Рефераты. Менеджмент и менеджеры

Рассмотрим особенности управленческого труда. Они заключаются в характере труда менеджера и отражаются в содержании труда, его разделении и кооперации.

Характерными чертами труда менеджеров является то, что этот труд носит преимущественно умственный, творческий характер. Его главный смысл составляет выявление и устранение проблем в функционировании организации. Однако менеджеры должны не только вовремя выявлять проблемы, но и владеть методами их решения, иметь четкое представление о том, какие подходы надо применить в каждом конкретном случае. К примеру, если возникла проблема в производстве, в финансовом отделе или исследовательском звене фирмы, ее решение потребует учета особенностей работы каждого из этих подразделений, а также изучения конкретных причин, по которым она возникла.

Предметом труда в управлении, специфическим объектом его приложения является информация. В управленческом труде сочетаются творческие, логические и технические операции, связанные с обработкой, передачей и хранением информации.

Достижение цели управления осуществляется путем подготовки и реализации совокупности управляющих воздействий.

Управляющее воздействие на объект управления – это и есть специфический продукт управленческого труда. Основной формой такого воздействия является управленческое решение.

Содержание управленческого труда определяется функциями, которые необходимо выполнять менеджерам, чтобы достичь целей организации. Исходя из перечня функций, можно установить виды работ, которые должны выполнять менеджеры в процессе своей деятельности. К ним относятся:

·                   установление целей для организации в целом, для ее подразделений или отдельных работников;

·                   разработка и формулирование генеральной линии развития организации. Это может быть сделано в виде концепции развития, стратегии, политики, плана. Кроме того, руководитель должен определить, какие именно действия необходимо осуществить для реализации намечаемых путей развития;

·                   создание условий для достижения поставленных целей. То есть, распределение работы между исполнителями, определение им конкретных заданий, организация работы;

·                   стимулирование активности работников, координирование их действий и контроль за выполнением заданий.

Работа по управлению организацией выполняется управленческим персоналом, который в совокупности составляет аппарат управления.

Разделение управленческого труда можно рассматривать в функциональном, структурном и технологическом аспекте.

Функциональное разделение труда основывается на формировании групп работников управления, выполняющих одинаковые функции менеджмента: планирование, организация, мотивация, контроль и др. Соответственно, одни работники управления специализируются на работах по планированию, другие организовывают выполнение планов, третьи осуществляют контроль и т. д.

С точки зрения структурного разделения труда в процессе управления менеджеров подразделяют по уровням и сферам деятельности – специальным функциям. Вертикальное разделение труда менеджеров (по уровням) позволяет выделить высший, средний и первичный уровни управления.

Руководители высшего уровня управления принимают важнейшие для организации решения, определяют стратегию ее поведения и развития. Главными задачами руководителей высшего уровня являются:

·                   определение видения, миссии и целей развития организации;

·                   установление стратегических целей и направлений развития организации;

·                   разработка и проведение политики развития ключевых подсистем организации: производства продукции (услуги), маркетинга, научных исследований и нововведений и т. д.;

·                   разработка финансовой и инвестиционной политики;

·                   вопросы социального развития и управления персоналом;

·                   управление подсистемами, обеспечивающими координацию, контроль и оценку деятельности подразделений и организации в целом.

Руководители среднего уровня координируют и контролируют работу менеджеров более низких уровней. В больших организациях руководителей среднего уровня бывает достаточно много, поэтому они сами могут подразделяться по уровням. Руководители среднего уровня часто возглавляют крупные подразделения организации. Характер их работы в большей мере определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Например, начальник цеха на промышленном предприятии руководит нижестоящими звеньями, взаимодействует с инженерными службами, анализирует данные о работе своего подразделения, обдумывает перспективы его развития.

Руководители первичного уровня (операционные руководители) – это организационный уровень, находящийся непосредственно над исполнителями. Младшие менеджеры обычно непосредственно отвечают за выделенные ресурсы, такие как сырье, материалы, оборудование. Они распределяют производственные задания, организуют их выполнение, осуществляют контроль за работой подчиненных.

