Рефераты. Инновационный менеджмент в Украине

Теоретико-методологической основой построения НИС является системный подход, располагающий арсеналом методических средств для решения столь сложной проблемы, соединения действующих фрагментов инновационного комплекса в целостную единую систему. Обобщение отечественного и зарубежного опыта показывает, что НИС представляет собой, по своей сути, институциональную основу инновационного развития национальной экономики, создающую необходимые условия и ресурсы для эффективной научной, научно-технической и инновационной деятельности в стране. Она охватывает всю совокупность субъектов и объектов научно-инновационной деятельности в базисных сферах экономики: науке, образовании, производстве, рынке и комплекс институтов правового, финансового, социального характера, обеспечивающих инновационные процессы.

Основная статусная роль НИС – обеспечение непрерывного интенсивного потока новых идей (знаний), их воплощение в научно-технических разработках (конструкторской и технологической документации, макетах, опытных образцах техники, материалов, продуктов и т.д.) и практическом освоении в производстве (новых машин, технологий, производственных систем, продукции).

Базовые функции НИС – генерация знаний, их распространение и применение, коммерциализация нововведений, образование и подготовка кадров, ресурсное, в т.ч. финансовое, обеспечение, управление и регулирование инновационных процессов.

Осуществляя базовые (творческие) функции, НИС выполняет также регулятивную, интегративно-организационную, идеологическую и другие функции. Высший критерий выполнения этих функций – это получение нового знания на уровне открытий и изобретений; результатов ИР – на уровне патентов, в т.ч. за рубежом; инновационной продукции – на уровне мировых аналогов и стандартов.

Реальный вклад НИС в инновационное развитие национальной экономики определяется также проводимой государственной макроэкономической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, соотношением прямого и косвенного государственного и рыночного регулирования, состоянием научно-технологического и промышленного потенциалов, рынков научно-технической продукции, товарных рынков, рынков труда, и также историческими и культурными традициями и особенностями страны.

Важными методологическими принципами формирования НИС общесистемного характера являются следующие:

-          приверженность эволюционному развитию страны в рамках национальной модели развития;

-          ориентация на последовательную и своевременную замену административных методов управления научно-техническим развитием косвенными методами экономического регулирования, стимулирующими творчество, новаторство, саморазвитие организаций;

-          перестройка действующих блоков и сегментов и разработка структуры перспективной НИС с учётом опыта высокоразвитых стран, стран-партнеров по региональным союзам и анализа позитивных и негативных сторон отечественной инновационной практики;

-          построение новых рыночно ориентированных блоков и сегментов НИС в рамках институциональной "достройки" и сопряжения в системе национальной экономики сфер науки, образования, производства и рынка и НИС как инструмента их интеграции.

Системообразующими принципами построения НИС являются:

-          принцип научности – требует объективности анализа, опоры на научные закономерности, обоснованности и доказательности выводов и рекомендаций;

-          принцип системности – обуславливает рассмотрение явлений в их всесторонности, взаимосвязи и полноте, компонентов и подсистем НИС в их системной иерархии и сетевых структурах;

-          принцип целостности – обеспечивает построение единой целостной НИС на основе единства идеологии, целей деятельности, сетевых технологий, единого информационного пространства, единой экономической и правовой среды, интегрирующей роли государства и инновационной культуры общества. Целостная НИС связывает все ее компоненты в единое целое, ликвидирует ведомственные «разрывы», снижает потери времени, информации об инновациях, их невостребованность потребителем, устраняет дублирование функций и средств.

Следуя этим принципам, НИС становится эффективным инструментом разработки и реализации инновационной политики, перевода экономики на инновационный путь развития, предусматривающий построение постиндустриального, информационного общества, «новой экономики» в рамках национальной модели развития и формирования социально ориентированного рыночного хозяйства.

К структурным элементам НИС относятся: государство, бизнес, учебные заведения.

Национальная инновационная системы включает отдельные составляющие, такие как:

1.       Формирование институционального устройства инновационной экономики. Наиболее характерные и приемлемые направления институционального устройства считаются:

-          институционально-правовое обеспечение;

-          реформирование форм собственности институтов инновационной сферы;

-          совершенствование системы управления научно-исследовательскими и проектно-конструкторскими учреждениями и их организационных форм;

-          формирование новых инновационных институций в составе производственных предприятий, научно-производственных комплексов и других корпоративных структур;

-          формирование финансово-координационных институтов инновационного развития;

-          привлечение институциональных инвесторов в инновационную сферу деятельности;

-          институционально-информационное обеспечение;

-          региональное институциональное обеспечение.

