Рефераты. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития ( на примере МО г. Тихорецк)

Успех малого бизнеса в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях. Мелкие фирмы также охотно берутся за освоение оригинальных нововведений, поскольку при выпуске принципиально нового изделия снижается значение крупных лабораторий с устоявшимися направлениями исследований. К тому же малые фирмы стремятся как можно скорее наладить массовое производство. Тем самым, значение разработок, проводимых мелкими предприятиями достаточно важно, прежде всего, с точки зрения расширения рынка предлагаемых товаров и услуг, что в свою очередь активно стимулирует процесс производства с целью наиболее быстрого удовлетворения (вновь рожденного) спроса, мотивируемого разработками, проводимыми фирмами малого и среднего предпринимательства. [11]

Отношение нововведений к затратам на научные исследования и разработки малых предприятий в 3-4 раза выше, чем в крупных. Если проследить путь изобретения, использованного крупными монополиями, то нередко оно оказывается результатом работы отдельных ученых или мелких фирм. Однако последующее внедрение осуществляется компаниями, обладающими необходимыми для этого финансовыми и материальными ресурсами. [12]

Эффективное функционирование экономики возможно лишь при оптимальном соотношении количества крупных, средних и малых предприятий. В нашей стране количество малых предприятий по сравнению с крупными предприятиями гораздо меньше, чем в развитых странах. В США 97% предприятий - малые, а в России - 28% . [13]

МП в России обладает рядом отличительных особенностей, не характерных для малого бизнеса в развитых странах. Среди них:

Таблица 3 - Малый бизнес в разных странах

Страны

Количество предприятий(тыс.)

Количество занятых (млн.)

Доля малого  бизнеса в ВВП (%)

Количество занятых на одном предприятии

Германия

2290

18,5

50 - 52

8,0

Италия

3920

16,8

57 - 60

4,2

США

7300

70,2

50 - 52

9,6

Япония

6450

39,5

52 - 55

6,0

Россия

952

11,5

12,5

9,9

высокий уровень диверсификации (многопрофильности) малых предприятий. Нестабильная российская экономика заставляет предпринимателей искать любые источники дохода, занимаясь различными видами деятельности, порой не связанными между собой ни организационно, ни технологически;

стремление к максимальной самостоятельности. В странах с развитой рыночной экономикой значительная часть малых предприятий работает на условиях субподряда, в системе франчайзинга и т.п.;

высокая доля "теневого" сектора (по различным оценкам, от 30 до 50% реального оборота субъектов МП не задействованы в решении

общегосударственных задач);

низкий технологический и управленческий уровень деятельности.[14]

В 2006 г. России зарегистрировано 952 тыс. малых предприятий и 4,7 млн. индивидуальных предпринимателей. По данным Госкомстата РФ, на 1 января 2005 г. число зарегистрированных малых предприятий достигло 890,9 тыс., что на 1% больше, чем на 1 января 2004 г. По состоянию на 1 января

2004 г. в России было зарегистрировано 882,3 тыс. малых предприятий. В целом же общее количество занятых в малом бизнесе россиян составляло около 18%, что в 2 - 3 раза ниже показателей развитых стран.

Структура уставного капитала малых предприятий выглядит следующим образом. Наибольшая его доля приходится на физические лица (70% от всего уставного капитала малых предприятий). Второй по значимости категорией акционеров-учредителей являются малые предприятия (25,3%). В то же время доли федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти незначительны - всего 0,2%, а участие иностранных юридических и физических лиц не превышает 0,4%.[15]

В настоящее время наиболее привлекательными для малого бизнеса являются отрасли, не требующие значительных капитальных вложений, - торговля, общественное питание, строительство гражданских объектов, мелкий ремонт техники и др. В частности, в торговой сфере работает почти каждое второе предприятие и трудится каждый третий из числа работающих на малых предприятиях. Пока в России данный сектор экономики дает лишь 10 - 11% ВВП . [16]

Вместе с тем о большом, хотя и не реализованном потенциале отечественного МП свидетельствует, например, тот факт, что российские малые предприятия, имея в своем распоряжении всего 3% основных фондов, дают пятую часть всей прибыли, формируя устойчивую базу для сбора налогов. Как показал опыт прошедших лет, МП может бурно развиваться при самой незначительной поддержке, не сравнимой с затратами сил и средств, необходимых для возрождения крупного производства. [17]

Обобщая все вышесказанное, хотелось бы обратить внимание на то, что малый бизнес воздействует на структуру рынка и расширение рыночных отношений, прежде всего в результате изменения количества субъектов рынка, повышения квалификации и степени приобщенности все более и более широких слоев населения к системе предпринимательства и делового администрирования. За последние годы сектор МП упрочил свои позиции. Однако на сегодняшний день потенциал МП реализуется пока лишь частично. Становление его тормозится многочисленными проблемами, среди которых не последнее место занимают проблемы финансирования и кредитования. От решения их зависит не только судьба малого бизнеса, но и рыночных реформ в целом. На современном этапе повышение роли предприятий малого бизнеса в экономике - не случайность, а необходимая закономерность, вызванная самим ходом истории, и потребностями, которые возникали в процессе развития производительных сил и технологий.