Разделение труда по специальным функциям (горизонтальное разделение труда) предполагает выделение функциональных подсистем в управлении. Например, управление финансами, управление сбытом готовой продукции и т. д.

Технологическое разделение труда учитывает виды и сложность выполняемых работ. По этим критериям в аппарате управления выделяют три категории работников: руководители, специалисты и служащие (технические исполнители).

1.                 Руководители. Их главной функцией и главным отличием от других категорий работников управления является принятие решений по всем вопросам, относящимся к их компетенции.

2.                 Специалисты различных профессий – инженеры, технологи, экономисты, юристы и т. д. Их главной задачей является квалифицированная проработка конкретных вопросов, решения по которым принимают руководители. При этом они собирают и обрабатывают необходимую информацию, производят различного рода расчеты.

3.                 Служащие (технические исполнители) осуществляют информационное обслуживание аппарата управления, то есть получают, осуществляют первичную обработку, передают, обеспечивают хранение деловой информации, необходимой для осуществления управления. К техническим исполнителям относятся: секретари, машинистки, работники канцелярии и др.

Разделение труда в управлении обуславливает необходимость его кооперации. Кооперация означает совместную работу для достижения общих целей или предназначения организации.

Для того чтобы наладить слаженную совместную работу сотрудников аппарата управления, необходимо найти связующие элементы, которые позволят объединить усилия исполнителей для достижения общей цели. Объединение усилий должно происходить на определенной основе. При этом должны быть налажены механизмы кооперации. В качестве механизмов кооперации в управлении могут служить:

·                   общие ценности и культура организации;

·                   сформулированные и доведенные до сведения исполнителей стратегия и планы развития организации;

·                   информационная открытость организации;

·                   распределение функций и закрепление их в организационной структуре управления;

·                   налаживание групповой (командной) работы.

Таким образом, мы рассмотрели содержание и особенности управленческого труда. При этом мы отметили, что управленческий труд имеет ряд специфических особенностей. Характер и содержание труда делают труд руководителя сложным, разнообразным, вносят в него элементы непредсказуемости, рискованности.

Для того чтобы менеджер, несмотря на отмеченные сложности, мог успешно осуществлять управленческую деятельность, необходимо, чтобы он имел профессиональные знания, опыт и владел искусством управления.

Комплекс научных знаний позволяет объективно оценивать ситуацию, грамотно проводить анализ проблем, учитывать факторы и тенденции изменений внешней и внутренней среды организации. В то же время наличие знаний ускоряет приобретение профессионального опыта. Опыт управленческой деятельности позволяет менеджеру экономить время за счет того, что многие ситуации ему уже знакомы и решения принимаются по типовым схемам, многие действия выполняются автоматически. Большой и разносторонний опыт руководителя может перерасти в искусство управления, когда при решении проблемы вместо «сухого» анализа и расчетов (или вместе с ними) происходит многомерное восприятие ситуации, включается интуиция и ощущение того, как это «должно быть». Искусство управления позволяет также находить решения там, где вообще невозможно использовать рациональные методы принятия решений. Например: как выбрать способы эффективного воздействия на человека? Как воодушевить его на работу и ответственное отношение к делу?

Знания, опыт и владение искусством управления дает основу для творческого подхода в управлении, когда руководитель ищет нетрадиционные пути решения возникающих проблем.

Осуществляя свою профессиональную деятельность, менеджеры играют определенные роли.

Роль – это модель поведения человека в системе служебных и неслужебных отношений, соответствующая его месту в организации, официальным задачам, его индивидуальным психологическим особенностям, личным ценностям, а также ожиданиям окружающих.

Можно утверждать, что менеджеры в процессе своей деятельности играют следующие роли: концептолог, организатор, лицо, принимающее решение, инициатор, арбитр, эксперт, консультант.

