Рефераты. Инновационный менеджмент в туризме

Государственное финансирование может быть в форме:

•    прямого финансирования фундаментальных исследований и прикладных разработок, осуществляемого на принципах программно-целевого управления на конкурсной основе (программы, гранты и т.п.);

•    косвенного финансирования инновационных проектов в виде налоговых льгот, ускоренной амортизации, льготного кредитования и т.д.

Прямые бюджетные ассигнования осуществляются на основе сочетания двух форм прямой поддержки: в форме базового финансирования научной организации и в форме конкурсного распределения средств на проведение фундаментальных и поисковых исследований (система грантов) а реализацию заданий государственных научно-технических программ (система контрактов).

Рыночные способы привлечения средств под инновационные проекты подразумевают следующие варианты покрытия затрат за счет:

•    собственных средств организации-исполнителя, в том числе за счет фонда развития, амортизационного фонда, резервного фонда для покрытия временных текущих убытков, собственного капитала, помещенного в уставный фонд фирмы;

•    привлеченных средств акционеров-учредителей (пайщиков), полученных за счет эмиссии и распространения ценных бумаг;

•    заемных средств, в частности, кредитов коммерческих банков и иностранных инвесторов (например, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития, международные фонды и т.д.) на различных принципах возвратности (например, участие в прибылях, предоставление пая и т.п.), средств от размещения на фондовых рынках облигаций предприятия;

•    комбинированного финансирования, например, прямые вложения денежных средств отечественных и международных организаций, финансовых учреждений различных форм собственности и частных лиц в соответствии с законодательством;

•    ипотеки – вида залога недвижимого имущества (земли, предприятий, сооружений, зданий и иных объектов, непосредственно связанных с землей) с целью получения денежной ссуд и др.

•    лизинга, т.е. получения от лизингодателя производственных активов (машин, оборудования, транспортных, вычислительных средств, сооружений производственного назначения и т.п.), а также прав интеллектуальной собственности (лицензий, компьютерных программ, ноу-хау и т.д.) с их последующим выкупом лизингополучателем;

•    венчурного финансирования, основанного на принципе финансирования сравнительно небольших и несвязанных между собой проектов в расчете на окупаемость инвестиций с высокой нормой прибыли на инвестированный капитал без каких-либо гарантий или обеспечения. Отличие венчурного инвестирования от обычного банковского кредитования в том, что рисковые предприятия не должны возвращать фирмам венчурного капитала инвестированные ими средства. Как свидетельствует зарубежный опыт, инвесторы венчурного капитала предъявляют высокие требования к инвестируемой фирме, ее руководству и работникам и предпочитают поэтапное выделение долгосрочных инвестиций.

Они участвуют в руководстве фирмой и часто заинтересованы в «выращивании» новой фирмы для последующей продажи. Разновидностью венчурного финансирования является траст – как способ доверительного управления системой инвестирования, используемый некоторыми отечественными инвестиционными фондами.

Каждый из способов и источников финансирования имеет свои преимущества и недостатки. Поэтому необходимо разрабатывать альтернативные варианты, основанные на сочетании различных форм финансирования. Важным является возможность бюджетного финансирования, поддержания баланса между долгосрочными заемными средствами и акционерным капиталом. Чем выше доля акционерного капитала, тем меньше долговые обязательства и тем выше валовая прибыль перед уплатой налога. Чем выше доля заемного финансирования, тем выше будут выплаты процентов по обязательствам. В каждом проекте следует тщательно оценивать последствия различных схем и форм финансирования.


3. Государственная поддержка инноваций


Развитие науки в первой половине XX в. характеризовалось усилением регулирующих функций государства путем создания ведомственных научных институтов и лабораторий, увеличением доли бюджетного финансирования. Резко возросла степень огосударствления науки в период Второй мировой войны и послевоенные годы. Международные отношения определялись «гонкой вооружений», в основе которой лежали новейшие научно-технические разработки. Успехи во внедрении технологий двойного назначения обеспечивали высокую конкурентоспособность, лучшие возможности для экспортной экспансии и получения более высоких прибылей.

В настоящее время индустриально развитые страны направляют усилия на обеспечение долгосрочного и устойчивого экономического роста путем перехода на инновационный путь развития, который заключается в обеспечении взаимодействия науки, образования, производства и финансово-кредитной сферы. Особое внимание уделяется информационным технологиям, микропроцессорной и энергосберегающей технике, новым материалам, нано- и биотехнологиям – всем стратегическим направлениям, которые связаны с использованием высоких технологий.

Развитые страны начали использовать науку как средство производства богатств. Область инновационной политики охватила структурные соотношения в системе «наука – производство»; формы и способы включения научно-технических результатов в хозяйственный оборот; ресурсное обеспечение сферы нововведений (включая систему непрерывного образования); организационно-правовые и экономические формы инновационной деятельности.

