Рефераты. Инновационный менеджмент в туризме

Основными задачами государства являются:

1)  определение и разработка принципов политики в области туризма, программ их реализации, механизма контроля и исследования результатов деятельности (организация статистики, ведомственных исследований);

2)  создание благоприятных условий для туризма, координация действий различных компаний, организаций и обществ для формирования соответствующей инфраструктуры, дружественной окружающей среды;

3)  поддержка туризма и маркетинга через стимулирование инноваций и кооперации, формирование привлекательного образа страны.

Многие государства создают специальные национальные организации для продвижения различного рода инноваций в туризме – ОМТН (организации, занимающиеся маркетингом туристских направлений по терминологии Всемирной туристской организации: Visit Britain, Tourespana, Polska Organizacia и др.). Государственный сектор все чаще обращается к информационным технологиям и Интернету как средствам продвижения своего продукта – туристского направления.

В качестве примера можно привести Финляндию. Финский совет по туризму (Finnish Tourist Board – FTB) является государственной организацией, занимающейся маркетингом Финляндии как туристского направления, имеет представительства в 11 странах. Финский совет по туризму одним из первых начал использовать информационные технологии в работе национальной туристской организации. Он осуществляет стратегическое сотрудничество с представителями туристской индустрии и другими заинтересованными группами, общая цель которых направлена на максимальное присутствие и влияние страны на международном рынке. Важнейшим инструментом для достижения этой цели являются электронные информационные и коммуникационные технологии.

Особое значение этот совет придает «созданию уникального имиджа национального туризма, четкой сегментации потребителей и рынков, эффективному маркетингу».

Развитие туристского бизнеса происходило по следующей схеме. В 1992 г. была создана информационная система туристского рынка (Market Information System – MIS). Первоначально она использовалась для нужд Финского совета по туризму, но скоро доступ к ней получили профессиональные пользователи страны. Одиннадцать приложений MIS охватывают спектр деятельности совета и все аспекты туристской отрасли. Приложение «Покупатели и СМИ» содержит информацию о всех туроператорах и турагентах, их адресах, перечень основных СМИ, продвигающих туристский продукт. Приложение «Планы маркетинга» информирует о всех маркетинговых планах, рекламных кампаниях и действиях всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке. Другие приложения MIS содержат статистические данные, общую информацию о представительствах и персонале Финского совета по туризму, его рабочих группах, документацию и переписку по семинарам и рабочим встречам, адреса клиентов. Одно из приложений используется как электронная доска объявлений для всех отделений Финского совета по туризму на мировом рынке.

В 1995 г. совместно с региональными туристскими организациями была создана база данных туристского продукта и услуг (на английском языке), охватывающая всю Финляндию, под названием PROMIS. Основной объем информации для базы данных поставляется и обновляется информационными провайдерами – партнерами PROMIS – и предприятиями малого и среднего бизнеса, лицензии которым провайдеры предоставляют бесплатно.

В 2001 г. национальная туристская организация Финляндии первой в мире начала продвигать национальную базу данных как услугу в соответствии с протоколом беспроводного доступа (Wireless Application Protocol – WAP). Эта база включает файлы с информацией о достопримечательностях, средствах размещения, событиях, турах и экскурсиях, телефонных номерах туристских бюро.

Базовые системы MIS и PROMIS финансируются Финским советом по туризму и являются бесприбыльными.

В 1990-х гг. в связи с широким распространением компьютеров ОМТН стали интенсивно использовать информационные технологии. Вначале это были замкнутые системы для обеспечения деятельности туристских и информационных отделов, сейчас же эти системы через Интернет охватывают конечных потребителей, которым доносят информацию о туристском продукте, его привлекательности и доступности по цене, легкости и простоте бронирования.

ОМТН, выступая посредником, работают, как правило, безвозмездно, финансируются государством, хотя и не избегают вовлечения в коммерческие операции (смешанные региональные и местные государственно-частные).

Информационная эра меняет стиль жизни. В недалеком будущем ОМТН не нужны будут представительства во всех крупных странах, поставляющих им туристов. Сейчас ОМТН устанавливают электронную связь с поставщиками туристского рынка в рамках региона и предоставляют им возможности самостоятельно обновлять информацию о своем продукте и его наличии; выступают посредниками в предоставлении всего ассортимента продуктов конкретного туристского региона (что особенно важно для мелких и средних предприятий) и электронных каналов (в онлайновом режиме или другим способом) туристским агентам и другим участникам рынка.

Для ОМТН развитие партнерских отношений открывает перспективы более широкого распространения своей информации по туристским регионам. В отрасли туризма существует больше посреднических организаций, чем в любой другой индустрии. К ним относятся туроператоры и турагенты, которые формируют туристские пакеты и занимаются распределением продукта от имени крупных поставщиков, какими являются владельцы гостиниц и авиакомпаний. Это позволяет ОМТН продавать свой продукт через коммерческих посредников на основе специальных договоров.

