Рефераты. Корпоративное управление.Методическое пособие p> По привилегированным акциям типа «А»:

Прибыль по итогам 1995 г. составляла 19 557 млн. руб. (т.д.1, л.д.78).

1. Сумма дивиденда по уставу 1 ред.:

19 557 000 000/100*10/57 625 = 33 938, 39 (руб.) на одну акцию, где 19 557 000 000 – нераспределенная прибыль 1995 года;

10 (%) - доля прибыли, используемая на выплату дивидендов по привилегированным акциям типа «А» согласно Уставу 1 редакции;

57 625 – количество акций, составляющее 100% уставного капитала, фиксированный дивиденд по которым предусмотрен уставом 1 редакции.

2. Размер дивиденда при расчете от общего количества акций, по привилегированным акциям типа «А», исходя из устава 2 редакции («… деленной на количество акций…»).

19 557 000 000/100*10/3 800 200 = 514, 63 (руб.) на одну акцию, где 19 557 000 000 – нераспределенная прибыль 1995 года;

10 (%) - доля прибыли, используемая на выплату дивидендов по привилегированным акциям типа «А» в соответствии с Уставом 2 редакции;

3 800 200 – количество акций, составляющее 100% уставного капитала по результатам второй эмиссии.

Из приведенного расчета следует, что вне зависимости от суммы прибыли, направляемой на выплату дивидендов, дивиденд на одно привилегированную акцию тапа «А», рассчитанный по уставу в редакции 1996 г. всегда значительно меньше, чем дивиденд на одну привилегированную акцию типа «А», исчисленный по Уставу в редакции 1994 г.

Такое решение собрания существенно нарушает права акционеров – владельцев привилегированных акций типа «А» и «Б».

Принятие общим собранием акционеров решения об увеличении предельного количества объявленных акций в размере 5 млн. обыкновенных акций позволило
Совету директоров общества увеличить уставный капитал на эту сумму, что привело к сокращению процентного соотношения количества привилегированных и обыкновенных акций.

Поскольку одной из основных, целей приобретения акций является участие в управлении обществом, уменьшение пакета акций не может способствовать реализации данной цели, в связи с чем можно утверждать, что решением, принятым на общем собрании акционеров 16.04.96 г. были непосредственно затронуты интересы владельцев привилегированных акций.

Кроме того, принятие вышеназванных решений общим собранием акционеров
16.04.96 г. ущемило имущественные права владельцев привилегированных акций, поскольку в устав общества были внесены изменения, связанные с расчетом дивиденда по данной категории акций, ущемляющие права владельцев привилегированных акций.

3. Нарушения законодательства о ценных бумагах при принятии Советом директоров ОАО «Шахта «Воргашорская» решения о дополнительном выпуске акций.

Статья 39 ФЗ «Об акционерных обществах (абз.1 ч.2) устанавливает, что
«способы размещения (открытая или закрытая подписка) открытым обществом акций и ценных бумаг общества, конвертируемых в акции, определяются уставом общества, а при отсутствии указаний в уставе общества - решением общего собрания акционеров.

Однако, второй абзац ч.2 ст.39, устанавливает, что при отсутствии в уставе общества или решении общего собрания указаний по вопросу о способе размещения акций, размещение может проводиться только посредством открытой подписки. Следует обратить внимание, что слово «способ» употреблено в единственном числе. Таким образом, второй абзац статьи конкретизирует спорную норму первого, делегируя решение вопроса о выборе конкретного способа размещения акций исключительно общему собранию акционеров, которое может закрепить определенный способ размещения акций в уставе, если находит целесообразным в будущем производить эмиссию единственно данным способом (в соответствии сп.1 первой части и ч. 2 ст. 48 ФЗ - «Об акционерных обществах» внесение изменений в устав находится в исключительной компетенции общего собрания).

Акции не могут быть размещены одновременно двумя способами, поскольку в соответствии с п.10.2 Стандартов эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акции, облигаций и их проспектов эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ России №47 от 11.11.97 г. (далее -
Стандарты эмиссии), государственная регистрация выпуска акций не может быть осуществлена до регистрации отчетов об итогах всех предыдущих выпусков акций. Т.е. выпуски и размещение акций в форме закрытой и открытой подписок могут производиться только поэтапно.

Аналогично и в уставе общества может быть закреплен конкретный способ размещения акций, либо не закреплен вообще, как это имеет место в уставе
ОАО « Шахта «Воргашорская», п.6.4 которого закрепляет право общества как таковое эмитировать ценные бумаги. Выражение «посредством открытой и закрытой подписки» эквивалентно приписке «в рамках, установленных законом».

В ч. 2 ст.39 ФЗ «Об акционерных обществах» речь идет о выборе обществом конкретного способа размещения акций и определяется возможность закрепления данного способа либо для единичного выпуска акций (на общем собрании акционеров), либо как единственного способа увеличения уставного капитала вообще (в уставе).

Даже в том случае, если говорить о том, что Совет директоров был вправе принять решение об увеличении уставного капитала, возникает следующий вопрос.

При принятии Советом директоров решение об увеличении уставного капитала общества им не были выполнены требования ст.28 ФЗ «Об акционерных обществах», устанавливающие необходимость определить в этом решении количество размещаемых акций, сроки и условия их размещения, цену размещения дополнительны акций. Ни условия размещения акций, ни цена их размещения советом директоров определены не были.

Кроме того, принятое Советом директоров решение о распределении акций дополнительной эмиссии не соответствует законодательству по той причине, что выбранный Советом директоров способ распределения: акций (фактически это закрытое размещение среди заранее определенного круга лиц) законодательством не предусматривается.

