анализ структуры и динамики издержек обращения:
анализ бухгалтерской отчетности аптеки.
В дирекции аптечного предприятия должна анализироваться динамика развития аптеки в целом. Так как неотъемлемой функцией дирекции является перспективное планирование деятельности предприятия, на этом участке осуществляется прогнозный анализ, который далее ложится в основу бизнес – плана.
Вся информация, изложенная выше является информационной базой для проведения функционально – стоимостного анализа. Первым этапом проведения ФСА является выделение основных бизнес – процессов.
Основными бизнес – процессами в ООО «Оберег» являются:
1. Проведение анализ деятельности аптеки;
2. Управление персоналом;
3. Планирование деятельности (бизнес – планирование, бюджетирование, маркетинговые исследования);
4. Снабжение аптеки лекарственными средствами;
5. Реализация товаров через торговые подразделения;
6. Выполнение финансовых операций.
Теперь рассмотрим бюджет затрат ООО «Оберег» на 9 месяцев 2010 года:
Таблица 2. Бюджет затрат (руб.)
Наименование затрат
Предполагаемые затраты за месяц
Планируемые затраты на I кв. 2010 г.
Планируемые затраты на II кв. 2010 г.
Планируемые затраты на III кв. 2010 г.
Планируемые затраты на 9 месяцев 2010 г.
Переменные затраты
Закупка медикаментов
2606,94
7820,82
23462,42
Транспортные расходы
2050
6150
18450
Затраты на электроэнергию
30
90
270
Постоянные расходы
Расходы на рекламу и продвижение
600
1800
5400
Командировки
500
1500
4500
Зарплата персонала
4765
14295
42885
Начисления на зарплату персонала
1763,05
5289,15
15867,45
Коммунальные услуги
1000
3000
9000
Канцелярские товары
100
300
900
Телефон
800
2400
7200
Аккредитация и разрешительные документы
11660
0
Охранная и пожарная сигнализации
200
Оплата банковских услуг
Амортизация
1752,92
5258,76
15776,28
В результате функционально-стоимостного моделирования было получено распределение месячных стоимостных затрат, связанных с выполнением основных бизнес-процессов в ООО «Оберег» (Рис. 1, 2).
Благодаря данному типу оценок можно сделать вывод что наиболее емкими бизнес – процессами в фирме являются реализация товара и снабжение, что вполне закономерно для торговых организаций, затем идет анализ деятельности и планирование – эти бизнес – процессы являются весьма важными для управления деятельностью любой организации. Полученное соотношение является оптимальным для данной организации.
Следующий этап – оценка трудозатрат структурных подразделений (рис. 3.):
ü администрация (проведение анализа деятельности, управление персоналом);
ü финансовый отдел (выполнение финансовых операций);
ü коммерческий отдел (планирование деятельности, снабжение);
ü
Рис. 2. Оценка стоимостных затрат ООО «Оберег» за месяц.
Из проделанной оценки делаем вывод что наиболее загруженными являются практически все отделы, за исключением финансового. Поэтому наиболее целесообразным будет возложение функций контроллинга именно на этот отдел, а в роли главного контроллера будет выступать главный бухгалтер фирмы.
Следующим этапом является распределение бизнес – процессов на:
ü управляющие (проведение анализа деятельности, управление персоналом);
ü основные (снабжение, реализация);
ü вспомогательные (планирование, выполнение финансовых операций).
Рис. 3. Оценка трудозатрат структурных подразделений ООО «Оберег» за месяц.
Из проделанной оценки видно что максимальные значения показателей времени и средств приходятся на выполнение основных бизнес-процессов, связанных с реализацией товаров и снабжением.
Для осуществления оперативного управления необходимо выделить центры ответственности. Под центром ответственности здесь понимается, как уже отмечалось ранее, сегмент предприятия, во главе которого стоит ответственное лицо, принимающее решение.
В ООО «Оберег» выделены следующие центры ответственности:
ü центры дохода (аптека);
ü центры прибыли (коммерческий отдел);
ü центры затрат (администрация, финансовый отдел).
Из рисунка 5 видно что в стоимостном выражении размер прибыли невелик, однако если мы проанализируем соотношение прибыль/затраты, то мы увидим что полученная прибыль до уплаты единого налога является наценкой, установленной в размере 37,5%. Законодательно установленный предел наценки для аптечных учреждений составляет 40%, поэтому делаем вывод что полученный результат не так уж плох.
2.3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЛНГА НА ПРИМЕРЕ ООО «ОБЕРЕГ»
Торговые предприятия имеют экономические характеристики, существенно отличающие их от производственных предприятий. Нам предстоит определить, является ли это препятствием для применения контроллинга на торговых предприятиях или нет.
Основной источник дохода торговых предприятий - это наценка. С помощью наценки они покрывают свои издержки обращения и получают прибыль. Наценка превращается в наличные денежные средства при реализации товаров. В отличие от производственных МП, перед торговыми не стоит проблема выбора способа определения выручки по "оплате" или по "отгрузке". Деятельность торговых МП основана на кассовом методе определения выручки, так что альтернативы у нас нет. Однако и расчет издержек обращения мы будем вести по кассовому методу, так как это значительно облегчает бухгалтерии составление нашей новой схемы производственной отчетности.
Как уже отмечалось ранее главной задачей контроллинга на ООО «Оберег» должны стать определение минимально возможного процента наценки к стоимости товара и определение целесообразности функционирования той или иной торговой точки в райцентре и на периферии. Налогообложение предприятия предельно упрощено, так как оно облагается единым налогом.
Издержками обращения для МП являются следующие расходы: заработная плата продавцов и бухгалтера, содержание помещений, арендная плата, амортизация собственных зданий и торгового оборудования, затраты на охрану, транспортные расходы, включающие в себя затраты на ГСМ и обслуживание. Само собой, основные расходы предприятие несет по закупке товаров. Контроллинг для МП, занимающегося розничной торговлей, должен по-видимому, решать следующие задачи:
1. давать руководству возможность анализировать свои доходы и расходы как в разрезе структурных подразделений (торговых точек), так и в целом по предприятию;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10