Особые экономические зоны – это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли[1].

Цель создания особых экономических зон – развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы.

1.     На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:

2.     Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства.

3.     Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы.

4.     Предоставляется ряд налоговых преференций.

5.     Система администрирования «одно окно» позволяет упросить взаимодействие с государственными регулирующими органами.

В России пока нет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных стать привлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически все действующие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не на начальной стадии развития компании, а на более поздних этапах. Инновационных компаний не так много, а растить их в течение 8–10 лет ни западный, ни российский капитал не готовы. До сих пор остаются нерешенными проблемы, с которыми сталкиваются и малые компании (отсутствие профессионального менеджмента, неравенство допуска компаний к источникам венчурных инвестиций, недооценка привлекательности венчурного капитала), и фонды (недостаток объектов для инвестиций, нехватка менеджеров, понимающих специфику осуществления инвестиций в высокотехнологичный бизнес).

С целью привлечения венчурных инвестиций в 2005 г. в различных регионах России впервые с участием государства создано 7 венчурных фондов. Предусмотрен общий объем инвестиций в эти фонды в размере 2 млрд. руб., в том числе по 500 млн. руб. из средств федерального и региональных бюджетов и 1 млрд. руб. – частных компаний. Будут создаваться закрытые паевые инвестиционные фонды для коммерциализации инновационных технологий, помощи в создании, продвижении на рынок проектов, нужных государству.

На рост инвестиций в инновационные процессы, в том числе в сфере туризма, может положительно повлиять принятый в июле 2005 г. Федеральный закон «О концессионных соглашениях», регламентирующий привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, эффективное использование имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений.

В России появились необходимые правовые условия государственно-частного партнерства, прозрачные и понятные для зарубежных инвесторов «правила игры». Привлекая средства частных инвесторов, государство тем самым может использовать и передовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса.

По концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения. Концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления этой деятельности. Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, полученные концессионером за свой счет при исполнении концессионного соглашения, принадлежат концеденту, если иное не установлено концессионным соглашением.

Сторонами концессионного соглашения являются:

•    концедент – Российская Федерация, от имени которой выступает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти, либо субъект РФ, от имени которого выступает орган государственной власти субъекта РФ, либо муниципальное образование, от имени которого выступает орган местного самоуправления;

•    концессионер – индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два или более указанных юридических лица.

Объектами концессионного соглашения являются автомобильные дороги, железнодорожный, морской и речной транспорт, а также объекты, используемые для осуществления лечебно-профилактической организации отдыха и туризма, спортивно-оздоровительного и социально-бытового назначения [9, с. 48].




Заключение


Инновационная продукция – результат инновационной деятельности (товары, работы, услуги), предназначенный для реализации.

Общая цель инновационной деятельности предприятия – выживание и развитие компании путем выпуска новых / улучшенных видов продукции и совершенствования методов её производства, доставки и реализации.

Политика Российской Федерации в области развития инновационной системы базируется на равноправном государственно – частном партнерстве и направлена на объединение усилий и ресурсов государства и предпринимательского сектора экономики для развития инновационной деятельности.

Инновационная деятельность в сфере туризма направлена на создание нового или изменение существующего продукта, на совершенствование транспортных, гостиничных и других услуг, освоение новых рынков, внедрение передовых информационных и телекоммуникационных технологий и современных форм организационно-управленческой деятельности.

В России пока нет достаточного числа компаний, обладающих потенциалом роста и способных стать привлекательным объектом для вложения венчурного капитала. Практически все действующие у нас в стране фонды предпочитают вкладывать средства не на начальной стадии развития компании, а на более поздних этапах.

В России появились необходимые правовые условия государственно-частного партнерства, прозрачные и понятные для зарубежных инвесторов «правила игры». Привлекая средства частных инвесторов, государство тем самым может использовать и передовые управленческие технологии, кадровые и организационные ресурсы бизнеса.



Список литературы


1.     Федеральный закон РФ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации». №116-ФЗ22. От 22.07.2005 г.

2.     Аньшин В.М. Инновационный менеджмент: Учебное пособие. – М.: Дело, 2003

3.     Басенко А.М. Свободные экономические зоны в механизме интеграции национальной экономики в систему мирохозяйственных связей. – Ростов-на-Дону, 2002. – 272 с.

4.     Бовин А.А., Чередникова Л.Е. Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2006. -144 с.

5.     Вайнштейн С.Ю., Кузьменко М.А. Организация производства услуг на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства): Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГУЭУ, 2005

6.     Инновационный менеджмент: Учебник / Под ред. С.Д. Ильенковой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002

7.     Новиков В.С. Инновации в туризме: Учебное пособие для вузов. – М.: Изд. Центр «Академия», 2007

8.     Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года // http://ctt.msu.ru/laws

9.     Сидорина Т.В., Кочетова Л.М. Инновации в социально-культурном сервисе и туризме: Учебно-методический комплекс. Новосибирск: НГУЭУ, 2008


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.