Рефераты. Малый бизнес: проблемы и перспективы развития ( на примере МО г. Тихорецк)

С 1996 по 1999 год сектор малого предпринимательства развивается бурно и стремительно. Если малое предпринимательство и дальше будет развиваться такими темпами, то через некоторое время мы догоним США по количеству малых предприятий. Однако остается открытым вопрос, скажется ли это положительно на развитии нашей национальной экономики?

В 2006 году малых предприятий в стране насчитывалось 952 тысяч, и трудятся на них более 11,5 млн. россиян. Структура распределения малых предприятий по основным отраслям экономики существенно не изменилась - безусловным лидером остается торговля и общественное питание (47,1% от общего числа МП против 47,9% в апреле 2005 года), за ним следует промышленность (13,2% против 13,7%) и строительство (13,1% против 12,8%).

Количество замещенных рабочих мест (с учетом совместителей) на МП за год увеличилось на 5% до 7,84 млн. Таким образом, этот сектор экономики обеспечивает около 12% от общего числа рабочих мест в РФ.

В I квартале 2007 года малыми предприятиями было произведено продукции в действующих ценах на сумму 363 млрд. руб., что составляет 12,5% от общего объема российского ВВП (в основных ценах). В аналогичный период прошлого года доля малых предприятий в производстве ВВП равнялась 9,5%.

1.2 Малый бизнес: понятие и особенности функционирования

На территории России малым считается предприятие, основывающееся на частной, муниципальной, государственной собственности, собственности общественных объединений, (организаций), доля которых в уставном капитале не превышает 25% вновь созданной, а также на смешанной форме собственности, не запрещенное законодательством и отвечающее целям, предусмотренным уставами таких предприятий. К малым относятся предприятия всех организационно-правовых форм, удовлетворяющие требованиям Закона РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Предпринимательство - неотъемлемая часть хозяйственной деятельности руководителей и специалистов предприятий, коммерческих и финансовых организаций. Однако до самого последнего времени эта важнейшая функция управления экономикой очень слабо освещалась не только в российской, но и зарубежной литературе.

В Законе РФ «О предпринимательской деятельности» [2] отмечается, что предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную деятельность граждан и их объединений, направленную на получение прибыли. В строгом смысле слова предпринимателями являются только деловые люди, поведение которых на рынке отличается поисковым характером. Поиск нового, организация работы персонала предприятия, направленная на выявление новых возможностей для хозяйственной активности, освоение новых рынков, переход к производству новых товаров и услуг - это и есть предпринимательская деятельность.

Совершенно не обязательно, чтобы предприниматель лично занимался всеми проблемами предприятия. Выполнение отдельных задач может быть делегировано другим лицам. Предприниматель должен быть источником и руководителем творческой активности и предприимчивости работников предприятия.

Предпринимательство - это хозяйственная предприимчивость, отрицающая самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

Хозяйственник, не являющийся предпринимателем, - это плохой работник, поденщик, отбывающий на службе регламентированные часы. Предприниматель ищет и находит пути развития и повышения эффективности производства, улучшения качества работы, увеличения прибыльности предприятия не зависимо от того, является ли он владельцем данного предприятия или наемным служащим.

Задача любого предпринимателя - получить доход на вложенный труд и капитал. Уровень качества его работы определяется объемами полученного дохода на капитал. Следовательно, предпринимательство - это хозяйственная деятельность, направленная на получение и наращивание дохода. [3]

Предприниматель не всегда является собственником капитала, но почти всегда он менеджер в той или иной степени. Фирмы, стремящиеся к развитию, все чаще используют предпринимательский стиль управления, который принимает форму предпринимательского менеджмента. Фирмы, которые уделяют недостаточное внимание предпринимательству, теряют позиции на рынке из - за недостаточной гибкости управления и производства.

 

 








Рисунок 1 Цели предпринимательства

Побеждает тот, кто быстро реагирует на запросы общества, расширяет участие на рынке за счет внедрения новых технологий и освоения производства пользующихся спросом товаров. Сегодня в мире крупного бизнеса крепнет убеждение, что рассчитывать на успех можно только в том случае, если чувствовать себя предпринимателем. [4]

Среди наиболее важных целей предпринимателя - производство товаров и услуг, доход, престиж, развитие бизнеса.

Развитие капитализма в течение долгого времени неопровержимо доказывало, что извлечение дохода и обеспечение благополучия общества мало совместимы. В истории достаточно примеров, подтверждающих это.

Однако времена изменились, а вместе с ними изменилось и общество, которое, опираясь на достижение науки и техники, стремится к установлению демократии и в интересах самозащиты отторгает бизнес, не отвечающий его запросам и условиям современного производства.

