Рефераты. Использование нормативного метода при принятии управленческого решения

Таблица 3. 5

Сильные и слабые стороны предприятия


Аспект среды

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

1. Производство

1.        Высокая конкурентоспособность продукции.

2.        Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества.

3.        Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение.

4. Имеется собственная сырьевая база.

1.        Высокая энергоемкость производства.

2.        Высокие цены.

3.        Отрицательное влияние производства на экологию области.

4.        Продукция производится устаревшим «мокрым способом».


2. Кадры

1.        Подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.

2.        Рабочие со стажем.

3.        Рабочие с высшим техническим образованием.

1.        Отсутствие стимулов к повышению производительности.

2.        Текучесть кадров.

3.        Не очень высокий уровень мотивации труда.

3. Маркетинг

1.        Эффективная система сбыта готовой продукции.

2.        Сбор информации о рынках сбыта.

3.        Широкие возможности сбыта своей продукции.

1.        Недостаточные маркетинговые исследования.

2.        Недостаточно квалифицированная маркетинговая политика.

3.        Слабая рекламная компания.

4. Организация

1.        Отлаженное партнерство с поставщиками.

2.        Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений.

3.        Четкое разделение труда, профессиональная специализация.

1.        Зависимость от поставщиков.

2.        Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью.

5. Финансы

1.        Предприятие остается финансово независимым.

2.        Достаточно быстрая оборачиваемость средств.

3.        Достаточное количество собственных оборотных средств.

1.        Большой объем дебиторской задолженности.

2.        Отсутствие долгосрочных источников финансирования.


Таблица позволяет заключить, что исследуемое предприятие имеет ряд недостатков. К примеру, велика сумма дебиторской задолженности, в том числе просроченной; растут себестоимость и отпускная цена цемента.

К настоящему времени на заводе преобладает энергоемкий «мокрый способ» производства цемента. Для сравнения, в Германии, Испании, Италии, Японии и других странах с развитой цементной промышленностью выпуск этого вяжущего осуществляется исключительно по энергосберегающему сухому способу.

 

3. 3 Анализ внешней среды предприятия


Цементная промышленность является составной частью тяжелой промышленности и определяет потенциал любого государства. Отрасль является основным поставщиком сырья для производства бетона и железобетона (свыше половины производимого цемента), который в свою очередь выступает основным конструкционным материалом в строительстве. Другими словами, это сектор, спрос, на продукцию которого прямо зависит от объемов жилищного и промышленного строительства.

Цементная промышленность имеет две основные отличительные особенности. Первая – производство цемента чрезвычайно энергоемко. Доля энергоресурсов, а также топлива превышает половину себестоимости. Это делает ее очень чувствительной к колебаниям стоимости энергоресурсов и различных видов топлива. Другая важная особенность отрасли – то, что при перевозках на дальние расстояния доля тарифа на грузоперевозки в стоимости для потребителя может достигать половины себестоимости продукта. Это резко усиливает локализацию рынка в рамках отдельных региональных сегментов. В основном же перевозки внутри региона имеют смысл только при существенном недостатке мощностей по производству цемента либо возможности существенно сэкономить на железнодорожном тарифе.

Оценивая состояние цементной промышленности России, следует отметить то, что отрасль в целом прошла стадию экономического спада и в настоящее время находится в состоянии подъема, и таким образом, цементную отрасль сегодня можно отнести к разряду стабильно развивающихся.

На функционирование отрасли и предприятия оказывают влияние большое число факторов. В целях определения факторов фонового окружения (косвенного воздействия), оказывающих наиболее существенное влияние на функционирование предприятия ЗАО «Белгородский цемент», составим табл. 3. 6.

Таблица 3. 6

Факторы косвенного влияния


Фактор

Проявление

фактора

Влияние на предприятие

Возможная

реакция со стороны предприятия

Государство

1.        Высокий уровень инфляции по стране;

2.        Увеличение тарифов естественных монополий;

3.        Экономическая нестабильность;

4.        Низкий уровень доходов населения.

1.        Высокий расход топлива и электроэнергии, вследствие использования «мокрого способа»;

2.        Рост дебиторской задолженности;

3.        Падение прибыльности предприятия.

1.        Внедрение менее капиталоемких, но весьма эффективных технологий;

2.        Бартер, взаимозачеты;

3. Изменение ценовой политики.

Природно-географические условия

1.        Выгодное географическое расположение предприятия;

2.        Изменение качества сырья.

1.        Экспорт продукции происходит с наименьшими затратами по доставке партнерам;

2.        Изменение качества готовой продукции.

1.        Успешное проведение экспортно-импортных операций;

2.        Повышение входного контроля качества сырья.

Научно-технический прогресс

Модернизация и замена устаревшего оборудования.

Обеспечение конкурентоспособности производимой продукции.

Внедрение замкнутого цикла производства цемента, закупка новейшего лабораторного оборудования.

 

Теперь перейдем к детальному исследованию факторов среды непосредственного окружения (прямого воздействия), поскольку факторы косвенного воздействия влияют на организацию через деловое окружение.

К среде непосредственного окружения относят ту часть внешней среды, с которой организация имеет конкретное и непосредственное взаимодействие. В центре внимания находятся потребители, конкуренты, поставщики.

Анализ делового окружения предприятия удобно осуществить, используя табл. 3. 7:

Таблица 3. 7

Факторы непосредственного окружения


Фактор

Проявление

Влияние на предприятие

Возможная реакция со стороны предприятия

Поставщики

Поставка сырья и материалов.

1.        Срыв поставок;

2.        Сокращение объема производства.

Поиск новых поставщиков.

Потребители

Создают стимул для работы.

1.        Увеличение (уменьшение) сбыта продукции;

2.        Заказы на продукцию и ее приобретение (увеличение или снижение спроса).

1.        Предоставление товаров в кредит;

2.        Бартер.

Конкуренты

1.        Создание конкуренции;

2.        Производство аналогичной продукции.


1.        Снижают долю рынка;

2.        Уменьшают возможности получения максимальной прибыли;

3.        Перетягивают потребителей, поставщиков.

1.        Улучшение качества продукции;

2.        Снижение издержек;

3.        Ценовая и неценовая конкуренция.

Анализ факторов непосредственного окружения говорит о том, что положение предприятия на рынке характеризуется устойчивостью в связи с наличием позитивного сотрудничества с потребителями, поставщиками и конкурентами. Необходимо отметить, что при правильном учете факторов непосредственного окружения все они могут оказать благоприятное воздействие на деятельность предприятия.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.