Рефераты. Кадровые проблемы в российской библиотечной системе

Библиотекари - лучшие кандидаты на роль наставников в том, что касается нахождения, оценки и использования информации. Они должны, в первую очередь, перестроить свою работу, чтобы не только оказывать помощь в нахождении и выборе источников информации, но и учить, как искать и использовать эти источники. Библиотечные работники сами должны учиться, чтобы приобрести или усовершенствовать педагогические навыки. Профессиональный рост библиотечных работников зависит от процессов самообразования и конкретных действий в этом направлении. В первую очередь, это развитие своей информационной культуры, а также приобретение новых профессиональных навыков и освоения новых технологий с помощью современных обучающих средств.

Каждая библиотека должна обеспечить повышение квалификации своих сотрудников на рабочем месте и за ее пределами в соответствии с имеющимися у нее средствами, для этого необходимо разработать программу по развитию и совершенствованию профессиональной квалификации. Программу можно разделить по уровням подготовки: базовый, средний и продвинутый, а также определить временные рамки семинаров и курсов на один год.

Оптимальным выбором повышения квалификации, переподготовки являются курсы, которые обеспечивают библиотечным работникам возможность систематически повышать профессиональный и общеобразовательный уровень. В течение года работнику, как минимум, необходимо пройти курсы_ по следующим направлениям: педагогический, технологический, самоуправление и информационные технологии. Информационные технологии сегодня требуют особого внимания. Свободное владение инструментами поиска и переработки мировых информационных ресурсов, умение ориентироваться в библиотечно-информационном контенте - таковы сегодняшние требования к библиотечному специалисту. Применение в работе информационных и компьютерных технологий расширяет рамки библиотечного консультирования, позволяя библиотекарю оказать помощь пользователям интерактивно. Примером может служить «Виртуальная справочная служба РНБ» (http://vss.nlr.ru/index.php).

Новые технологии разрушают рамки традиционного представления системы повышения квалификации. Система повышения квалификации библиотечных работников постоянно совершенствуется, наполняются новым содержанием многие традиционные формы. Так, например, школа молодого библиотекаря постепенно трансформировалась в новую форму -школу профессионального мастерства, школы передового опыта - в творческие лаборатории и т.п.

Одной из эффективных форм стимулирования, обновления профессиональных знаний и творческого поиска являются конкурсы профессионального мастерства. Положительной чертой таких конкурсов является то, что в процессе подготовки и проведения принимает участие весь коллектив библиотеки. Это создает творческую атмосферу, накладывает определенную ответственность на уровень профессиональной подготовки сотрудников, а также и общую эрудицию, творческие способности, деловые качества личности.

В качестве аттестации можно использовать деловые игры. Использование деловых игр в качестве итоговой оценки персонала - нововведение, пришедшее в нашу практику с Запада, -в сущности, является неформальной аттестацией специалистов. Деловую игру можно рассматривать как моделирование реальной действительности специалиста в тех или иных специально созданных производственных ситуациях. Сущность деловой игры заключается в том, что она является формой воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, характерного для данного вида труда. В последние годы деловые игры используются, как правило, в трех различных аспектах:

1) игра-обучение;

2) игра-тренинг;

3) игра-исследование.

Однако следует отметить, что в чистом виде эти игры не используются, каждая конкретная деловая игра несет в себе переплетение указанных аспектов, либо, в соответствии с определенными целями игры, акцент может делаться на каком-то одном аспекте[7].

Работа по повышению квалификации библиотечных кадров носит системный характер, представляет собой целостное направление, в котором все формы и методы находятся в соотношениях, которые фиксируют заранее определенные свойства и результаты.[8]

1.3 Каким будет профессия библиотекаря в ближайшем будущем


Характерная особенность сегодняшнего дня - библиотекарь должен постоянно учиться, чтобы успеть за изменениями. Некоторые библиотекари чувствуют потребность не только в высшем образовании, но и повышении квалификации в аспирантуре. Кроме того, какое бы библиотекарь ни закончил учебное заведение, когда он приходит в конкретную библиотеку, он должен изучить её особенности, получить навыки общения с конкретными пользователями и коллегами в конкретной обстановке.

Все чаше побудительными мотивами деятельности библиотекаря выступают чувство достижения цели, признание, сама работа, ответственность и возможность продвижения. Реализация этих "факторов удовлетворенности" формирует благоприятное отношение к работе.

Традиционно библиотекарь имел дело с документами на бумажных носителях, которые не требовали при их воспроизведении технических устройств. Сейчас все чаще он работает с аудио и видеоматериалами, компакт-дисками, электронными изданиями. Следовательно, ему необходимо владение соответствующими техническими средствами.

Современный библиотекарь должен владеть компьютером, ксероксом, сканером, принтером, модемом, видеотехникой и другой аппаратурой. Таким образом, происходит технизация библиотечной профессии. Следует заметить, что молодежь весьма активно и быстро овладевает новой техникой.

