Рефераты. Личность в трудовой организации

Исполнительность - это ответственность. Ответственность за исполнение принятых на предприятии норм и правил, за результаты своей работы, за успех или неудачу совместной деятельности в своем коллективе, за все, что происходит в обществе.

Следует отметить несколько советов-предупреждений психологов:

если у вас слишком независимый характер, то в сочетании с безответственностью вы рискуете стать человеком неуправляемым;

если у вас развито чувство ответственности, но вы нерешительны, то ощущения вины за несделанное у вас останется;

если вы не верите в возможность и необходимость для себя действовать самостоятельно, есть опасность стать пассивным приспособленцем;

не забывайте всегда анализировать свое поведение в сложных деловых ситуациях, где надо проявить решительность и самостоятельность.

Нужно постараться повысить самоконтроль, особенно в сложных деловых ситуациях, требующих самостоятельных решений. [10, с.66]

Есть у психологов такое понятие, как мироотношение к себе, к другим людям, к своему коллективу и его деловой деятельности. Человек, имеющий жизненный опыт, багаж нравственных и духовных ценностей не будет предъявлять завышенных требований к окружающим людям. Он проявит сдержанность и выдержку даже с людьми чрезмерно капризными и требовательными.

Линия поведения в коллективе, в совместной деятельности - важнейшая основа делового успеха, психологического комфорта, гражданской активности.

Поиск делового стиля на каждый день - это поиск оптимальных проявлений личности и личностных взаимоотношений. В одном психологическом эксперименте определенному числу людей предложили выбрать тип личности, с которым они хотели бы вместе работать. Независимо от личностных качеств большинство предпочло экстравертный тип, т.е. общительный.

Очень часто жонглируют таким понятием, как лидер, предполагая, что лидер и руководитель - это одно лицо, но зачастую это не всегда так. Дело в том, руководитель, как правило, назначается лицом вышестоящего ранга, а лидер выдвигается стихийно и, соответственно, первый обладает определенной системой установленных санкций, с помощью которых может воздействовать на подчиненных, а второму такие санкции не даны.

Настоящий лидер тот, кто часто и не подозревает о своем лидерстве. Просто ведет себя соответственно своим убеждениям, независим в суждениях и интересах, внимателен к другим, сопричастен к их проблемам, способен вести за собой. Роль лидера состоит в том, чтобы аккумулировать, соединять воедино деловые творческие устремления людей в той или иной группе.

Большую роль в формировании стратегии делового стиля играют такие психологические характеристики, как характер человека и его темперамент.

В повседневной жизни черты характера, темперамент, разнообразные свойства личности сложнейшим образом проявляются в стиле поведения и общения с окружающими людьми. Общительность без такта и деликатности превращается в навязчивость, требовательность без уважения - в нажим, прямота без чуткости - в грубость и прямолинейность. Многое зависит от конкретной ситуации. В одной ситуации (например, с родителями), человек предстает мягким и нерешительным, в другой (с подчиненными) - жестким и авторитарным.

Понятие "деловой человек" звучит весьма серьезно. К должностной характеристике предлагается сделать дополнение - деловая характеристика. Деловой человек - это толковый, умелый, предприимчивый, способный к работе, компетентный в своем деле, профессионал с широким кругозором, с высокой психологической культурой.

Регулировать свои эмоции в процессе должностной деятельности необходимо не только руководителям, но и любому человеку, находящемуся в трудовом коллективе. В повседневности следует "освобождать", "очищать" психологию любой должности от посторонних настроенческих наслоений, т.е. уметь владеть собой.

Итак, руководитель профессионален, компетентен в своей области, обладает рядом ценных качеств: энергией, принципиальностью, уверенностью. Но, оказывается этого мало. В процессе труда между людьми складываются определенные отношения, обусловленные, прежде всего, их деловыми функциями. И взаимовлияние этих отношений приводит к далеко не однозначным проявлениям деловых качеств.

Деловые отношения - это во многом и умение сопереживать, сочувствовать, внушать, но всегда с учетом эффективности общего дела. Навыки в этом плане складываются во взаимоотношениях с самим собой. И, наоборот - в процессе общения с другими человек обретает способность изменять отношение к самому себе, переоценивать свой личный опыт. Оценочный критерий здесь совершенно необходим. Он должен быть вполне осознанным, иначе не будет полезного результата.

