В качестве примера наиболее важных классов стратегической информации можно отметить следующие:
О внешнем окружении (политическая, научно-техническая, юридическая, социальная, экономическая информация)
О рынке Об условиях конкуренции О сильных и слабых позициях фирмы О возможных обстоятельствах О прошлой деятельности О текущих проблемах и возможностях О риске и неопределенности проводимых стратегий. (1,237)
Большое значение для понимания систем информации для стратегического планирования имеет разница между стратегическими данными и стратегической информацией. Специалисты в области ЭВМ и обработки информации определяют эту разницу следующим образом. «Данные» — это аналитически необработанные массивы показателей; «информация» — это данные, аналитически обработанные для использования в конкретных целях.
В отношении стратегических данных и стратегической информации конкретные задачи, для которых осуществляется переработка данных в информацию, задаются процессом принятия стратегических решений в организации. Таким образом, стратегическая информация представляет собой данные, прошедшие аналитическую обработку и подготовленные для конкретного и определенного использования в процессе стратегического планирования.
Схема взаимосвязей между стадиями процесса стратегического планирования и вопросами, ответы на которые являются стратегической информацией, представлена в таблице:
|Стадия процесса |Стратегическая информация | |стратегического | | |планирования | | |* | | |Оценка ситуации (каково |Какие формировались раньше генеральные и | |текущее положение фирмы?) |промежуточные цели, стратегии, задачи и | | |программы? Какие продукты продает фирма и | | |сколько (в натуральном и стоимостном | | |выражении)? Где продает фирма | | |(географическая привязка сбыта)? Ресурсы | | |фирмы (оборудование запасы и т.д.)? | | |Где они размещены? Что производит фирма | | |(графики производства)? Издержки фирмы? | | |Репутация фирмы среди потребителей? | |Формулирование целей (каким|Какие возможности фирмы могут быть выгодно| |представляется будущее |использованы? Какие продукты фирма сможет | |фирмы?) |производить и продавать в будущем? Какие | | |рынки сбыта наиболее перспективны? На | | |какие сильные позиции может опираться | | |фирма? | |Выявление ограничений (что |Какие изменения внешнего окружения могут | |может сдерживать?) |затронуть фирму? * Какие действия | | |конкурентов могут повлиять на деятельность| | |фирмы? Какие обязательства могут оказать | | |влияние на будущее фирмы? Какие | | |правительственные законы и действия могут | | |повлиять на деятельность фирмы? Какие | | |существуют хозяйственные и отраслевые | | |ограничения? * В чем слабости фирмы? * | |Выбор стратегий (что |Какие последствия различных альтернатив | |необходимо предпринять для |стратегии можно предусмотреть? Какие | |достижения поставленных |действия следует предпринять для того, | |целей?) |чтобы гарантировать предусмотренные | | |выбранными стратегиями результаты? |
*.- Звездочками отмечены вопросы, которые могут быть решены с помощью баз стратегических данных.
Левая часть таблицы содержит упрощенное и наиболее общее описание процесса стратегического планирования, включая оценку текущего состояния фирмы, формулирование целей, выявление ограничений и выбор стратегий. В правой части таблицы содержатся основные вопросы, связанные с каждым этапом процесса стратегического планирования. Ответы на эти вопросы в наиболее общей форме отражают потребности организации в стратегической информации (1,239).
Наиболее хорошо изученным и разработанным элементом любой информационной системы, будь она стратегической или тактической, является информация из внутренних источников. Так, данные о затратах, уровнях запасов, сотрудниках и др. извлекаются для обеспечения стратегического планирования в рутинном порядке. Более же сложной задаче систематической разработки ориентированных вовне информационных систем, систем информации о внешнем окружении, зачастую уделяется мало внимания. Такая ошибка, связанная с акцентом на внутренние источники данных, естественна и легко объяснима. Во-первых, данные из внутренних источников проще получить: ведь они вырабатываются в организации с незапамятных времен. Во-вторых, сбор и систематизация внутренних данных являются необходимостью, поскольку фирма должна предоставлять их правительственным учреждениям и отчасти — общественности.
Информация о внешнем окружении имеет решающее значение для стратегического планирования. Несмотря на это, в большинстве организаций стратегическое планирование в большей степени основывается на субъективных мнениях, интуиции, неполных данных и разовых обследованиях, чем на регулярном накоплении и анализе объективной систематизированной информации. Отчасти это происходит потому, что при оценке информационных систем в большей мере используются показатели затрат на их создание и функционирование, чем общее увеличение эффективности организации, отчасти связано с теоретическими и практическими трудностями, внутренне присущими разработке систем, обеспечивающих принятие стратегических решений.
Одним из наиболее трудных и плохо понимаемых аспектов концепции таких всеобъемлющих систем является отношение к конкурентам как к части внешнего окружения организации. Можно предположить, что, выбирая для подробного анализа подсистемы информации о конкурентах, мы сосредоточиваем внимание на стратегическом планировании исключительно в деловых фирмах. Однако это вовсе не так. Многие организации общества уже начинают осознавать потребность в изучении «конкуренции». Они вынуждены признать, что в новых условиях им приходится конкурировать с институтами и организациями, которые даже не существовали в период исходного определения их задач, целей и стратегий. Так, заботы почтовых служб США, связанные с возникновением частных фирм доставки корреспонденции, и проблемы различных полицейских организаций, связанные с новыми функциями, принимаемыми на себя частными службами безопасности, служат примером того, что государственные организации, так же как и деловые фирмы, осознают появление новых субъектов, оказывающих услуги, которые ранее предоставлялись на монопольных условиях.
