Рефераты. Инновационные процессы в менеджменте

Аналогичное мнение высказывается и рядом Санкт-Петербургских ученых. Во многом сходное мнение о сущности инновации высказывается другим коллективом авторов, которые определяют инновации как результат творческого процесса в виде созданных (либо внедренных) новых потребительских стоимостей, применение которых требует, чтобы использующие их лица либо организации изменили привычные стереотипы деятельности, свои навыки.

Вышеозначенные подходы, определяющие инновацию как результат инновационного процесса, на наш взгляд, являются достаточно обоснованными, но вместе с тем в приводимых определениях нововведения имеются некоторые погрешности и шероховатости. Так, в вышеназванных определениях инновации отождествляются с новой продукцией, технологией, новыми социальными услугами или новыми «потребительскими стоимостями», что, несомненно, является важнейшей составной частью содержания такого термина как инновация. Однако, наряду с приводимыми формами, инновация может выражаться в новых методах организации производственного процесса, сбыта готовой продукции, материально-технического снабжения, маркетинга и т.д., т.е. вне чисто технической стороны, связанной с производством продукции. Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет инновацию как «конечный результат внедрения новшества с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, научно-технического или другого вида эффекта». Далеко не бесспорным является тезис о том, что «новшество внедряется с целью изменения объекта управления». На наш взгляд, целью изменения является достижение какого-то результата, а не сами изменения. Изменение является скорее средством достижения определенного результата.

В начале XX в. в экономической науке нововведения стали рассматриваться как важнейшее средство преодоления циклических кризисов. После «великой депрессии» начала 30-х годов становится популярным среди американских менеджеров понятие «инновационная политика фирмы», а после Второй мировой войны она стала одним из важнейших элементов стратегии большинства фирм развитых капиталистических стран. В нашей стране проблематика нововведений на протяжении ряда лет разрабатывалась в рамках экономических исследований научно-технического прогресса (НТП), где начал активно использоваться и сам термин «нововведение».

Понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation, буквальный перевод которого означает «введение новаций», т.е. процесс использования новшеств. С момента принятия к распространению новшество (novation) приобретает новое качество, становится нововведением (инновацией).

Инновация начинается с возникновения, замысла генерации новой перспективной идеи и воплощается в новый товар, продукцию, технологию, новую организационную форму с высоким конечным результатом в виде эффекта завоевания рынка, увеличения прибыли (рис. 3).


Рисунок 3.

Логическая схема инновационного процесса



Важно подчеркнуть, что инновации - это не только и не столько технические новшества, но и интеллектуальные прорывы в создании необходимых институтов, социальном и технологическом конструировании.

Инновация начинается с генерации новой, перспективной идеи и заканчивается моментом получения прибыли от её реализации на рынке (рис. 4).


Рисунок 4.

Инновационный процесс


Инновационный процесс складывается из взаимосвязанных и взаимообусловленных отдельных элементов, которые образуют единое комплексное целое. Результатом этого процесса является инновация как реализованное, использованное изменение.

Итак, инновация понимается нами как конечный результат научного исследования или открытия, качественно отличный от предшествующего аналога и внедренный в производство. Иными словами, искомый результат представляет собой некое новшество. Понятие инновации применяется ко всем новшествам в организационной, производственной и прочих сферах деятельности, к любым усовершенствованиям, обеспечивающим снижение затрат. Благодаря нововведениям предприятие приобретает конкурентные преимущества, перепрофилируется на выпуск конкурентоспособной продукции, активизирует свою производственную деятельность.

Само же новшество, т.е. научная, научно-техническая разработка, изобретение, становится инновацией, как правило, в виде товара, услуги, метода. Следовательно, инновационному циклу предшествуют научно-исследовательские, опытно-конструкторские или проектные работы. Их результаты в основном и создают тот задел, на базе которого начинается инновационная деятельность, как в конкретной экономике, так и в других областях.

Инновационная деятельность - это, прежде всего, интеллектуальная деятельность, и как много видов этой деятельности, так может быть много форм проявлений инноваций.

Под сущностью инновационной деятельности понимается её внутреннее содержание, выражающееся во взаимосвязи всех многообразных свойств и отношений, обнаруживающееся в различных формах существования: научная, проектно-конструкторская, технологическая деятельность, опытные разработки, работа по освоению новшеств в производстве, их реализации. Содержанием инновационной деятельности, по мнению авторов, является единство всех составляющих её элементов, свойств, внутренних процессов, связей, противоречий и тенденций. Оно выражается во взаимосвязанной и эффективной деятельности по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного к практическому использованию, которое предполагает целый комплекс научных, технологических, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, в своей совокупности приводящих к инновациям.

Несмотря на то, что в настоящее время наметились определенные тенденции взаимной увязки различных теорий и появились обобщающие, синтезирующие прежние результаты направления, окончательное единство во взглядах на сущность инновационной деятельности еще не достигнуто. Направления развития инновационной теории, содержащиеся в научной литературе, зачастую дополняют друг друга, не отражая общей картины существующих концепций. Отечественные разработки освещают в большей степени не результаты аналитических исследований, а возможность использования зарубежного опыта в наших условиях.


