Направленность
В основе направленности личности лежит мотивация ее деятельности, поведения и удовлетворения потребностей. Направленность бывает на задачу, общение или на самого себя. Одного человека может устроить удовлетворение только физиологических потребностей и обеспечение безопасности существования. Для других, кроме этих потребностей, весьма важно удовлетворение социальных потребностей и потребностей в самовыражении, реализации творческих способностей. Задача менеджера и психолога заключается в выявлении потребностей, интересов, убеждений каждой личности и определении конкретной направленности ее мотивов.
Интеллектуальность
Известный советский психолог С. Л. Рубинштейн рассматривал интеллект как тип поведения человека — "умное поведение". Ядро интеллекта составляет способность человека выделить в ситуации существенные свойства и привести свое поведение в соответствие с ними. В этом понимании выделяются два основных компонента: интеллект как способность познавать окружающий мир и как способ регуляции поведения на основе этого познания.
Интеллект — это система психических процессов, обеспечивающих реализацию способности человека оценивать ситуацию, принимать решение и в соответствии с этим регулировать свое поведение. Интеллект особенно важен в нестандартных ситуациях как способ обучения человека всему новому. Французский психолог Ж. Пиаже считал одной из самых важных функций интеллекта взаимодействие с окружающей средой через адаптацию к ней, т.е. умение ориентироваться в условиях и соответственно строить свое поведение. Адаптация может быть двух видов: ассимиляция — приспособление ситуации через изменение условий к человеку, его индивидуальному стилю умственной деятельности и аккомодация — приспособление человека к изменяющейся ситуации через перестройку стиля мышления. Интеллект можно определить также как общую способность человека действовать целесообразно, мыслить рационально и эффективно функционировать в окружающей среде.
Эмоциональность
Со времен Платона вся психическая жизнь делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и чувства, или эмоции. Ум и воля в какой-то степени подчиняются нам, эмоции же всегда возникают и проявляются помимо нашей воли и желания. Эмоции отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в виде переживаний. В этом их субъективность и непроизвольность. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Стыдно, но делается вид, что безразлично; больно, но это скрывается; обидно, но внешне только раздражение или гнев. Мы можем не показывать свои эмоции, от этого они не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии. Управлять эмоциями необходимо, во-первых, для сохранения здоровья, во-вторых, для удовлетворения честолюбия.
Все эмоциональные явления делятся на аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения и стрессовые состояния. Наиболее мощная эмоциональная реакция — аффект. Он захватывает человека целиком и подчиняет его мысли и действия. Аффект всегда ситуативен, интенсивен и относительно непродолжителен. Он наступает в результате какого-либо сильного (объективного или субъективного) потрясения. Собственно эмоции — это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но главным образом на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.
Чувства— устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно, воображаемым). Настроения — наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом. Стресс — неспецифическая реакция организма в ответ на неожиданную и напряженную обстановку. Это физиологическая реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют неспецифической, так как она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие — холод, усталость, боль, унижение и т •
Общительность менеджер деловой этикет психологический портрет
Общение — это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы и фазы. Наиболее очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, его действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.
Средства общения бывают вербальными (речь в разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.). Виды общения; общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды общения относятся к непосредственному общению. Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела). Типы общения: функционально-ролевое (начальник—подчиненный, учитель—ученик, продавец—покупатель), межличностное, деловое, раппортное (общение с односторонним доверием, например, пациент доверяет врачу). Фазы общения: планирование, вхождение в контакт, концентрация внимания, мотивационный зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.
Самооценка
На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). [6, с.22]
3. Оценка деловых качеств менеджера. Требования к современному менеджеру.
В современном понимании менеджер - это руководитель или управляющий, занимающий постоянную должность и наделенный полномочиями в области принятия решений по конкретным видам деятельности фирмы, функционирующей в рыночных условиях.
Свойственные рынку риск и неопределенность ситуации требуют от менеджеров самостоятельности и ответственности за принимаемые решения, способствуют поиску оптимальных, организационных и научно-технических решений относительно нововведений.
