Рефераты. Командообразование (Тим-билдинг)

3. После того как эти факты записаны, вся команда объединяется вместе и находит 10 фактов, общих уже для всей команды.

Обсуждение. Можно подчеркнуть, как много в нас общего, подчеркнуть, что в команде собрались не случайные люди и все мы оказались здесь потому, что нас что-то объединяет. После этого упражнения можно перейти к обсуждению совместных ценностей команды или к формулировке её миссии.


Переходный этап групповой динамики

«Летели гуси»

Цели и возможности применения. Разогрев группы и вовлечение всех в активную деятельность. Также возможно использование данного упражнения для анализа коммуникативных навыков участников и того, насколько слажены они умеют работать единой командой.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши

Время. 20 минут.

Размер группы. 6-20 человек.

Процедура

1. Тренер просит каждого решить в уме следующую задачу и написать ответ на листочке. Условие задачи: Летит стая гусей, а им навстречу один гусь. Один гусь говорит: «Здравствуйте, сто гусей!» Гуси отвечают: «Нас не сто. Было бы нас сто, если бы было столько, сколько сейчас, да еще столько, еще пол столько, четверть столько, да и ты с нами. Вот тогда нас было бы сто». Сколько летело гусей в стае?

2. После того как каждый участник записал свое решение, тренер просит их прочитать свои ответы, которые, как правило, у всех получаются разные.

После этого за 10 минут команде участников нужно прийти к одному общему правильному решению.

Анализ упражнения

1. Пришла ли группа к единому правильному решению? (Правильный ответ — 36.]

2. Кто говорил, кто молчал, почему не доказывали свою точку зрения?

3. Каким образом участники продвигали, доказывали свою точку зрения? Какие коммуникативные приемы можно было увидеть в этой игре? Слушали ли участники друг друга? 4. Что помогало, что мешало командному взаимодействию?

Другие головоломки, которые хорошо использовать в данном упражнении:

1. Полторы курицы за полтора дня снесут полтора яйца. сколько снесут три курицы за четыре дня? (Ответ: восемь.)

2. Однажды царь решил проверить мудрость своего придворного советника. Он запер его в темнице, из которой было два выхода, и поставил возле каждого выхода по воину. Одному из воинов он приказал говорить правду, а другому - ложь. Одному приказал выпустить советника, если тот решит выйти через его выход, а другому - убить. Советник не знал, кто из воинов может его выпустить и кто говорит правду, а кто ложь. Царь разрешил ему задать каждому из воинов по одному вопросу, на который можно ответить «да» или «нет». Какой вопрос должен задать советник, чтобы выйти живым? (Ответ; один из возможных вариантов вопроса: «Меня приказано выпустить тому, кто говорит правду?» На этот вопрос воин, который может выпустить советника, ответит: «Да», а тот которому приказано его убить, скажет: «Нет».)

«Джаз и симфонический оркестр»

Цели. Расширение представления участников тренинга друг о друге; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи.

Процедура проведения. Группа делится на две (три) подгруппы, в зависимости от количества членов в группе. В каждой подгруппе должно быть примерно 7 человек. Каждая из подгрупп решает, какой музыкальный коллектив она выбирает: джазовый ансамбль, симфонический оркестр, ансамбль народных инструментов, рок-группа и т. п. Из группы выбирается один водящий, который после объяснения задания будет играть роль единственного в городе пианиста (гитариста и т. п.). Его цель — основываясь на собственных чувствах, выбрать ту подгруппу, которая, по его мнению, уговорила его лучше, и рассказать, почему он сделал такой выбор.

После того как каждая подгруппа выбрала, кем она будет, группам объясняется контекст задания. Каждая из подгрупп перед выступлением лишилась пианиста (гитариста и т. п.). Каждая из подгрупп должна выступать завтра в разных залах, но в одно и то же время. В городе есть только один пианист (гитарист и т. п.), который в состоянии заменить выбывшего. Его будет играть тот член группы, которого выбрали водящим. Каждой из подгрупп дается время (15-20 минут) для того, чтобы она придумала текст, с помощью которого будет уговаривать пианиста (гитариста и т. п.) играть у нее.

В определенное время подготовка в подгруппах заканчивается и предлагается, чтобы от каждой подгруппы были выделены люди (один или несколько, по усмотрению подгруппы) для уговаривания ведущего играть именно с их оркестром (ансамблем и т. п.). Подгруппы тянут жребий, кто будет первым уговаривать ведущего. Затем, по жребию, по очереди, от каждой подгруппы выходит участник (или несколько), который проводит беседу с ведущим. Все остальные при этом внимательно наблюдают за разговором.

После того как каждая группа провела процедуру уговаривания, дается слово ведущему (пианисту, гитаристу и т. п.). Ведущий говорит, у кого он будет играть, и почему выбрал именно эту подгруппу.

Анализ.

Тренер задает ведущему следующие вопросы:

Почему вы выбрали именно эту подгруппу?

Что было решающим в процессе выбора?

Какое эмоциональное состояние было во время уговаривания?

Как зависело эмоциональное состояние от того, кто говорил и что говорил?

Что вы считаете идеальным для уговаривания вас?

Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Как была организована работа внутри каждой подгруппы?

Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?

Как распределялись роли внутри подгрупп?

Как происходил окончательный выбор того, что подгруппа будет делать во время уговаривания?