2.       Развитие технологических приоритетов инновационного развития производственной сферы экономики. Для государства это перечень первоочередных, в полной мере экономически обоснованных направлений научно-технологического развития на четко установленный период, реализация которых должна быть направлено на обеспечение таких национальных потребностей, как промышленная конкурентоспособность, национальная оборона, энергетическая обоснованность технологического направления, а также соответствие главным проблемам и перспективам развития общества.

3.       Финансирование научно-технической и инновационной деятельности, то есть, определение оптимально соотношения в объеме финансовых ресурсов, которые направляются на реализацию отдельных стадий приобретения, использования и создания нового знания.

4.       Развитие инновационного предпринимательства, которое выступает эффективным механизмом трансформации научных знаний в инновационные идеи, пригодные к практическому использованию.

5.       Формирование рынка объектов права промышленной собственности. Для обеспечения стабильного экономического роста на основе постоянного совершенствования технологических процессов, для государства главной целью в инновационной политике является формирование соответствующей стимулирующей среды, которая бы способствовала созданию и реализации нововведений.

6.       Осуществление трансферта технологий. Наиболее распространенными в мире коммерческими формами трансферта технологий являются патентно-лицензионная торговля правами на объекты промышленной собственности; формирование заинтересованными партнерами совместных предприятий; с получением нового оборудования и технологий; сдача в аренду (лизинг) техники, воплощающей в себе новую технологию; экспортно-импортные операции по оборудованию, товарам и услугам, воплощающими в себе технологии их изготовления.

Государство может поддерживать НИС способами: льготное налогообложение, прямое бюджетирование, предоставление кредитов, организация венчурных фондов и содействие их развитию.

Теоретическая организационная модель НИС охватывая сферы генерации, распространения, применения, коммерциализации знаний как совокупность субъектов и объектов инновационной деятельности, взаимодействующих в процессе создания и реализации инновационной продукции и осуществляющих свою деятельность в рамках проводимой государственной инновационной политики – включает ряд подсистем.

Основу НИС составляет подсистема генерации знаний, которая представляет собой совокупность научно-технических организаций государственного и частного секторов, выполняющих фундаментальные, прикладные исследования и разработки: государственные научные центры, академические и отраслевые институты, университеты, вузы, подразделения заводской науки, конструкторские бюро, создающие интеллектуальный продукт, образцы новой продукции и технологий.

Подсистема образования и профессиональной подготовки и переподготовки кадров включает в себя университеты, вузы, колледжи, другие учреждения среднего и профессионального образования, а также систему организации переподготовки и повышения квалификации кадров, включая подготовку и переподготовку кадров для инновационной деятельности и т.д.

Подсистема инновационной деятельности, производства и реализации продукции и услуг включает в себя малые, средние и крупные предприятия, отраслевые и региональные инновационно-технические центры, а также концерны, корпорации и финансово-промышленные группы, торговые (дилерские) сети, центры сервиса, сети ремонта и обновления продукции и т.д.

Подсистема технологической инфраструктуры охватывает центры поддержки инновационного предпринимательства, технопарки, телекоммуникационные сети, бизнес-инкубаторы и бизнес-инновационные структуры, консалтинговые и инжиниринговые фирмы, информационные центры и центры трансфера технологий, систему научно-технических коммуникаций, включая систему научно-технической информации, демонстрационные залы и т.д.;

Подсистема финансовой инфраструктуры, включающая организационные и правовые механизмы финансирования и ресурсного обеспечения всех стадий инновационного цикла, включая инвестиционные компании, банки и другие финансовые структуры, инвестиционные и инновационные фонды, венчурные фонды, бюджетное финансирование, если задачу (заказ) ставит государство.

Подсистема информационной инфраструктуры охватывает информационные ресурсы, технологии и системы, информационно-телекоммуникационные сети, рынок ИКТ, опосредующие и соединяющие все сегменты НИС.

Подсистема управления и регулирования включает:

-          нормативно-правовой блок, содержащий совокупность законодательных актов, норм, правил и ведомственных инструкций, определяющих формы, условия и методы взаимодействия занятых инновационной деятельностью организаций между собой и с другими организациями, а также правовые акты в области внешнеторгового, налогового, таможенного регулирования;

-          блок управления (менеджмента) и регулирования, включающий государственный, отраслевой, сетевой, матричный, вертикальный механизмы интеграции всех подсистем и элементов НИС на основе новейших управленческих и информационных технологий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.