Членам группы дается задание создать герб своей группы. При этом устанавливаются правила создания герба:
справа должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее основные достижения группы;
в центре должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее осознание группой себя — «кто мы сейчас»;
слева должно быть изображение в виде рисунка (или нескольких рисунков), отображающее цель (или цели) группы.
Под этим всем должен быть написан девиз группы. Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:
Как работала группа?
Кто руководил процессом?
Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?
Все ли идеи были услышаны и воплощены?
Какие новые нормы и правила взаимодействия появились в группе?
Каким было настроение во время выполнения упражнения и что влияло на его изменение?
Какое настроение сейчас?
Насколько устраивает то, что в итоге создали?
Какими были действия во время выполнения упражнения?
«Мумия»
Цели и возможности применения. Упражнение стимулирует командную деятельность, создает в группе веселую атмосферу.
Необходимые материалы. Несколько рулонов туалетной бумаги.
Время. 5 минут.
Размер группы. Любой.
Процедура
Вся группа делится тренером на тройки, каждая тройка получает по рулону туалетной бумаги.
Тренер объясняет, что каждая группа должна выбрать «мумию», которую нужно за 5 минут обернуть туалетной бумагой. Если бумага порвется, то группа должна начать оборачивать «мумию» сначала. Побеждает команда, которая с и* за это время лучше всего обернуть свою мумию.
Обсуждение. Можно обсудить с группой, кто победил и почему. Как правило, побеждает не самая быстрая команда а та которая продумала— свою стратегию и действовала аккуратно. Если эти вьводы актуальны для проводимого тренинга (например, если это тренинг по тайм-менеджменту), можно акцентировать на них внимание группы.
«Переправа»
Упражнение тренирует навыки обсуждения и принятия совместного решения, помогает увидеть, кто в команде занимает лидерские роли и что помогает, а что мешает данной команде достигать совместных результатов. Также упражнение хорошо использовать для введения норм коммуникации в команде.
Необходимые материалы. Две веревки длиной около 1,5 метра каждая. Также для этого упражнения участники должны быть одеты в удобную, не стесняющую движений одежду.
Время. От 20 минут до часа, в зависимости от того, насколько «сработана» и эффективна совместная деятельность команды.
Размер группы: 12-20 человек.
Описание.
Веревки кладут на пол параллельно друг другу таким образом, чтобы расстояние между ними было около 4-5 метров. Вся группа становится за одну из веревок.
Группе дается следующая вводная: «Вы всей командой путешествовали на космическом корабле и потерпели крушение. К счастью, на помощь вам пришел другой космический корабль, который готов принять всех вас у себя на борту. Область за обеими веревками – безопасная зона, где вам нужно всем оказаться. Область между веревками – опасная область, которую вам нужно преодолеть. Ваша цель – всей командой оказаться за второй веревкой. При этом вы не можете ногами касаться пола между веревками, если это произойдет – вся команда возвращается на линию старта. Также вы не можете использовать для переправы никакие предметы, такие как стулья, столы.
Вопросы для обсуждения.
Кто занимал наиболее активную позицию при поиске решения? Кто ничего не делал?
Кто координировал деятельность группы, а кто вносил беспорядок?
Лидерства и инициативы было слишком много или слишком мало?
Что помогало или мешало эффективной деятельности команды?
Какие нормы взаимодействия можно ввести для того, чтобы в будущем действовать более эффективно?
«Синергия»
Цели и возможности применения. Упражнение помогает продемонстрировать, что возможности команды больше, чем просто сумма возможностей отдельных её участников.
Необходимые материалы. Бумага, карандаши
Время. 15 минут на выполнение упражнения от 5 минут до 15 минут на обсуждение в зависимости от количества группы.
Размер группы. 6-20 человек.
1. Тренер пишет на доске слово, имеющее отношение к теме тренинга и состоящее не менее чем из 8-10 букв, (Например: покупатель, мерчендайзинг.)
2. Тренер раздает каждому по листу бумаги и просит каждого в отдельности написать максимум слов, состоящих из тех же букв, что и слово, написанное на доске.
3. После 5 минут индивидуальной работы тренер объединяет участников в мини-группы по 3-4 человека, раздает по листу бумаги на группу и просит их написать объединенный список на всю группу.