Изменился и сам предприниматель: к таким исконным его чертам, как предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, добавилось образование, интеллект, чувство социальной ответственности.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции:

предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс производства товаров и услуг с целью получения прибыли;

предприниматель есть организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения;

предприниматель - это новатор, внедряющий на коммерческой основе новые продукты, новые технологии, новые формы организации дела;

предприниматель это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения цели бизнеса. [5]

В принципе, малый бизнес заполняет те ниши рынка, в которых крупный бизнес оказывается неэффективным. Сферой малого предпринимательства традиционно являются розничная торговля, бытовые услуги, производство продуктов питания, строительство и ремонт жилья. Но, в России, в отличие от многих развитых стран, в этих сферах все еще велика доля крупных предприятий. В нашей стране малый бизнес находится скорее в конфликтных отношениях с крупным, а не сотрудничает с ним.

Малый бизнес успешно функционирует во всех отраслях японской экономики, являясь наиболее активным и мобильным элементом рынка в развитии свободной конкуренции, повышении конкурентоспособности японской продукции и адаптации к структурным изменениям в сфере услуг и промышленного производства. Практически 99% предприятий Японии относятся к сфере малого и среднего бизнеса. Из них 73,75 работают в производстве, 85,95 в товаропроизводящей сети, 67,5% в сфере услуг. В отношении малого бизнеса проводится целенаправленная политика стимулирования производства.

В Германии предприятия малого бизнеса составляют сейчас 99,8% от общего числа фирм. При этом на них приходится 2/3 рабочих мест. Ежегодно сфера малого бизнеса производит 46% ВВП, предприятия малого бизнеса можно встретить практически во всех отраслях. Государственная поддержка малому бизнесу направлена на мобилизацию его собственных резервов в целях повышения его эффективности и конкурентоспособности выражается в законодательном обеспечении его деятельности. [6]

Важной функцией малого бизнеса является создание новых рабочих мест. Создание одного рабочего места на малом предприятии обходится в 15 раз дешевле, чем на крупном. В России данная функция реализуется в гораздо большей степени, чем в странах с развитой рыночной системой, в силу кризисного состояния многих крупных предприятий.

Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его каптал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице.

Сферы деятельности малого бизнеса - мелкосерийное и индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение.

1.3 Роль и значение малого предпринимательства в экономике

Особую роль в развитии рыночной экономики, как свидетельствует мировой опыт, играет малое предпринимательство.

Становление МП в современной России является необходимым условием решения комплекса сложнейших социально-экономических проблем, вовлечения в предпринимательский сектор значительной части незанятого населения, переориентации кредитной и налоговой политики на стимулирование развития производства, переход к инновационному типу экономического развития и т.д.

Во-первых, малый бизнес обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Во-вторых, он способен не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться.

В-третьих, - создавать атмосферу конкуренции.

В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), он создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. [7]

Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Ведя ожесточенную конкурентную борьбу за выживание, они вынуждены постоянно развиваться и адаптироваться к текущим условиям рынка, ведь чтобы существовать, надо получать средства к существованию, а значит быть лучше других, чтобы прибыль доставалась именно им.

На мелких предприятиях отмечается более высокая эффективность труда, малые фирмы с меньшими затратами удовлетворяют потребности в дефицитных видах товаров и услуг на основе разработки местных источников (сырья) и обеспечивает при этом большую занятость. Они увеличивают размеры поступлений в муниципальные бюджеты, стимулируют НТП, выполняют другие важные для хозяйства функции.

О значительном потенциале малого бизнеса свидетельствует тот факт, что за годы реформ - с конца 80-х до середины 90-х гг. XX в. - это был самый быстрорастущий сектор экономики, причем формирование его происходило в сложнейших условиях.

Эффективность малых предприятий определяется рядом их преимуществ по сравнению с крупными предприятиями:

малое предприятие обеспечивает потребности рынка в тех товарах и услугах, которые средним и крупным фирмам производить и оказывать нецелесообразно по экономическим и иным причинам, например из-за ограниченных потребностей местных рынков;

более высокая оборачиваемость капитала;

малые предприятия часто проявляют себя как новаторы.

В частности, из 61 крупного открытия в XX в. 48 были сделаны на малых и средних предприятиях.[8] При этом, как показывает практика, 80 - 85% разработок малых фирм внедряются в течение одного - двух лет; [9]

относительно невысокие расходы на организацию и ведение предпринимательской деятельности, в первую очередь на управление;

- высокая приспособляемость к изменениям рынка;

близость к местным рынкам и приспосабливание к запросам клиентуры и другие преимущества. [10]

Несмотря на то, что большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают коммерциализацию новых товаров. Исследование 500 значительных технологических нововведений и изобретений, зарегистрированных на протяжении последнего двадцатилетия в Германии и США, обнаружило важную роль небольших фирм даже в воплощении в жизнь существенных технологических нововведений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.