Советом директоров указывалось, что источником оплаты акций дополнительной эмиссии является чистая прибыль. Следует отметить, что, во- первых, в соответствии со ст.48 ФЗ «Об акционерных обществах» сам по себе вопрос распределения чистой прибыли относится к исключительной компетенции общего собрания акционеров и Совет директоров общества был не вправе принимать решение о ее распределении.

Во-вторых, в данном случае, акции дополнительной эмиссии должны распределяться среди всех акционеров общества пропорционально принадлежащим им акциям (Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям (на основании Постановления Совета министров РСФСР от 25.12.91
№601). В рассматриваемом же случае акции были просто распределены среди ограниченного круга лиц.

Кроме того, фактически, в обществе даже не был сформирован фонд накопления, из которого якобы были оплачены акции дополнительной эмиссии
(об этом свидетельствует имеющаяся в деле справка, предоставленная ОАО
«Шахта «Воргашорская»).

В результате этого, приобретатели акций дополнительной эмиссии получили данные акции безвозмездно. Об этом в частности свидетельствуют имеющаяся в деле справка ОАО "Шахта "Воргашорская".

В соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации во- первых, запрещается освобождать акционера от обязанности оплатить приобретенные им акции (ст. 99 ГК РФ), а во-вторых, осуществление дарения между юридическими лицами также запрещено (ст. 575 ГК РФ).

Таким образом, в целом можно говорить о том, что при принятии Советом директоров ОАО "Шахта "Воргашорская" решения о дополнительном выпуске акций и распределении дополнительных акций были существенно нарушены требования законодательства.

4. Несоответствия законодательству Проспекта эмиссии дополнительных акций ОАО «Шахта «Воргашорская»

Решением № 07-1-383 от 18 апреля 1996 года Министерство финансов
Республики Коми произвело регистрацию Проспекта эмиссии ОАО «Шахта
Воргашорская» (второй выпуск) предусматривающий выпуск 3 569 702 штук обыкновенных именных акций, номинальной стоимостью 1000 рублей каждая.

Рассматривая правомерность данной регистрации, можно установить следующее.

[pic]

В соответствии с Инструкцией о правилах выпуска и регистрации ценных бумаг на территории Российской Федерации Министерства финансов РФ от
03.03.1992 года №2 (в редакции от 15.11.93 года №7) регистрация ценных бумаг производится: в министерствах финансов республик в составе Российской федерации, в случае, если объём выпуска эмитентом ценных бумаг одного вида
(по номиналу) составляет менее 50 млрд. рублей, а также при последующих, при которых общая сумма выпущенных эмитентом ценных бумаг одного вида (по номиналу) составляет менее 50 млрд. рублей.

Пунктом 6 названной Инструкции устанавливается, что решение о выпуске ценных бумаг принимается органом управления эмитента, который имеет на то полномочия согласно действующему законодательству и уставу эмитента. Данным решением должен быть также утвержден проспект эмиссии ценных бумаг и определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском.
Нотариально заверенные копии учредительных документов и проспект эмиссии о выпуске ценных бумаг представляются вместе с заявлением на проведение регистрации в соответствующие регистрирующие органы. Документы рассматриваются в срок, не превышающий 45 дней.

В соответствии с п. 8 данной Инструкции основаниями для отказа в регистрации ценных бумаг могут быть: наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству, неполнота или несоответствие сведений, содержащихся в проспекте эмиссии (информации), требованиям настоящей
Инструкции.

Инструкцией установлено, что регистрирующие органы отвечают за полноту сведений, представленных в эмиссионном проспекте, осуществляют контроль за соблюдением правил выпуска ценных бумаг.

Регистрирующий орган должен проанализировать: полноту представленных в проспекте эмиссии сведений, наличие в представленных документах сведений, позволяющих сделать вывод о противоречии условий выпуска ценных бумаг действующему законодательству, соответствие текстовой части проспекта эмиссии и данных учредительных документов, балансов и отчётов. При наличии претензий к содержанию и оформлению представленные документы возвращаются эмитенту на доработку с указанием конкретных недостатков и неточностей в письменной форме.

Регистрирующие органы вправе признать выпуск не состоявшимся (т.е. аннулировать государственную регистрацию) по следующим основаниям: в случае
-если выпуск осуществлен с нарушением действующего законодательства, в случае нарушения порядка выпуска, установленного данной инструкцией, если информация, полученная ими самостоятельно, а также от третьих лиц и подтверждённая проверкой указывает на недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.

Проспект эмиссии обыкновенных именных акций (бездокументарной формы)
ОАО «Шахта «Воргашорская» (второй выпуск) зарегистрирован Министерством финансов Республики Коми 18.04.1996 г. с нарушением требований законодательства.

Так, на титульном листе проспекта эмиссии, зарегистрированном в
Министерстве финансов Республики Коми 18.04.96 г. содержится информация о том, что он утвержден Советом директоров ОАО «Шахта «Bopгашорская» протокол №7 от 17 апреля 1996 года на основании решения Общего собрания акционеров от 16 апреля 1996 года протокол №2.

На самом же дел, ни общим собранием акционеров ОАО «Шахта
«Воргашорская» 16.04.96 г., ни решениями совета директоров общества проспект эмиссии дополнительных акций не утверждался. В нарушение требований указанной выше Инструкции не определены порядок и сроки осуществления мероприятий, связанных с выпуском.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.