ЦЕНТРОСОЮЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра экономической теории и управления
Вариант 1
Выполнил: Добрынин А.В.
Шифр: ЭК-03-041
Курс: 6-основной
Чита 2008
Понятие миссии, целей и целевых задач потребительских обществ и потребсоюзов.
Целевое начало в деятельности любой организации возникает отражение целей и интересов различных групп людей, так или иначе связанных с деятельностью организации и вовлеченных в процесс ее функционирования.
Миссия организации в большей или меньшей мере должна отражать интересы всех названных субъектов. Однако наиболее сильное влияние оказывают интересы собственников, сотрудников и покупателей. В потребительской кооперации собственниками или хозяевами потребительских обществ являются пайщики. Они же являются покупателями товаров, потребителями услуг и в ряде случаев сотрудниками предприятий потребительских обществ. Поэтому пайщики, являясь полноправными хозяевами потребительских обществ, определяют их миссию и цели.
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть. Она также показывает отличие организации от других ей подобных. Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, определяет ее предназначение. Например, миссия агрофирмы в том, чтобы выращивать сельскохозяйственную продукцию; учебного заведения - обучать студентов, учащихся; строительной организации - строить здания, сооружения и т.д.
Миссия кооперативных организаций и предприятий своеобразна, она существенно отличается от миссии других государственных, муниципальных и частных предприятий. Именно отсюда вытекают все последующие особенности целей их развития. Среди кооперативных организаций можно выделить существенные различия в миссиях производственных и потребительских кооперативов.
Миссию потребительских обществ можно определить как обслуживание членов-пайщиков и удовлетворение их потребностей в товарах народного потребления и различных видах услуг за счет денежных и материальных взносов. Именно для этого создаются потребительские общества, то есть люди добровольно вступают в них и вносят обусловленные размеры паевых и вступительных взносов, финансовых ресурсов. Поскольку потребительские общества являются главным звеном во всей системе потребительской кооперации, постольку их миссия предопределяет миссию других кооперативных органов и всей системы в целом.
Миссия регионального союза потребительских обществ может быть представлена как координация деятельности потребительских обществ, правовая защита интересов, информационно-методическое и организационно-хозяйственное покровительство членов данного союза. Здесь речь идет не о непосредственном обслуживании пайщиков, а только о властном обеспечении кооперативных организаций на данной территории.
Если миссия задает общие ориентиры, направления функционирования любой организации, то конкретные конечные состояния, к Которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, то есть цели - это конкретное состояние отдельных характеристик организации, на достижение которых и направлена ее деятельность. Это наиболее динамичная категория в управленческой деятельности. Цели не должны консервироваться и записываться в уставах, они разрабатываются представительными, исполнительными и контрольными органами и должны соответствовать требованиям миссии.
В целях кроется большая мобилизирующая сила, которая сплачивает всех работников системы для достижения единых глобальных рубежей и в то же время выделяет задания для более мелких и конкретных участков. Динамичность целей кооперативных организаций может проистекать как во времени, так и в пространстве, то есть для разных временных отрезков цели могут видоизменяться, формироваться и для разных структурных подразделений.
Кроме динамичности существует еще одна отличительная особенность целей: если задачи - это перечень работ, над которыми формируется управленческая деятельность, то цели выражаются количественно в натуральных или стоимостных показателях. Для каждой группы работников, а иногда и для отдельных исполнителей утверждаются свои особые показатели целей, которые еще называют заданиями.
В качестве конечной цели для организации потребительской кооперации некоторые авторы выделяют физический объем розничного оборота торговли, другие - степень удовлетворения спроса покупателей. В условиях рыночных отношений стало преобладать мнение о том, что конечная цель хозяйственной деятельности - это максимальный доход, прибыль. Каждая точка зрения имеет логическое обоснование.
Правильнее исходить из того, что конечная цель должна напрямую выводиться из миссии организации. У коммерческого предприятия, предназначенного для увеличения средств собственников, главной целью является доход (прибыль). Именно он (она) распределяется по долям собственников - участников коммерческой деятельности. Для потребительских кооперативов миссия заключена в удовлетворении потребностей на товары народного потребления, значит, и конечной целью может служить величина проданных товаров и оказанных услуг.
В соответствии с Гражданским кодексом РФ потребительские общества и их союзы не являются коммерческими организациями, поэтому их целью не может быть извлечение прибыли. В принципе им не запрещено заниматься предпринимательской деятельностью. Однако ею можно заниматься лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы.
Цели потребительской кооперации следует представить в виде дерева целей, где главный его ствол можно представить как объем оборота розничной торговли. Ответвлениями от цели могут быть подцели, такие как собственное производство, закупка сельхозпродуктов и сырья, закупка товаров у оптовых и других производственных предприятий; формирование доходов и расходов; материально-техническое обеспечение всех операций, связанных с поступлением и реализацией товаров и услуг; кадровое обеспечение каждой организационной структуры.