В связи с тем что создание и внедрение нововведений требуют объединенных усилий различных экономических и социальных сфер, инновационный путь развития невозможен без осуществления государственной поддержки. Для этого используются три схемы:

1.  Прямое участие государства в реализации специальных целевых программ и ассигнованиях региональных, местных органов власти; создание крупных национальных центров (лабораторий), находящихся на бюджетном финансировании и бесплатно предоставляющих полученные знания широкому кругу потенциальных пользователей.

2.  Предоставление субсидий и грантов для осуществления конкретных проектов в области науки, культуры, образования.

Грант является поддержкой или стимулированием государством научных исследований и разработок финансами, собственностью или услугами. Особенно часто грант используется в том случае, если результаты работ неопределенны или не могут в ближайшем будущем принести полезного результата [4, с. 92].

Для приобретения результатов исследований и разработок, которые могут принести государству непосредственную выгоду, заключается государственный контракт. Он дает право представителю государства контролировать и корректировать ход выполнения разработок.

Государственные субсидии предоставляются и на других условиях. В некоторых странах они выделяются с условием возмещения затрат государства только в случае достижения коммерческого успеха или составляют до 50% стоимости конкретных проектов. Безвозмездные субсидии бывают при отказе автора от особых прав на полученное знание – он регулярно отчитывается о ходе исследований, а все полученные результаты открыто публикуются.

3. Обеспечение частным предприятиям и лицам благоприятных условий для научно-технологических разработок. Частному бизнесу, вкладывающему средства в научные исследования и приобретение необходимого для этого оборудования, предоставляются разнообразные налоговые льготы, государственные кредиты и гарантии, а также финансирование через участие государства в акционерном капитале.

В ряде случаев заключается кооперативное соглашение, которое не требует, как и грант, заранее жестко заданного и сиюминутно полезного результата. От гранта это соглашение отличается тем, что это – форма совместного инвестирования, а затем раздела полученного результата между частным и государственным секторами. Соглашением четко определяются вклады участников соглашения и права, в том числе и право контроля со стороны государства.

Государство должно сосредоточить свои усилия и имеющиеся свободные ресурсы на развитии перспективных для всей национальной экономики наукоемких отраслей, т.е. таких отраслей, которые активно влияют и способствуют развитию других секторов экономики. В связи с этим государственная поддержка стала более избирательной и концентрируется на конкретных направлениях, прежде всего имеющих важное значение для повышения конкурентоспособности страны на мировом рынке, развития малого и среднего бизнеса, совершенствования инфраструктуры научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.

Развитие экономики, основанной на знаниях, процесс глобализации товарного и финансового рынков затрагивают и научно-техническую сферу, что создает для государственного регулирования новые проблемы. По данным ОЭСР, крупнейшие фирмы стран, входящих в эту организацию, около 20% своих исследований проводят за границей. Это вызвано тем, что фирмы привлекает высокая квалификация иностранных работников в сочетании с дешевой рабочей силой.

В условиях глобализации государство вынуждено отказаться от практики протекционизма и создавать среду, стимулирующую инновации и риск, приток иностранного капитала в инновационную сферу при соблюдении общих условий развития национального предпринимательства.

В России сохраняется доминирующая роль государства как источника ассигнований на научно-технические исследования и разработки. Из общих средств финансирования внутренних затрат на исследования и разработки, которые в 2003 г. составили 169,86 млрд. руб., доля государственных расходов равна 57,8%.

В целях дальнейшего стимулирования инновационных процессов в конце 2004 г. Правительство РФ определило механизм установления партнерских отношений государства с частным бизнесом, стимулирования вовлечения в экономический оборот результатов научно-технической деятельности и совершенствования защиты прав интеллектуальной собственности.

Правительство одобрило безвозмездную передачу прав на результаты научно-технической деятельности, полученные с привлечением государственных средств, прежде всего исполнителям работ, либо потребителям, либо «частным инвесторам, участвующим совместно с государством в получении этих результатов». Были решены вопросы о льготном налогообложении инновационных предприятий на начальной стадии работы и об упрощении процедуры взимания налогов и дифференциации налоговых ставок.

Налоговые преференции будут сосредоточены прежде всего в технопарках, технологических кластерах, инновационно-технологических центрах и в особых экономических зонах.

На решение задач по развитию инновационной деятельности повлияла и реорганизация федеральных органов власти в июле 2004 г. Были созданы новые органы исполнительной власти, подведомственные Министерству образования и науки РФ: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) и Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), а также Федеральное агентство по информационным технологиям (Росинформтехнологии), подведомственное Министерству информационных технологий и связи РФ. Создан Совет при Президенте РФ по науке, технологиям и образованию (Указ Президента России от 30 августа 2004 г. №1131). Этот консультативный орган определяет приоритетные направления научно-технической и инновационной политики, вносит соответствующие предложения, в том числе и по реформированию системы образования.



4. Поддержка туризма в мире и в России


Туристская деятельность – это не только предоставление услуг по организации путешествий, но и источник доходов государства, многих секторов его экономики. Их доходы значительно превышают поступления от традиционных сфер туризма (гостиницы, рестораны, транспорт и др.).

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.