Раздел 2.2 Методы поиска идеи инноваций


Возникновение методов поиска новых идей всегда связано с кризисом в науке.

Любая наука ставит своей целью истолкование и объяснение того, что происходит в человеческом мозгу после того, как он собрал все данные о данном явлении.

Явления в науке бывают:

♦ нормальные;

♦ аномальные.

Нормальные явления — это такие явления, которые происходят в соответствии с ранее принятой концепцией. Одновременно с нормальными явлениями в науке постепенно накапливаются аномальные явления, т. е. такие явления, которые никак не могут быть объяснены исходя из ранее принятых теорий и которые совершенно не укладываются в рамки действующих концепций. Когда происходит выброс аномальных явлений наружу и они сталкиваются в науке с нормальными явлениями, возникает кризис. А это означает, что возник период неразберихи (хаос и замешательство в науке), когда явно противоположные теории и модели соревнуются между собой. Для разрешения такого кризиса нужен поиск новых путей.[ 3 с.146)

Идея (греч. idea — понятие, представление) инновации означает общее понятие об использовании определенных новшеств для претворения в жизнь какого-то замысла. Замысел означает осознание потребности и является отправной точкой творческого процесса. Поэтому поиск идеи инновации есть процесс творческий.

Творчество представляет собой взаимодействие человека как субъекта данного процесса с объективной реальностью. При этом взаимодействии человек, опираясь на объективные законы, создает качественно новые ценности как материальные, так и нематериальные.

В творческом процессе можно выделить три этапа:

♦ замысел, т. е., появление самой идеи;

♦ превращение идеи в план работы;

♦ реализация плана работы, т. е. воплощение идеи в определенную вещь (в материальную форму).

Эти этапы носят условный характер, так как в практической творческой деятельности человека жесткого закрепления последовательности этапов нет. Каждый этап — это целостный элемент системы, ее компонент, но в то же время он связан с другими элементами и постоянно проникает в эти другие этапы творческого процесса.

Первый этап творческого процесса связан с появлением замысла, т.е. идеи инновации. Причиной появления идеи инновации является, как правило, возникшее противоречие между существующими продуктами и операциями и новыми условиями хозяйствования, новой технической, технологической и финансово-экономической ситуацией.

Целью второго этапа творческого процесса является необходимость решения данной проблемы, т. е. превращение появившейся идеи в план работы по устранению выявленного противоречия. На этом этапе человек как субъект творчества, опираясь на свои знания, на свой и чужой опыт, интуицию, составляет план мероприятий по изменению данного продукта или операции.

Использование чужого опыта означает, что данный этап творческого процесса опирается на купленные ноу-хау, лицензии, патенты, на анализ и переработку информации, доступной для исследователя.

Третий этап творческого процесса связан с воплощением возник шей идеи в новый продукт или операцию. На этом этапе реализуется ранее намеченный план мероприятий, анализируется его результативность, и при необходимости в него вносятся соответствующие изменения и коррективы.

В познавательном процессе инновации важная роль принадлежит наблюдениям, анализу и синтезу явлений, научной абстракции, построению гипотез, прогнозированию технических и экономических показателей и явлений.

Анализ и синтез представляют собой двуединый прием познания и один из элементов процесса абстрактного мышления.

Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) представляет собой метод научного исследования, состоящий в мысленном или фактическом разложении целого на составные части.

Синтез (греч. synthesis -- соединение, сочетание, составление) — это метод научного исследования какого-либо предмета или явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и взаимной связи его частей. Анализ, идя от конкретного к абстрактному, разлагает изучаемое явление на его составные части, каждая из которых может рассматриваться или исследоваться самостоятельно.

Синтез, идя от абстрактного к конкретному, соединяет родственные между собой элементы, воссоздает из отдельных частей единое целое. Синтез показывает, что отдельные элементы изучаемого явления находятся в неразрывном единстве, обусловливают друг друга и оказывают определенное влияние на другие явления. Единство анализа и синтеза проявляется в том, что операция выступает как совокупность отдельных элементов и признаков.

Важным методом исследования технико-экономических отношений является научная абстракция.

Абстракция (лат. abstractio — отвлечение) — это мысленное отвлечение ряда свойств предметов и отношение между ними.

Научные абстракции представляют собой выработанные людьми в своем мышлении обобщенные понятия, отвлеченные от непосредственной конкретности изучаемого явления, но отражающие его главное содержание.

Исходным пунктом для научной абстракции является объектив пая реальность. Сам процесс абстрагирования выступает как последовательное отвлечение от несущественного с тем, чтобы выявить в нем основу его реальности, всех его связей.

Роль научной абстракции в исследовании инноваций весьма велика, так как при анализе отношений в инновационном процессе нельзя применять технические средства в отличие от естественных наук. С помощью приема научной абстракции можно полнее раскрыть сущность явлений и глубже понять их особенности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.