Психологи считают, что стратегия делового стиля определяется личными качествами человека. Есть несколько типов стратегии делового стиля:

стратегия независимости - человек держится уверенно, но замкнуто и обособленно, не обращает внимания на мнения других. Такие люди любят любой успех присвоить себе;

стратегия ведомых - человек предпочитает опереться на других, робок, неуверен, безынициативен, легко отступает от своих мнений, предпочитает подчинятся;

стратегия сотрудничества - человек ведет себя активно и свободно, охотно прислушивается к предложениям других, ищет деловые совместные решения, за успехом для себя не гонятся.

Именно в поведении под влиянием конкретных социальных условий и деловых ситуаций реализуются общественные свойства личности. Коллективная деятельность позволяет наиболее полно проявить деловые качества человека. Прежде всего, это относится к организаторским способностям. Организаторский потенциал, как говорят психологи, возникает "на стыке" свойств личности, во взаимодействии ее с обществом, коллективом и объектом деятельности.

Деловые качества не могут всегда выражаться совершенно одинаково. Их проявление зависит от поставленной перед коллективом задачи, от взаимоотношений с сотрудниками, от объема должностных полномочий, наконец, от общественной оценки - признания. Каждый человек должен научится анализировать все это и делать выбор оптимальной стратегии поведения в каждой деловой ситуации.

Безусловно, общие черты делового стиля - ответственность, исполнительность, волевая активность, аккуратность и разумность. Все это в деловой повседневной практике проявляется каждым человеком в конкретной ситуации индивидуально, т.к. нет двух людей весьма похожих друг на друга. Деловой стиль проявляется во всем - в манерах, во вкусе, умении вести беседу и владеть собой.

В словесном общении, как рекомендуют социальные психологи, лицо, поза, жесты, тон голоса должны выражать вежливость. Большую роль в умении соблюдать эти правила играет психологическое самообладание, т.е. привычка периодически смотреть на себя со стороны, и сопоставлять свое впечатление о тех, с кем вступаешь в общение, с впечатлением о самом себе, своем поведении. Тогда всем деловым контактам будет сопутствовать успех.

Дисциплина в любой деловой деятельности - одна из важнейших гарантий успеха.

Если говорить о личностных критериях и предпосылках успешной деловой деятельности, то они таковы:

- индивидуальное соответствие должностному поведению;

- достаточная компетентность в своей деловой сфере;

- умение анализировать свои поведенческие и профессиональные ошибки;

- соотношение правил основных взаимоотношений с коллегами.

Деловой этикет - не второстепенная, а весьма существенная характеристика делового мира, который можно представить в виде следующих составных частей: личность делового человека, условия, в которых осуществляется то или иное дело, деловые отношения и деловой этикет.

Естественно то, что личность делового человека - ключевая фигура. В характеристике ее нужно учитывать образование, опыт, энергию, готовность идти на риск, трезвость, расчет, нестандартность мышления. Все эти качества могут привести к успеху лишь при наличии необходимых условий и обстоятельств. Деловые отношения - это отношения, складывающиеся между деловыми людьми, включающие в себя отношения партнерства, доверительности, взаимной выгоды и т.п.

Можно говорить о разных принципах делового этикета. Здесь и прагматизм, и деловой вкус, и целесообразность, и утилитарность. Но все-таки в качестве главного принципа можно назвать честность. Над дверью Лондонской биржи выбито на мраморе: "Мое слово - закон" и трактоваться может следующим образом: нет выше закона предпринимательской деятельности, чем слово, данное партнеру.

Деловой этикет - это азы бизнеса и, если деловой человек не освоил их, то его дело, как правило, основывается на "дурных инстинктах": урвать, обмануть, словчить и слукавить. Серьезный бизнесмен скорее понесет убыток, нежели нарушит деловой этикет. После убытка всегда можно добиться прибыли, но после потери установить его удается не всегда.

Деловой этикет - это совокупность правил, принципов и конкретных форм общения. Деловое общение должно отвечать целому ряду требований. Среди них ориентация на конструктивный результат, стремление разрешения конфликта, спорного положения, достижения договоренности, соглашения. В деловом общении отношение к обсуждаемой проблеме не зависит от отношения к партнеру по обсуждению.