2 Проблемы малого бизнеса ( на примере МО г. Тихорецк)

2.1 Современное состояние малого бизнеса МО г. Тихорецк

Развитие сектора малого предпринимательства является стратегической необходимостью повышения политической, экономической и социальной стабильности российского общества. Малое предпринимательство способствует увеличению налогооблагаемой базы для бюджетов различных уровней, снижению уровня безработицы, насыщению рынка разнообразными товарами и услугами.

Сфера малого бизнеса оказывает все большее воздействие на развитие экономике, процессы ее стабилизации. На сегодняшний день малое предпринимательство переходит от стартового этапа к этапу развития. Важное значение имеют эффективность деятельности малых предприятий, активизация производственной и инновационной деятельности. Экономические преимущества малых предприятий заключаются в: быстрой адаптации к рыночным условиям, низком уровне производственных издержек и реализации, в том числе накладных расходов. [18]

В силу нестабильной российской экономики и действующего законодательства значительная часть малых предприятий МО г. Тихорецк диверсифицирует свою деятельность и в основном является многопрофильными предприятиями. Это существенно повышает их устойчивость на рынке за счет внутрифирменного перераспределения ресурсов и работы в различных сегментах рынка. Кроме того, переход от специализации к многопрофильности объясняется желанием малых фирм проводить оперативную переориентацию деятельности в связи с изменением конъюнктуры рынка и стремлением получать наибольшую прибыль, а также различными макроэкономическими факторами, главным образом, политической нестабильностью, изменениями в законодательстве, не отвечающими интересам предпринимательства.

За последние два года вклад малых предприятий г. Тихорецка в насыщение потребительского рынка товарами народного потребления значительно возрос, его влияние на экономику города становится более ощутимым. Показатели их деятельности в последние годы позволяют говорить о достаточной эффективности работы этого сектора экономики. Только 13,9% предприятий малого предпринимательства по итогам 2006 г. имели отрицательный финансовый результат, причем наибольшее количество убыточных малых предприятий имелось в промышленности (29,4%). Сумма убытков малых предприятий в 2006 г. по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года стала в 2 раза меньше. Это позволяет сказать, что малое предпринимательство постепенно адаптируется в условиях рынка.

В настоящее время значительная часть населения города частично или полностью живут на доходы от деятельности в сфере малого предпринимательства. Среднесписочная численность вместе с наёмными работниками составила 2370 человек, что на 10 % больше аналогичного периода 2005г. При возрастающей напряженности на рынке труда малый бизнес остается одной из основных возможностей создания новых рабочих мест.

По состоянию на 29.12.2006 года в налоговом органе муниципального образования город Тихорецк зарегистрировано 3190 субъектов малого бизнеса, из них 250 - юридические лица, что на 20 % больше аналогичного периода 2005г.

Отраслевая структура показывает, что непроизводственная сфера деятельности (торговля, общественное питание) более привлекательна для малого бизнеса, чем производственная (в сфере промышленного производства сосредоточено всего 10 процентов субъектов малого предпринимательства). Основная доля выручки остается в сфере торговли и общественного питания.

Рис. 2 Отраслевая структура малого предпринимательства по видам деятельности

Плотность субъектов малого предпринимательства составляет 87,9 субъекта на 1000 трудоспособного населения, что соответствует средне краевому показателю. Удельный вес малых предприятий в общем количестве хозяйствующих субъектов района составил в 2006 году 31,1%.

Выпуск товаров и услуг малыми предприятиями по всем видам деятельности на 01.01.2007г. составил - 928,7млн. руб., темп роста к соответствующему периоду 2006г. - 117%.

Среднемесячная номинальная заработная плата одного работника, начисленная в январе-сентябре 2006 года по данным статистики составила 5449 руб. и по сравнению с 2005 годом увеличилась на 12,6%.

По следующим видам экономической деятельности наблюдается рост: производство (150%), строительство (156,1%), транспорт и связь (114,8%), розничная торговля (114,9%), деятельность по организации отдыха и развлечению, культуры и спорта (в 2,5 р.).

В общей структуре малого предпринимательства 90% составляет сфера услуг.

Особенно большой вклад в экономику города внесли малые предприятия, осуществляющие строительство объектов производственного, жилищного и социального назначения (87,1% от объема всех строительных работ в городе). И малые предприятия торговли и общественного питания (29,0% всего объема работ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.