные организации могут создавать в своем составе специ­альные организации на правах самостоятельного юридического лица или без предоставления самостоятельности на одном балансе райпо. Эти организации могут быть оптовыми, розничными, промышлен­ными, строительными, автотранспортными и других специализаций. Для них могут утверждаться положения и уставы с точки зрения по­нятий миссии и целей, а также с учетом Гражданского кодекса РФ они могут быть обществами с ограниченной ответственностью, фи­лиалами и т.п.

Хозяйственные подразделения потребсоюза (ООО, кооперативы и т.п.) в качестве миссий в уставе могут записывать строительно-монтажные работы, автоперевозки, товароснабжение кооперативных организаций и предприятий в зоне деятельности потребсоюза. У чисто торговых коммерческих предприятий в качестве миссии может быть накопление собственных финансовых ресурсов. Тогда и глав­ные конечные показатели таких организаций будут соответствовать их специализации и выражать интересы учредителей.

Подлинными реализаторами миссии и целей потребительской кооперации выступают ее магазины, расположенные в сельской ме­стности, особенно в небольших населенных пунктах. Здесь магазины превращаются из чисто хозяйственных звеньев, выполняющих тор­говые функции, в приемозаготовительные пункты всех видов сель­скохозяйственных продуктов и сырья, привлечения заемных средств населения, обеспечения людей работой, оказания бытовых и других услуг. Иначе говоря, магазины потребительской кооперации должны стать центрами по всем направлениям деятельности потребительской кооперации в сельской местности, через них должна осуществляться живая связь с пайщиками и обслуживаемым населением.

Понятие организации и её роль в потребкооперации.

Организация взаимодействия - это вторая общая функция управления, без которой не может обойтись никакая управленческая деятельность. Эта функция настолько глубоко пронизывает все целе­направленные воздействия, что первоначально понятие управления сводилось к организации. Позднее ученые заметили, что управление - понятие шире организации, что организация - это всего лишь одна из функций управления. Смысловое значение слова организация многообразно. Во-первых, организацию можно понимать как сло­жившуюся четко очерченную систему. Например, потребительское общество, райпотребсоюз, облпотребсоюз, райзаготконтора, универ­сальная база и др. Наличие таких структур дает систему построения потребительской кооперации (рис. 4.7).

Другое смысловое значение слова организация состоит в том, что оно предполагает взаимодействие различных органов управле­ния: сфера регулирования, создание внутренней структуры, установ­ление связей между частями этой структуры. Это и есть функция управления. Третье смысловое значение предполагает реагирование на каждый фактор, каждый случай изменения ситуации. Эти приемы воздействия субъектов на объекты управления рассматриваются как методы управления. Здесь действует не процессный, а ситуационный подход. Методы рассматриваются в части II настоящего пособия.

Организационное взаимодействие, в свою очередь, тоже не од­нозначно. Здесь можно выделить формирование организационных структур и распределение должностных полномочий, ответственно­сти, прав и обязанностей среди работников в аппарате управления. При этом просматривается логическая последовательность: первона­чально формируются структуры, а затем определяются полномочия.

Функция организации - это формирование оптимальной организаци­онной структуры, распределение полномочий и ответственности в аппарате управления.

Задачи кооперативных организаций записываются в уставе и  предопределяют организационную структуру субъекта и объекта управления. Если в уставе записана задача продавать товары пайщикам, то необходимо иметь какое-то количество предприятий рознич­ной торговли. Если записано, что потребительское общество продает товары не только пайщикам, но и населению, то количество магазинов будет больше и они будут крупнее. В структуре аппарата управления в этом случае нужно сформировать звено организаторов торговли. Однако не все задачи потребительского общества записыва­ются в уставе, некоторые формируются в последующей деятельности и вписываются в решениях.

Любая стратегия, в том числе в потребительской кооперации, вступившей в рыночные отношения, строится на множестве своих принципов, которые можно объединить в четыре группы правил.

Первая группа - это правила для оценки стратегии по количеству в показателях, а по качеству - в ориентирах. Для потребительского общества это будет означать необходимое количество торговых единиц, работников, оборотных, технических средств с какими-то ориентировочными качествами. Без этого невозможно ни наметить, ни выполнить стратегическую цель.

Вторая группа - это правила для формирования отношений с внешней средой. Для потребительского общества это будет означать стабильное наличие поставщиков и покупателей, товаров и услуг. Без организация погибнет, внешняя среда ее уничтожит. Помогают избежать некоторых неприятностей, исходящих от внешней среды, объединение в потребсоюзы и взаимная выручка различных звеньев кооперативного управления.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.