Рефераты. Контроллинг: понятие, виды, структура

Таблица 1.

Классификация затрат по основным признакам

Классификационный признак

Элементы классификации

 1

 2

Экономический элемент

·                     материальные затраты

·                     затраты на оплату труда

·                     отчисления на социальные нужды

·                     амортизация основных фондов др.

Калькуляционная статья

·                     сырье и материалы

·                     покупные изделия, полуфабрикаты, услуги и работы производственного характера

·                     топливо и энергия на технические цели

·                     основная заработная плата производственных рабочих

·                     дополнительная заработная плата производственных рабочих

·                     отчисления на социальные нужды производственных рабочих

·                     расходы на подготовку и освоение производства

·                     общепроизводнные расходы

·                     общехозяйственные расходы прочие производственные расходы

·                     коммерческие расходы

По отношению к объему производства

·                     постоянные

·                     условно – постоянные

·                     переменные:

− пропорциональные

− прогрессивные

− дигрессивные

По отношению к себестоимости

·                     прямые

·                     косвенные, относимые на себестоимость пропорционально базе:

− основной заработной плате производственных рабочих

− прямым затратам и др.

По составу затрат

·                     простые (одноэлементные)

·                     комплексные (сложные)

По отношению к процессу производства

·                     затраты предметов труда

·                     затраты средств труда

·                     затраты живого труда

По отношению к сфере кругооборота средств

·                      производственные (затраты сферы производства)

·                     непроизводственные (затраты сферы обращения)

По отношению к периоду

·                     единовременные

·                     текущие

·                     периодические

По отношению к процессу планирования

·                     планируемые

·                     не планируемые

По отношению к продукции

·                     общие (суммарные)

·                     затраты на единицу продукции

По отношению к объекту управления

·                      


Принимая во внимание вышеизложенное, отметим, что службы управления в лице менеджеров различных центров ответственности нуждаются в самой разной информации, сгруппированной различным образом.

Эффективность процесса управления затратами обусловливается необходимостью определения узких мест на предприятии, т.е. установления зон повышенного риска, возникновения отклонений, а также субъектов, способных это сделать. В связи с этим представляется целесообразным разделение полномочий и ответственности в сфере руководства и оперативного управления, что, в свою очередь, расширит возможности и повысит эффективность менеджмента.

Решение вопросов разделения полномочий и взаимоотношений между менеджерами различных уровней связано с формированием структуры предприятия, которая отражает состав и взаимосвязь его подразделений. Следует отметить, что никакой тип организационной структуры не является обязательным для тех или иных предприятий на всех этапах его роста и развития. Однако при этом один принцип организации имеет универсальное значение. Для обеспечения эффективности управления полномочия и ответственность должны быть четко определены и закреплены.

Центр ответственности − это подразделение предприятия, где ответственным лицом (менеджером) контролируемая появление затрат, получение прибыли, использование инвестируемой прибыли (рис. 2).

Рис. 2 дает описание сути − внутреннего содержания каждого центра ответственности. Из всей представленной совокупности центр ответственности за формированием затрат можно считать самым мелким подразделением, поскольку остальные центры ответственности, наряду с осуществлением контроля за формированием затрат, несут ответственность за формирование доходов (центр прибыли) и капитальных вложений (цент инвестиций).

Деятельность центров затрат не всегда приносит доход, но она обязательно требует вложения затрат, которые возможно достоверно определить и зарегистрировать.


6. Методика анализа цепочки ценности

В настоящее время повышенное внимание уделяется анализу цепочки ценности как средству повышения степени удовлетворения запросов потребителей и более эффективному управлению расходами. Цепочка ценности показана на рис. 3

На рис. 3 представлен взаимосвязанный набор видов деятельности, создающих ценность, начиная от поставки основных исходных материалов до поставки конечного продукта или услуги заказчику. Координированность отдельных составляющих цепочки ценности создает условия для повышения степени удовлетворения запросов потребителей, особенно с точки зрения эффективности продукции, затрат, качества и своевременности доставки. Предприятие, которое выполняет определенные виды деятельности, входящие в цепочку ценности, более эффективно и с меньшими расходами, чем его соперники, получает конкурентное преимущество на рынке товаров и услуг.

Следовательно, необходимо определить, каким образом выполняются виды деятельности, входящие в цепочку ценности, и как они взаимодействуют друг с другом. Очевидным является тот факт, ЧТО виды деятельности не являются набором независимых составляющих, а представляют собой систему взаимосвязанных этапов, в которых результаты одного из них влияют на расходы других.

Целесообразно также исследовать цепочку ценности с точки зрения потребителя, когда каждое последующее звено рассматривается как потребитель продукции предыдущего звена. При этом, если в цепочке ценности каждое звено разработано •гак, чтобы обеспечить потребности своих заказчиков (следующих звеньев), то удовлетворение конечного потребителя будет гарантировано. Более того, если рассматривать каждое звено в цепочке ценности как зависимость между поставщиком и потребителем, то мнения потребителей могут использоваться в качестве полезной обратной связи для оценивания услуг, поставляемых поставщиком. В этом случае появляются возможности для совершенствования видов деятельности на всем протяжении цепочки ценности.

Цель анализа цепочки ценности − поиск связей между видами деятельности, добавляющими ценность продукции, в результате чего происходит получение возможности снижения расходов и (или) получение повышенной дифференциации продукции. Эти связи могут быть установлены как внутри самого предприятия, так и между предприятием и его поставщиками и потребителями.

Американские ученые Шенк и Говиндараджан считают, что предприятие должно анализировать свою цепочку ценности в сравнении с аналогичными цепочками ценности, имеющимися у соперников или в отрасли в целом. Данный анализ может быть осуществлен, придерживаясь следующей последовательности:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.