Надо отметить, что в настоящее время возник повышенный спрос на менеджеров с широкими познаниями, которые разбираются в технологии, исследованиях и разработках так же, как в производстве, финансах, маркетинге и человеческих ресурсах. Только универсально образованный управляющий может видеть предприятие целиком и вдохнуть в него собственную уникальную культуру и систему ценностей, соответствующего времени и конкретной ситуации.

Новое поколение управляющих высшего звена, сильно отличается от тех, кто привержен старому стилю смешанных фирм. Управляющий новой волны чувствует себя уверенно в условиях диверсификации. Он может сформировать четко очерченную корпоративную структуру из, казалось бы, несовместимых кусочков. Теперь главный исполнительный директор - не единственное лицо, способное охватить деятельность компании целиком. Прошло то время, когда функционирующие вице-президенты компаний встречались и общались, только когда их собирал главный исполнительный директор. Все чаще управляющие среднего звена чувствуют необходимость широкого ведения всей компании, даже если их обязанности сосредоточены главным образом в сфере финансов или маркетинга или связаны с одной-единственной областью бизнеса или производства. Решения теперь часто принимаются группами или членами групп, которым нужно знать гораздо больше о проблемах и сферах компетенции друг друга, чем в прошлом, поскольку приходиться выходить за узкие рамки функционального разделения и номенклатуры продукции. [7, с.32, 6, 56]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


При рассмотрении личности и коллектива в трудовой организации как объектов управления можно сделать вывод, что сюда входят различные понятия и факторы, которые необходимо учитывать. В первую очередь важна интернализация т.к. качество выполнения человеком той или иной социальной роли во многом зависит от того, насколько он понимает ее специфику и в какой степени данная роль им принимается и усваивается.

Также важным показателем той или иной профессионально-функциональной роли является состояние адаптированности личности к социально-производственным условиям труда. Адаптация основывается не только на пассивно-приспособительных, но и на активно-преобразующих связях личности с окружающей средой, представляя собой неразрывное единство тех и других форм связи.

Важной характеристикой деятельности личности, выполняющей те или иные социальные роли в системе управленческих отношений, является уровень ее притязаний. Обычно, уровень притязаний определяется, как степень трудности цели, к достижению которой стремится данная личность.

Поскольку уровень притязаний личности тесно связан с выполнением ею своих социальных ролей в производственном коллективе, рассматриваются притязания работников в отношении заработной платы, являющейся важным стимулирующим фактором их деятельности.

Еще рассматривается психологическая совместимость - это понятие можно определить, как способность членов группы (коллектива) к совместной деятельности, основанную на их оптимальном сочетании.

Немало важную роль играет и социально - психологический климат в коллективе самым общим образом его можно охарактеризовать как психологическое состояние, интегрированным образом отражающее особенности его жизнедеятельности. Это состояние включает в себя когнитивный и эмоциональный компоненты, оно также характеризуется различной степенью осознания.

Также необходимо сказать, что существует теория взаимоотношения личность - коллектив. Здесь описывается основной принцип человеческого общения, проблемы взаимоотношений личности и группы, проблемы общности в социальной психологии, а так же понятие единства развития личности и психики человека, понятие и структура малых групп в психологии менеджмента и мотивация как фактор управления личностью.


БИБЛИОГРАФический список


1.                 Веснин В.Р. Управление персоналом. Учебник. М., Проспект,2007.

2.                 Волкогонова О.Д., Зуб А.Т. Управленческая психология. М., ИНФРА-М, 2005.

3.                 Джурабаев К. Т., Гришин А. Т., Джурабаева Г.К. Производственный мнеджмент: Учеб. пособие. М.: КНОРУС, 2005.

4.                 Ермаков В.В. Менеджмент организации. М.: МПСИ, 2005.

5.                 Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие. М., Новое знание, 2006.

6.                 Лавриненко В.Н. Психология и этика делового общения. Учебник. М., ЮНИТИ, 2006.

7.                 Лукичева Л.И. Управление организацией. М. ОМЕГАЛ, 2005.

8.                 Менеджмент. Учебник. Под ред. М.М.Максимцова и др. М., ЮНИТИ, 2006.

9.                 Управление организацией: Учебник. Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. М.: ИНФРАМ, 2005.

10.            Кибанов А.Я. Экономика и социология труда. ИНФРА-М. 2010 г.

11.            Рофе А.И. Экономика труда. КноРус. 2010 г.

Размещено на


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.