Выполнение сложной, разнообразной, требующей инициативного и творческого подхода работы требует от менеджера наличия определенных профессиональных и личностных качеств. Среди них можно назвать: интеллект, систему знаний, уровень образования, вариабельное мышление, опыт практической деятельности, решительность и осторожность, нравственность (этичность), целеустремленность, убежденность (уверенность), настойчивость (воля), гуманизм, способность к исследованиям.

Приведенный перечень личностных и профессиональных качеств не является исчерпывающим. Кроме того, в конкретных ситуациях не все из названных качеств являются значимыми и обязательными. Тем не менее, личность менеджера и соответствующие ей качества, безусловно, имеют значение для его успешной профессиональной деятельности.

В общем понимании личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности (социальной группы). Личность менеджера – это не только требования, которые предъявляются к нему с позиций эффективного управления. Это оригинальное, неповторимое сочетание качеств, которые определяют его стиль управленческой деятельности, выбор позиций в критических ситуациях, отношение к действительности, к людям.

Формирование личности менеджера может осуществляться в соответствии со следующими принципами:

·                    оценка и осознание своих способностей;

·                    развитие способностей;

·                    тренировка характера;

·                    освоение культуры деятельности;

·                    воспитание социальной ответственности;

·                    интеллектуальное развитие;

·                    целеустремленность.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Совместная деятельность людей требует согласования усилий работников. Управление – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей.

В управленческой деятельности можно выделить структурно-содержательный и процессуально-содержательный аспекты. Структурно-содержательный аспект представляет собой выделение видов деятельности руководителя: предвидение, организация, активизация, координирование, регулирование, контроль. Процессуально-содержательный аспект рассматривает последовательность действий руководителя: целеполагание, определение ситуации, определение проблем и необходимости их решения, принятие решения.

Управление осуществляется в виде каких-либо действий. Последовательность и комбинация действий, из которых состоит управление, представляет собой процесс управления. Воздействие осуществляется в системе управления. Система управления – это совокупность элементов и связей между ними. Для реализации управления необходим механизм управления, который представляет собой совокупность средств и методов воздействия на деятельность людей.

Менеджмент является особым типом управления, который реализуется в условиях рыночной экономики, то есть в условиях экономической самостоятельности и предпринимательской деятельности организаций, в условиях конкуренции и риска. Менеджмент имеет признаки, отличающие его от других типов управления. Среди них: опора на экономические средства воздействия использование мотивационных механизмов управления, современных информационных технологий, профессионализация управления.

Менеджмент имеет свою инфраструктуру. Он опирается на научное сознание, менталитет общества и искусство управления. Менеджмент требует профессионального управления.

В центре деятельности по управлению организацией стоит менеджер – должностное лицо, профессионально осуществляющее управление.

Управленческий труд характеризуется особым предметом и результатом труда, содержанием труда, разделением и кооперацией в деятельности работников управления.

Факторами успешной деятельности менеджера являются: комплекс научных знаний, опыт управленческой деятельности и искусство менеджера.

Менеджер в процессе своей деятельности играет роли, определенные его должностным положением в организации.

Для успешного выполнения менеджером своих функций он должен обладать определенными профессиональными и личностными качествами. Необходимые качества личности менеджера могут целенаправленно формироваться и воспитываться.


Литература


1.           Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента. – М.: ДеКа, 2004.

2.           Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001.

3.           Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА-М, 1999.

4.           Бусыгин А.В. Эффективный менеджмент: Учебник. – М.: Финпресс, 2000.

5.           Веснин В.Р. Менеджмент: Учебник. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.

6.           Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс: Учебник. – М.: МГУ, 1995.

7.           Дафт Р.Л. Менеджмент. – СПб: Питер, 2002.

8.                 Кнышова Е.Н. Менеджмент: Учебное пособие. – М.: ФОРУМ, ИНФРА-М,2003.

9.                 Менеджмент / В.П. Галенко, А.И. Рахманов, О.А.Страхова. – СПб.: Питер, 2003.

10.             Мескон М.Х., Альберт М, Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. – М.: Дело, 1992.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.