4. После 5 минут работы в мини-группах тренер объединяет всех участников в одну группу, выдает им лист и просит создать список, общий для всей группы.
Обсуждение
1. Были ли результаты мини-групп лучше, чем результаты отдельных участников? Был ли общий результат лучше, чем результаты мини-групп? Эти вопросы почти риторические, так как ответы на них почти всегда положительные.
2. Были пи во время группового обсуждения добавлены новые слова, которых ив было ни у кого из индивидуальных участников - появились ли новые идеи во время составления общего списков
Варианты:
Можно использовать в упражнении само слово «Синергия» - название демонстрируемого эффекта от командной деятельности
«Путаница»
Цели и возможности применения. Это упражнение "классическое" в тренинге по командообразованию. Позитивное завершение тренинга.
Время. 10-15 минут.
Размер группы от 10 человек.
Вся команда встает в круг и вытягивает вперед руки. После этого каждый участник должен схватиться своей рукой за руку другого человека. Нельзя брать за руку своего соседа или обеими руками соединяться с одним и тем же человеком. После того как все взялись за руки, группа должна распутаться, то есть, не разжимая рук, сделать так, чтобы все снова стояли в общем кругу.
Обсуждение. Не обязательно.
Анализ:
Что было легко, а что тяжело?
Кто вел себя активно, а кто ждал, пока другие вокруг него распутаются?
Кто брал на себя роль лидера, помогая распутаться остальным?
Наблюдался ли в команде недостаток лидерства (никто не знает что делать)?
Наблюдался ли в команде переизбыток лидерства (борьба за власть, разные точки зрения и споры о том, как именно нужно распутываться]?
1. Группа
Если участники тренинга не знакомы, следует уделить особое внимание запоминанию имён. Желательно каждому выдать бейджик, где он напишет своё имя.
2. Форма одежды.
Обязательно заранее (!) предупредить участников тренинга о спортивном или свободном стиле одежды.
Тренинг командообразования рассчитан на сплочение, взаимодействие, физическую активность, что удобнее делать в несковывающей движение одежде.
Противопоказано: Просить раздеваться, разуваться. Это отнимает время, повышает тревожность, и дискомфорт.
Вариант: Попросить взять с собой сменную одежду и обувь, и дать в начале тренинга время на переодевание, если помещение оборудовано раздевалками.
3. Помещение.
Помещение должно быть просторным, хорошо проветриваемым, светлым.
В последнее время популярно проводить тренинг на природе. Это актуально для людей одного коллектива, хорошо знакомых.
4. Инструкция.
Для каждой игры необходимо дать понятную инструкцию. Кроме того, важно, чтобы в «командных соревнованиях», команды были в равных (одинаковых условиях) – время на выполнение задания, количество участников и др.
5. Время.
Тренинг командообраования состоит из 3 этапов групповой динамики. Это даёт возможность участникам познакомиться, узнать друг друга, «сработаться». Поэтому рекомендуются временные рамки тренинга – один день. С перерывом на обед – 30- 40 минут.
6. Обратная связь.
Тренинг – не предсказуем. Всё, что происходит на тренинге – это «здесь и сейчас». Всё должно обсуждаться. Необходимо выявить и позитивные и негативные моменты, что понравилось / не понравилось.
Тренинг командообразования был проведён в учебной группе УП-31.
Количество участников: 12 человек.
Программа тренинга:
Название
Время
Инвентарь
10. 00 – 10. 45
10 минут – теория
10 мин
Угадай кто
5 мин
Бумага для записей, ручки
Счёт в темноте
Молчащее и говорящее зеркало
15 мин
Десять фактов о нас
10. 50 – 11. 35
Координатор
45 мин
Повязки для глаз, газеты
11. 45 – 12. 30
12. 35 – 13. 20
Мимуя
Рулоны туалетной бумаги
Путаница
30 мин
Анализ тренинга:
1. Участники законспектировали: актуальность тренинга, понятие «команда». Задачи и цели тренинга командообразрвания.
2. Игра «Угадай кто» помогает участникам лучше узнать друг с другом. Также развивает навыков невербальной коммуникации или сензитивности в общении, так как часто участники угадывают автора записки по выражению лица, изменению позы.