Для наиболее полного выполнения миссии и конечных целей кооперативные организации могут создавать в своем составе специальные организации на правах самостоятельного юридического лица или без предоставления самостоятельности на одном балансе райпо. Эти организации могут быть оптовыми, розничными, промышленными, строительными, автотранспортными и других специализаций. Для них могут утверждаться положения и уставы с точки зрения понятий миссии и целей, а также с учетом Гражданского кодекса РФ они могут быть обществами с ограниченной ответственностью, филиалами и т.п.
Хозяйственные подразделения потребсоюза (ООО, кооперативы и т.п.) в качестве миссий в уставе могут записывать строительно-монтажные работы, автоперевозки, товароснабжение кооперативных организаций и предприятий в зоне деятельности потребсоюза. У чисто торговых коммерческих предприятий в качестве миссии может быть накопление собственных финансовых ресурсов. Тогда и главные конечные показатели таких организаций будут соответствовать их специализации и выражать интересы учредителей.
Подлинными реализаторами миссии и целей потребительской кооперации выступают ее магазины, расположенные в сельской местности, особенно в небольших населенных пунктах. Здесь магазины превращаются из чисто хозяйственных звеньев, выполняющих торговые функции, в приемозаготовительные пункты всех видов сельскохозяйственных продуктов и сырья, привлечения заемных средств населения, обеспечения людей работой, оказания бытовых и других услуг. Иначе говоря, магазины потребительской кооперации должны стать центрами по всем направлениям деятельности потребительской кооперации в сельской местности, через них должна осуществляться живая связь с пайщиками и обслуживаемым населением.
Понятие организации и её роль в потребкооперации.
Организация взаимодействия - это вторая общая функция управления, без которой не может обойтись никакая управленческая деятельность. Эта функция настолько глубоко пронизывает все целенаправленные воздействия, что первоначально понятие управления сводилось к организации. Позднее ученые заметили, что управление - понятие шире организации, что организация - это всего лишь одна из функций управления. Смысловое значение слова организация многообразно. Во-первых, организацию можно понимать как сложившуюся четко очерченную систему. Например, потребительское общество, райпотребсоюз, облпотребсоюз, райзаготконтора, универсальная база и др. Наличие таких структур дает систему построения потребительской кооперации (рис. 4.7).
Другое смысловое значение слова организация состоит в том, что оно предполагает взаимодействие различных органов управления: сфера регулирования, создание внутренней структуры, установление связей между частями этой структуры. Это и есть функция управления. Третье смысловое значение предполагает реагирование на каждый фактор, каждый случай изменения ситуации. Эти приемы воздействия субъектов на объекты управления рассматриваются как методы управления. Здесь действует не процессный, а ситуационный подход. Методы рассматриваются в части II настоящего пособия.
Организационное взаимодействие, в свою очередь, тоже не однозначно. Здесь можно выделить формирование организационных структур и распределение должностных полномочий, ответственности, прав и обязанностей среди работников в аппарате управления. При этом просматривается логическая последовательность: первоначально формируются структуры, а затем определяются полномочия.
Функция организации - это формирование оптимальной организационной структуры, распределение полномочий и ответственности в аппарате управления.
Задачи кооперативных организаций записываются в уставе и предопределяют организационную структуру субъекта и объекта управления. Если в уставе записана задача продавать товары пайщикам, то необходимо иметь какое-то количество предприятий розничной торговли. Если записано, что потребительское общество продает товары не только пайщикам, но и населению, то количество магазинов будет больше и они будут крупнее. В структуре аппарата управления в этом случае нужно сформировать звено организаторов торговли. Однако не все задачи потребительского общества записываются в уставе, некоторые формируются в последующей деятельности и вписываются в решениях.
Любая стратегия, в том числе в потребительской кооперации, вступившей в рыночные отношения, строится на множестве своих принципов, которые можно объединить в четыре группы правил.
Первая группа - это правила для оценки стратегии по количеству в показателях, а по качеству - в ориентирах. Для потребительского общества это будет означать необходимое количество торговых единиц, работников, оборотных, технических средств с какими-то ориентировочными качествами. Без этого невозможно ни наметить, ни выполнить стратегическую цель.
Вторая группа - это правила для формирования отношений с внешней средой. Для потребительского общества это будет означать стабильное наличие поставщиков и покупателей, товаров и услуг. Без организация погибнет, внешняя среда ее уничтожит. Помогают избежать некоторых неприятностей, исходящих от внешней среды, объединение в потребсоюзы и взаимная выручка различных звеньев кооперативного управления.
Страницы: 1, 2