«Дрессированный дельфин»

Цели. Улучшение уровня коммуникации и управленческих навыков; обучение анализу; обучение навыкам активного слушания, обратной связи; сплочение группы.

Процедура проведения. Из группы выбирается водящий (дрессированный дельфин), который должен уйти из комнаты и не слышать, что будет загадывать группа. Водящему говорится, что группа в его отсутствие загадает ему ряд последовательных движений, действий, которые он должен угадать. Группа будет помогать ему угадывать, сопровождая его верные движения хлопками. При неверных движениях члены группы будут молчать. Ни водящему, ни членам группы разговаривать нельзя.

Когда водящий уходит из комнаты, группа загадывает определенный набор движений, которые водящий должен отгадать. Когда группа решает, что она готова, водящего приглашают в комнату. Он становится на заранее оговоренную исходную позицию и начинает пробовать различные движения и действия. При этом члены группы должны все вместе или хлопать, если движение верное, или молчать, если движение неверное. Когда водящий отгадывает загаданный набор действий и движений, группа аплодирует и игра заканчивается.

Анализ.

Тренер задает ведущему следующие вопросы:

Что было сложного (легкого) в отгадывании?

Насколько помогала (мешала) группа и в какие моменты?

Какое эмоциональное состояние было во время угадывания?

Какие выводы сделали для себя во время этого задания?

Тренер задает группе следующие вопросы:

Как было организовано обсуждение по выбору задания?

Кто руководил процессом, кто выдвигал идеи?

Насколько слаженно работала группа при выборе задания?

Насколько слаженно работала группа во время сопровождения ведущего?

Что было трудно (легко) во время сопровождения?

Насколько комфортно было работать всем вместе?

Что нового узнали о ведущем?

Какие основные выводы можно сделать по этому заданию?

«Какая наша команда?»

Цели и возможности применения. Упражнение помогает участникам познакомиться и создать в группе творческую атмосферу. Можно перейти от него к совместному решению любой проблемы и обсудить, что объединяет всю команду в единое целое.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши.

Время. 3-5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура

1. Тренер делит группу на тройки

2. За 3 минуты каждая тройка должна написать максимум ответов на вопрос: «Какие мы?» (Это должны быть прилагательные.) Например, «молодые», «красивые» и т. д.

Обсуждение. Не требуется.

Дополнение. Данное упражнение можно использовать для того, чтобы быстро создать в группе позитивную атмосферу, так как обычно участникам очень нравится писать про себя, какие они «яркие», «динамичные», «интеллектуальные» и т. д.

«Необитаемый остров»

Цели. Выявление ключевых моментов конфликтного взаимодействия; демонстрация стратегий лидерства в группе; обучение группы анализу конфликтных ситуаций.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши или фломастеры.

Процедура проведения. Группе дается следующая вводная ситуация: «Ваш корабль, на котором вы все путешествовали, попал в шторм и затонул. Всем вам удалось спастись. Вы попали на необитаемый остров, жизнь на котором длительное время невозможна. На острове нет пресной воды, нет съедобных продуктов. У вас есть большой лист бумаги и набор фломастеров. Также вы знаете координаты острова. У вас есть бутылка, в которую вы можете положить свое послание». После объяснения вводной группе дается задание: создать послание, для того чтобы членов группы спасли. При создании послания необходимо учитывать, что оно может попасть как в руки непонимающих языка туземцев, так и капитану корабля какого-либо проходящего мимо судна. Тренер может ограничить группу во времени, а может не ограничивать.

Анализ. Тренер задает членам группы следующие вопросы:

Как работала группа?

Кто руководил процессом?

Какие стратегии руководства применялись во время создания послания?

Чьи идеи принимались в первую очередь и почему?

Все ли идеи были услышаны и воплощены?

Почему не все принимали участие в процессе?

Каким было настроение во время игры и что влияло на его изменение?

Какое настроение сейчас?

Каковы были действия участников во время игры?


Продуктивный этап групповой динамики


«Летающие кошки»

Цели и возможности применения. Упражнение хорошо активизирует участников, помогает "встряхнуться" группе, которая пришла с перерыва.

Необходимые материалы. 5-6 маленьких плюшевых кошек (или других мягких игрушек).

Время. 5 минут.

Размер группы. Любой.

Процедура

1. Участники стоят в общем кругу. Тренер бросает мягкую игрушку одному из участников, который ловит ее и кидает следующему и т. д., пока игрушка не побывает у каждого из участников и не вернется снова к тренеру. Когда игрушка возвращается тренеру, он снова кидает ее тому участнику, которому кинул вначале, и просит группу еще раз повторить и запомнить эту последовательность. После того как это будет сделано, тренер просит группу повторить последовательность, кидая игрушку как можно быстрее, затем спрашивает группу, могут ли они еще ускорить темп.

2. После того как группа достигает максимального темпа, тренер сразу вслед за первой кошкой кидает вторую, после неё третью и всех остальных в результате чего кошки летают везде, а участники приходят в состояние веселого сумасшествия.

Обсуждение. Не требуется.

«Герб группы»

Цели. Консолидация группового опыта; выявление новых норм и правил взаимоотношений в группе; перенесение нового опыта группового взаимодействия в реальную послетренинговую деятельность; выявление креативных способностей группы.

Необходимые материалы. Бумага, карандаши

Процедура проведения. Для этого упражнения необходимы листы ватмана, наборы фломастеров.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.