ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА «МЕНЕДЖМЕНТ»
РЕФЕРАТ
Менеджмент и менеджеры
Выполнил___________________
Принял (а) ЖЕРНАКОВА М. Б.
Москва, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………………3
1. Управление в деятельности человека................................................4
2. Менеджмент как тип управления....................................................11
3. Менеджер в организации и системе менеджмента........................14
Заключение……………………………………………………………….21
Литература……………………………………………………………….23
ВВЕДЕНИЕ
Для успешного развития экономики России необходимо обеспечить эффективное управление, основанное на использовании мировых и российских достижений в области науки и практики менеджмента.
Главный вопрос, на который мы должны получить ответ: что такое менеджмент и кого можно назвать менеджерами?
Управление как особый вид профессиональной деятельности возникло в ходе развития общественного производства. Его появление связано с укрупнением производства, появлением вместо мастеров-одиночек крупных промышленных предприятий, требующих принципиально иной организации труда и управления. Большей частью причиной появления управления как обособленного вида деятельности является разделение труда и необходимость углубленных профессиональных знаний для организации и координирования совместной деятельности людей. Управление представляет собой целенаправленное воздействие. Виды деятельности в управлении можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте. Для того чтобы осуществлять управление, руководителю необходимо выполнять определенные действия. Последовательность и комбинация действий составляет процесс управления. Осуществление действий происходит в определенной среде – в системе управления. Для того чтобы управленческие действия достигли желаемого результата, необходимо использовать определенные средства и методы воздействия на людей, то есть механизм управления.
Управление – понятие широкое. Существуют различные типы управления – бюрократическое, командно-административное, технократическое и др. Мы с вами будем изучать особый тип управления – менеджмент. Именно этот тип управления в наибольшей степени соответствует рыночным условиям хозяйствования. При этом мы рассмотрим основные признаки менеджмента как типа управления и его инфраструктуру, необходимость профессионализма в управлении.
Реализуют управление менеджеры – должностные лица, в обязанности которых входит управление организациями и их подразделениями. Управление представляет собой особый вид деятельности. Его специфика проявляется в особенностях управленческого труда. Можно определить факторы успешной деятельности менеджера. Все менеджеры в процессе своей деятельности играют определенные роли, обусловленные их должностным положением. Специфика управленческого труда предъявляет требования к профессиональным и личным качествам менеджера. Причем профессиональные качества могут и должны целенаправленно формироваться.
1. Управление в деятельности человека
Деятельность человека представляет собой совокупность действий, направленных на достижение определенного результата. Для того чтобы сделать задуманное и в результате достичь желаемого результата, человеку необходимо спланировать свои действия, самоорганизоваться, проанализировать получаемые результаты, при необходимости скорректировать поставленные цели и т.д. В случае, когда человек выполняет какую-то работу своими руками и работает один, он, как правило, даже не задумывается над тем, что реализует самоуправление.
Другая ситуация складывается, когда работает группа людей. Чаще всего для выполнения большой и сложной работы люди объединяются в организации. Это происходит потому, что совместная согласованная деятельность позволяет достичь гораздо больших результатов, чем, если бы каждый человек работал самостоятельно. При совместной деятельности труд организуется на принципиально иной основе. Так, в большинстве случаев при совместной деятельности имеет место разделение труда. То есть, отдельные работники выполняют те или иные трудовые операции, из которых состоит процесс получения продукта в целом. Вследствие разделения труда трудовой процесс оказывается разорванным на части. В таком случае для получения желаемого результата труда необходимо планировать, организовывать, согласовывать работу отдельных людей, а также выполнять еще целый ряд действий для того, чтобы объединить и направить усилия работников на достижение общей цели. Таким образом, работа по координированию действий отделяется от самих действий и становится самостоятельным видом деятельности – управлением.
В самом общем виде управление – это деятельность по целевому изменению траектории движения управляемого объекта.
Организация представляет собой группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общих целей.
Организации создаются для удовлетворения разнообразных потребностей, поэтому очень велико разнообразие самих организаций. Они могут различаться по сфере деятельности, по масштабам, по назначению и роли, по формам собственности, по отношению к прибыли и т. д. Например, организации могут быть:
· производственными, научно-исследовательскими, учебными, спортивными;
· крупными, средними и малыми;
· частными, государственными, коммерческими и некоммерческими, и т. д.
Организации, в которых для достижения общих целей применяется совместный труд людей, являются социально-экономическими институтами. Они функционируют в форме предприятий, фирм, компаний и корпораций.
Применительно к организации можно дать следующее определение управления:
Управление организацией – это целенаправленное воздействие, согласующее совместную деятельность людей в организациях.
Обратим внимание на то, что специфика управленческой деятельности заключается в воздействии. Основная задача руководителя состоит в том, чтобы воздействовать на подчиненных и обеспечивать, таким образом, достижение целей организации.
Воздействия в процессе управления могут быть разными: формальное и неформальное, прямое и опосредованное, явное и неявное, жесткое и мягкое, принудительное и мотивирующее, спонтанное и целесообразное, случайное и необходимое, эпизодическое и постоянное и т. д. Воздействия в зависимости от вида могут проявляться в разных формах. Например, формальное воздействие руководителя на подчиненных может выражаться в приказах, распоряжениях, выдаче устных указаний. Неформальное воздействие может выражаться в виде рекомендации, совета, предостережения.
Итак, мы определили управление как воздействие. Из этого следует, что в процессе управления человек (или группа людей) целенаправленно воздействует на кого-то или что-то, чтобы достичь желаемого результата. То есть, существуют субъект и объект управления.
Субъект управления – это источник воздействия. Источником воздействия в каждой конкретной ситуации является определенное звено системы управления. При этом часть социально-экономической системы воздействует на систему в целом. Субъект и объект управления соотносятся как часть и целое.
Субъект управления – это определенное звено системы управления, которое является источником управленческого воздействия.
Субъектами управления являются люди, наделенные полномочиями, правами и ответственностью за выполнение своих должностных обязанностей. Субъекты управления составляют в совокупности аппарат управления.
Объект управления – это часть социально-экономической системы, на которую направлено воздействие.
Объектами управления могут быть отдельные люди или группы людей, а также процессы, протекающие в организации. Например, мы можем управлять исполнителями, отделами и службами, целыми подразделениями организации. Мы можем также управлять технологическим процессом, финансовыми потоками, потоками информации и т. д.
Всю деятельность, которую осуществляет руководитель в процессе управления, можно рассматривать в структурно-содержательном и процессуально-содержательном аспекте. Структурно-содержательный аспект включает в себя перечень, состав видов деятельности по управлению организацией, а процессуально-содержательный – последовательность действий.
Рассмотрим подробнее структурно-содержательный аспект управления. Сюда относятся:
· предвидение – планирование или прогнозирование будущего состояния объекта управления;
· организация – распределение между работниками функций и задач, предоставление им всего необходимого для выполнения рабочих заданий;
· активизация – побуждение людей к работе;
· координирование – согласование усилий работников в процессе выполнения работы;
· регулирование (к. 12-7) – устранение нежелательных отклонений в процессе работы;
· контроль – выявление и оценка достигнутых в процессе работы результатов.
Перечисленные виды деятельности принято называть общими функциями управления. Они называются общими потому, что любой руководитель, выполняя свою работу, реализует эти функции.
Процессуально-содержательный аспект раскрывает нам последовательность действий в процессе управления. Здесь последовательно реализуются следующие действия руководителя:
Страницы: 1, 2, 3