ХАРАКТЕР РАЗВЕДКИ ПРОТИВ КОНКУРЕНТОВ Список того, что хотела бы знать о конкуренте деловая фирма, может быть бесконечным. Примерный перечень требующейся информации может служить иллюстрацией полезности разведки. Подробности могут меняться от компании к компании, но есть основные элементы, необходимые для большинства из них. Информация о рынке:
1. Цены, скидки, условия договоров, спецификации продукта. 2. Объем, история, тенденции и прогноз для данного продукта. 3. Доля на рынке и тенденции ее изменения. 4. Рыночная политика и планы. 5. Отношения с потребителями и репутация. 6. Численность и размещение торговых агентов. 7. Каналы, политика и методы сбыта. 8. Программа рекламы. Информация о производстве и продукции:
1. Оценка качества и эффективности. 2. Номенклатура изделий. 3. Технология и оборудование. 4. Уровень издержек. 5. Производственные мощности. 6. Размещение и размер производственных подразделений и складов. 7. Способ упаковки. 8. Доставка. 9. Возможности проведения НИР. Информация об организационных особенностях и финансах:
1. Определение лиц, принимающих ключевые решения.
2. Философия лиц, принимающих ключевые решения.
3. Финансовые условия и перспективы.
4. Программы расширения и приобретений.
5. Главные проблемы/возможности.
6. Программы НИР. Подобный список может создавать неверное впечатление, что разведка против конкурентов—скорее набор данных, чем информация. На самом деле значение такой разведки воплощено в основных элементах поведения конкурента. (1,287).
[pic] Система сбора сведений о конкурентах (1,271)
[pic] Процесс сбора сведений о конкурентах (1,272)
3. Сравнительная характеристика.
В своём курсовом проекте я рассмотрел три точки зрения на проблему информационного обеспечения стратегического планирования.
В пункте 2.1 были изложены мысли М. Мескона. По моему мнению, его взгляд на эту проблему является неглубоким, он предлагает довольно обширную область поиска информации, но он углубляется в проблему именно поиска этой информации, чего не скажешь о модели У. Кинга.
Кинг в своей книге излагает очень большое количество информации на тему стратегического планирования, и неслучайно выделяет одно из первых мест проблеме поиска информации для стратегического планирования. Он достаточно глубоко рассматривает эту проблему и приводит очень много плюсов в пользу увеличения объема данных, как о внешнем мире объекта, так и о внутреннем. Также он выделяет еще более расширенную область поиска информации, добавляя такие классы как «сильные и слабые позиции фирмы», «возможные обстоятельства», «прошлая деятельность фирмы», «текущие проблемы и возможности».
К. Науаф предлагает своё разделение информации на классы, эти классы он называет «сканированием» и выделяет их три типа: экономическое, техническое, политическое. Конечно же, это будет неполный объем информации, но в своей работе он показывает нам полную картину использования стратегического планирования и его информационного обеспечения в России.
4. Вывод
В заключении я хочу сказать о том, какое значение имеет маркетинг и соответственно и стратегическое планирование.
В настоящее время маркетинг распространяется как доминирующая философия любой предпринимательской деятельности. В этой связи следует выделить некоторые особенности современного маркетинга. Во-первых, маркетинг - это предпринимательская философия, которая пронизывает все сферы жизни современной экономики и затрагивает не только крупный и средний, но и мелкий бизнес. Ориентация на потребителя в концепции маркетинга является главной и заключается в том, что компания получает прибыль и достигает своих основных целей только благодаря тщательной оценке и превращению покупательной способности потребителя в эффективный спрос на специфический товар или услугу. Во-вторых, маркетинг способствует стабилизации экономики, благодаря широкому использованию элементов планирования, анализу изменений экономической ситуации, увязке интересов продавца и покупателя. Маркетинг не ужесточает конкуренцию, а напротив, смягчает ее, позволяя ориентироваться на рынке, выбирать оптимальный путь развития и достигать намеченных целей с наименьшими потерями. А на счет развития маркетинга на российском рынке я хотел бы привести слова К. Науафа из его диссертационной работы на тему «Стратегическое планирование в системе маркетинга»:
В нестабильных условиях российской экономики с еще только формирующимся рынком для большинства руководителей компаний процесс маркетингового планирования, а зачастую и сам маркетинг представляется излишним. Многие менеджеры даже высшего звена согласны с необходимостью маркетинга как такового, но только в условиях развитой рыночной экономики, и считают маркетинговые исследования для своих компаний излишней роскошью. И дело здесь не только в неразвитости рыночных отношений, зачастую все упирается в отсутствие элементарной экономической культуры. Кроме того, в среде российских производителей существует конкретное не восприятие именно маркетинга. Все понимают необходимость правильного менеджмента, особенно финансового, легко воспринимается разработка психологов и социологов о создании необходимого микроклимата в коллективе, но вот необходимость введения системы маркетинга, а в его составе и планирования, по-прежнему остается в разряде абстракции и не ощущается как конкретная ежеминутная потребность.(3,7)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Кинг У., Клиланд Д. Стратегическое планирование и хозяйственная политика. М.: Прогресс, 1982.
2. Мескон М. Менеджмент. М.: Финансы и статистика, 1998.
3. Науаф К. Стратегическое планирование в системе маркетинга. М.: МГУ, 1995.
Страницы: 1, 2, 3