Но внедрение в библиотеки новых технических средств предполагает и использование современных технологий, что влечет за собой появление такой специальности, как библиотекарь-технолог и ряда специализаций. Так, необходимость координации при использовании сетевых компьютерных технологий потребовала таких специализаций, как администратор баз данных, менеджер информационных систем. Развитие WWW-сервиса Интернет обусловило необходимость подготовки специалиста по созданию и обновлению WWW-страниц, библиотекари специализируются также в области электронной издательской деятельности, проведения обучения (тренингов) по Интернет для сотрудников и пользователей библиотек, нужны специалисты по телеконференциям.[9]

Серьезный вызов мировому библиотечному делу брошен и интенсивным развитием информационных коммуникационных технологий, виртуализацией информационного пространства. Вопрос о том, сохранится ли библиотека как социальный институт в электронную эпоху, практически решен в ее пользу, но какой будет библиотека будущего остается открытым.

Формирование общества знаний – еще один социальный вызов библиотекам. Теоретики смогли обосновать их метаморфизм и функциональную трансформацию по мере поступательного развития общества, определив в качестве базовых социальных функций современной библиотеки не только информационную, культурную и образовательную, но и коммуникативную, социализирующую и когнитивную. Последняя наиболее значима в обществе, основанном на знаниях, поскольку ее реализация позволяет библиотеке стать важным элементом систему управления знаниями через особые метаинструменты, стратегии и методики поиска и структурирования больших знаниевых массивов.

Смогут ли библиотеки достойно ответить на вызовы нового времени в первую очередь зависит от профессиональной готовности к этому работающих в них специалистов. Библиотекарь новой формации это:

- аналитик-синтезатор, умеющий не только осуществлять поиск, но и оценивать качество информационных ресурсов с учетом потребностей и запросов пользователей;

- креативный информационных навигатор и посредник в системе документных коммуникаций, в том числе электронных, специалист в области цифровых технологий;

- инструктор по освоению информационной культуры;

- менеджер и маркетолог в информационно-библиотечной сфере;

- агент книгоиздательского и книготоргового рынка.

При этом он должен оставаться хранителем документальной памяти и гуманистических традиций общества, служителем Книги как культурного феномена, знатоком художественной, научной и научно-популярной литературы, воспитателем культуры чтения, организатором культурно-досуговой деятельности, владеть психолого-педагогическими навыками. И каждое из перечисленных профессиональных качества в той или иной степени присутствует в характеристике успешно реализуемого себя современного библиотекаря.

От профессионального уровня библиотекаря зависит не только какими будут библиотеки в будущем, но и будет ли библиотека в будущем. Кадровое обеспечение отрасли сегодня является важнейшей проблемой профессионального библиотечного сообщества.[10]

С другой стороны, на изменение библиотечной профессия влияет социальная ориентация многих публичных библиотек, которая обусловила появление в библиотеках таких специальностей, как библиотекарь-психолог, которых уже готовят в Санкт-Петербургском государственном университете культуры[11], в Восточно-Сибирской академии культуры и искусств[12] и других высших учебных заведениях; библиотекарь по обслуживанию социально незащищенных групп населения, для детских библиотек - библиотекарь-педагог (подготовка ведется в МГУКИ). В этой связи большое внимание уделяется проблемам психологии восприятия текста, библиотерапии (последнее направление успешно развивают такие авторы, как О. Л. Кабачек, А. Е. Шапошников).

Целесообразно было бы готовить специалистов по библиотечному дизайну, поскольку этому вопросу в библиотеках сейчас уделяют большое внимание.[13]

В последние годы библиотекарям приходится проводить социологические, маркетинговые исследования, что вызвало к жизни такие специальности, как библиотекарь-маркетолог, библиотекарь-социолог, библиотекарь-исследователь.

Библиотекарь сегодня должен обосновывать необходимость получения гранта, продумывать и письменно доказывать целесообразность осуществления тех или иных социокультурных программ. Все это требует навыков научных исследований, широкого профессионального и общего кругозора. Без этих знаний и навыков невозможно и предоставление пользователям конъюнктурных исследований, аналитических обзоров и др. Многие библиотекари и администраторы осознают потребность в овладениями знаниями и навыками научно-исследовательской деятельности. Более того, не только в государственных научных библиотеках, но и муниципальных растет стремление сотрудников писать и защищать диссертационные работы. Все это способствует интеллектуализации библиотечной деятельности и библиотечного работника.[14]

Нельзя не заметить, что библиотека и библиотекари стали более открыты обществу. Большое внимание, которое сегодня библиотеки уделяют проведению социокультурных мероприятий, связям с общественностью (в том числе, с властными структурами, СМИ, правовыми, социальными и другими учреждениями, населением), требует особой специальности, которую можно было бы назвать "менеджер библиотечных социокультурных программ", в ее рамках целесообразна специализация "менеджер выставочной деятельности", о которой неоднократно говорил О.П. Зыков[15].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.