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования, в частности, следующие:
- наличие общих знаний в области управления предприятием;
- компетентность в вопросах технологии производства в той отрасли, к которой относится фирма по виду и характеру деятельности;
- владения навыками не только администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
- принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении;
- наличие практического опыта и знаний в области анализа экономической ситуации на основных рынках или их сегментах, на которых уже работает или намеревается работать;
- умение анализировать деятельность и действия фирм-конкурентов;
- умение предвидеть тенденции развития хозяйственной конъюнктуры, особенности спроса, мер государственного регулирования экономики в своей стране и в других странах, на рынках, которых фирма стремится усилить либо удержать свои позиции. И все же важнейшее требование, предъявляемое к менеджеру любого уровня, является умение управлять людьми. Сюда относятся:
- знание в совершенстве своих прямых подчиненных, их способностей и возможностей выполнения конкретной поручаемой им работы;
- знание условий, связывающих предприятие и работников, защите интересов тех и других на справедливой основе;
- устранение неспособных работников с целью сохранения единства и правильности функционирования фирмы. [3, с.54, 1, с.123, 11, с 94]
4. Деловой этикет
Рыночная экономика вызывает потребность в управляющих, которые относятся к делу творчески, хорошо информированы, умеют наилучшим образом использовать ресурсы и обеспечивать эффективность функционирования фирмы. Каждый менеджер и, прежде всего, руководитель высшего звена управления должен понимать, что их фирма осуществляет свою деятельность в рыночных условиях и целиком зависит от рынка.
Фирма, существующая благодаря работе своих сотрудников, должна проявлять заботу об удовлетворении жизненных потребностей не только клиентов-потребителей, но и своих собственных работников.
Важно отметить, что услуги американских менеджеров предлагаются фирмам и организациям, заинтересованным в профессиональном и квалифицированном администрировании, на конкретной основе.
Цель деловой жизни - с максимальной пользой реализовать свои профессиональные и личностные возможности в деятельности. Здесь много зависит от личностных свойств человека и от межличностных взаимоотношений. Часто во взаимодействии людей сталкиваются индивидуальные и групповые интересы, возникают проблемы зависимости личности от коллектива или взаимоотношения таковы, что каждый получает право на личностную свободу. Три показателя характеризуют личность: самооценка, ожидаемая оценка, оценка личностью группы. И, хочет этого человек или нет, он объективно считается с этими субъективными индикаторами степени его самоуверенности. Уверенность в себе, в своих силах и возможностях, т.е. самоуверенность, самоуважение - устойчивая черта личности и важная функция самосознания. Уверенность в себе воспитывается самим человеком, но складывается и из оценок других людей, т.е. в сравнении своих качеств с характеристиками, данными другими людьми. Самоуверенный - значит уверенный в своих деловых качествах, умение понимать людей и помогать им, в силе воли, порядочности, в искреннем желании отстаивать интересы дела, которому служишь. [6, с.88]
В деловой сфере "роль" - своего рода метафора, определяющая значение человека в своем деле, в трудовом коллективе. Роль - социальная функция личности, ее динамический статус, норма и способ поведения в зависимости от положения, позиции в обществе, межличностных отношений. Люди могут стать истинными партнерами при выполнении серьезной деловой задачи, если не будут противостоять друг другу, если будет создана атмосфера взаимопонимания и взаимопомощи. Чтобы получить эффективный результат совместной деятельности, надо бережнее, со знанием создавать коллектив. Заинтересованное сотрудничество друг с другом, основанное на полном и искреннем доверии - важнейшее условие для реализации роли члена трудового коллектива. [11, с.77]
Порой должность со своим сводом обязанностей искажает личность. Скажем, человек не выдерживает испытание властью, становится излишне самоуверенным, своим поведением подчеркивает зависимость подчиненных от его воли. Должностной статус человека объясняет, кто он, ролевой статус- то, что он делает. К этой принятой социальной психологией формуле нужно добавить - как делает. Иначе в самом понятии "роль" исчезает оценочное начало.
Есть определенные направления, по которым мы судим о том или ином человеке, но каждое из них вовсе не однозначно. Сложилось так, что оценивать деловое поведение начинают с исполнительности. До сей поры, к исполнительности относили автоматически такие качества, как старательность, аккуратность, тщательность, усидчивость, трудолюбие...
Страницы: 1, 2, 3, 4