Выводы: Участники узнали что-то новые друг о друге. Справились с заданием.
Рекомендации: В игре желательно писать как можно больше качеств и характеристик, чтобы было проще угадать «автора» и больше узнать друг о друге.
3. Игра «Счёт в темноте» способствует разогреву группы и вовлечению участников в то, что происходит «здесь и сейчас».
Выводы: Участники успешно и быстро справились с заданием.
4. Игра «Молчащее и говорящее зеркало» расширяет представление участников тренинга друг о друге; развивает наблюдательность во время общения
Выводы: Были угаданы все участники. Каждый попробовал себя в 3 ролях: Говорящего, Молчащего и Водящего.
Рекомендации: Желательно дать возможность высказаться «Говорящему зеркалу», так как метафорами сложнее выделить определенного участника.
Желательно ограничить количество участников, так как игра затягивается и становится скучной, когда каждый пробует себя в каждой из 3 ролей. Угадывать начинают «методом исключения», кто ещё не был загадан.
5. Игра «Десять фактов о нас».
Выводы: Каждая подгруппа и группа нашла 10 общих черт, но они были очень примитивны: цвет и тип одежды, элементарные операции: чистят зубы, причёсываются, спят.
Рекомендации: Необходимо выделить больше времени на игру. Чтобы сначала участники поговорили, нашли общие интересы, книги, фильмы и т.д.
6. Игра «Координатор» способствует вовлечению участников в активную деятельность. Были созданы препятствия, которые координируемый участник проходил в среднем за 5 минут.
Выводы: Все успешно справились с заданием. Попробовали себя и в роли Координатор и в роли «координируемого». Всё было снято на видео, что позволяет, каждому участнику проанализировать свои действия со стороны.
Рекомендации: Желательно, чтобы участники видели, как проходят «препятствия» другие. Наблюдая, они отмечали бы ошибки или наоборот плюсы в работе. А для каждого участника менять препятствия.
7. Игра «Мумия». Выводы: Команды справились и повеселились. Наглядно было видно, что главное не спешка, а аккуратность.
8. Игра «Путаница»
Выводы: Команда в целом справилась, немного не хватило времени. Лидеры менялись, предлагались разные выходы из ситуации, все были услышаны.
Рекомендации: Дать столько времени на выполнение задания, сколько команде необходимо.
Я думаю, тренинг прошёл успешно. Если взять во внимание рекомендации, то данная программа будет полезна и в других студенческих группах или иных «командах».
1. Аминов, В. Каждому - свой тренинг. Тренинг - это игра/ Аминов В. // Управление персоналом. – 2010. - № 8(21).
2. Еремеева, Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренингов / Наталия Еремеева. – СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2008. – 128 с.
3. Леонтьева, О. Командообразование в кризисе / Леонтьева О. // Управление персоналом. – 2009. - № 13(215).
4. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. — СПб.: Речь, 2005. — 187 с.
1. Р. Мередит Белбин Команды менеджеров. Секреты успеха и причины неудач/ Пер. с англ. М.: HIPPO, 2003. 315 с.
2. Томпсон, Лей. Создание команды : [пер. с англ.] - М.: Вершина, 2006. - 544 с.: ил. - ISBN 5-9626-0108-4.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Эффективная команда: шаги к созданию. Руководство для тех, кто хочет создать свою команду. - СПб.: Речь, 2003. - 128 с.
4. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. Команда на рынке: стратегия и методы (руководство для эффективных команд). - СПб.: Речь, 2003. - 144 с.
5. Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д., Грабенко Т. Технология создания команды. - СПб.: Издательство «Речь», 2002.-216 с: ил.
6. Фопель К. Команда. Консультирование и тренинг организаций : Пер. с нем. - М.: Генезис, 2005. - 395 с. - (Бизнес-психология).
7. Браткин А., Скоробогатова И. Чемоданчик тренера. 10 продаваемых тренингов. - М.: Генезис, 2004. — 205 с. — (Серия «Бизнес-психология»)
8. Паркер Г., Кропп Р. Формирование команды: Сборник упражнений для тренеров. - СПб.: Питер, 2002. - 160 с. - (Серия «Эффективный тренинг»).
Размещено на
Страницы: 1, 2, 3, 4