Рефераты. Государственная политика в области занятости

Динамика рынка труда, которая ясно обозначилась сегодня – результат кропотливой работы Приморского краевого центра занятости в соответствии с политикой, направленной на увеличение рабочих мест. Во многом помогло налаживание более тесных контактов с работодателями. В результате численность трудоустроенных граждан постоянно растет, и на сегодняшний день она составила 51 тысячу 123 человек. Значительно увеличилось число трудоустроенных в городах Большом Камне и Партизанске, а также в Дальнереченском, Красноармейском и Надеждинском районах.

Большое значение приобретает временная занятость. Более эффективной стала работа с подростками в период летних каникул. Только подростков в возрасте от 14 до 18 лет при содействии службы занятости было трудоустроено около 10,5 тысяч человек. Кроме того, более 400 детям безработных оказана помощь в организации отдыха и лечения.

Большое значение стало приобретать участие незанятых граждан в общественных работах. В течение всех восьми месяцев в них принимали участие 1243 человека, что 1,8 раза больше, чем за то же время в прошлом году. Такая работа хорошо налажена в городах Большом Камне, Владивостоке, Дальнегорске, Дальнереченске, Лесозаводске, Партизанске, Находке, Спасске-Дальнем, Уссурийске и Дальнереченском, Кавалеровском, Михайловском, Ольгинском, Партизанском, Пограничном, Пожарском и Хорольском районах.

На профессиональное обучение при содействии службы занятости направлено 3467 человек, что на четверть больше аналогичного периода прошлого года. Количество вакансий достигло 8,3 тысяч, что в вдвое больше, чем в конце августа 1998 года. Это хороший фактор для ищущих работу. Между тем, в городах Арсеньеве, Партизанске, остается высоким спрос на свободные рабочие места.

Услуги, связанные с содействием реализации прав граждан на занятость, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Деятельность государственных служб занятости обеспечивает активное взаимодействие безработных граждан, работодателей, закрепленное и защищенное правовыми нормами, а так же обеспечивает социальную поддержку социально-уязвимым слоям населения. Это достигается следующими направлениями деятельности: использование компьютерных банков вакансий, содействие в трудоустройстве, выплата пособий, профессиональное консультирование, направление на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, создание дополнительных рабочих мест для инвалидов, молодежи, то есть активное проведение государственной политики занятости населения.

 

1.1.4. Значение негосударственных служб занятости


Процесс перехода от планово-распределительной к рыночной системе в условиях экономического кризиса характеризуется тенденцией к сокращению официальной занятости, высоким уровнем явной и скрытой безработицы, падением качества рабочей силы. Численность экономически активного населения России на 2002 г. составила 71, 1 млн чел., численность безработных (по методологии МОТ) 8, 3 млн чел., число зарегистрированных возросло с 1,1 до 1,3 млн чел.. Потребность в рабочих, заявленная в организациях увеличилась по сравнению с периодом прошлого года на 2, 9% и составила 927 тыс. чел. на 1 мая 2002 г. Но не смотря на возрастающее число заявок подбор персонала в государственных службах занятости затруднен по ряду причин. Это объясняется низким уровнем предлагаемой заработной платы, высокой интенсивностью работы, либо вакансией с низкой квалификацией. Ситуация осложняется тем, что работодатели не стремятся предоставлять информацию об открывающихся вакансиях в государственные службы занятости во избежание раскрытия коммерческой тайны, а так же потока работников с низкой квалификацией. Они предпочитают «переставлять» работников внутри фирмы, либо пользоваться услугами кадровых агентств.

По оценкам специалистов, в российской промышленности осталось только 5% рабочих высшей квалификации. Экономике требуются мобильные профессионалы, а средний возраст высококвалифицированного рабочего 53-57 лет. 60% безработных нуждаются либо в повышении квалификации, либо в получении новой специальности. В последние годы число работников промышленных предприятий, привлекающихся к профессиональной учебе, сократилось более чем на 60% , и в ближайшие 4-5 лет на высвобождение по возрасту может претендовать от 40-60% рабочих, тогда как молодежь в возрасте до 25 лет составляет 4,5-6,6 % занятых.

Достаточно новым (с 1989 г.) направлением, которое разрушило стереотип об устройстве на работу по связям или по везению, стала деятельность частных агентств занятости.

В процессе развития инфраструктуры бизнеса по подбору персонала сформировалась структура кадровых агентств, которую можно классифицировать по ряду признаков.

Основой классификации является подразделение по признаку оплаты труда, соответствии с ним и распределяется оказание услуг. Выделяют следующие типы рекрутинговых агентств:

-         агентства по трудоустройству;

-         агентства по подбору и отбору персонала (кадровые агентства).

Агентства по трудоустройству стремятся предложить как можно больше вариантов трудоустройства для людей ищущих работу (здесь они представляют интересы работников), а так же за определенную плату предоставляют доступ работодателям к базам данных своих кандидатов. Эти агентства предлагают населению следующие услуги:

-         помощь в составлении резюме;

-         психологическое тестирование;

-         занесение информации о кандидате в базу данных;

-         размещение резюме и (или) мини-резюме в средствах массовой информации и в глобальной сети Интернет, рассылка резюме по компаниям;

-         консультирование по методам поиска работы, прохождения собеседования в компании;

-         профориентация;

-         направление кандидата;

-         предоставление информации об имеющихся вакансиях на рынке труда (сборники вакансий).

Вознаграждение данной категории агентств складывается из взносов, которые люди делают за оказанные услуги, по сути, это платное трудоустройство. Во многих случаях, плату стараются взять и с тех и с других. При трудоустройстве с кандидата берется плата от 30-100% оклада после первого месяца работы в компании. Агентства по трудоустройству, в первую очередь, предлагают компаниям работников из числа граждан, заключивших с агентствами договоры на платное трудоустройство. Чтобы расширить круг таких граждан, агентства публикуют через СМИ рекламу своих услуг. Как правило, специалисты высокой квалификации предпочитают не обращаться в агентства по платному трудоустройству.

Так же особенностью данных агентств является отсутствие возможности тщательного изучения прорабатываемых вакансий. Они ведут отбор в основном по формальным признакам. Это приводит к направлению в компании большого числа довольно слабых кандидатов.

К негативным аспектам деятельности данных организаций относятся: создание дополнительного барьера между работниками и предпринимателями; взимание денег с безработных граждан, находящихся в трудном материальном положении, создание «видимости» занятости и т.д.

Положительная роль данных агентств заключается в повышении информированности на рынке труда о свободных рабочих местах, содействии поиску работы людям ищущим ее. При этом агентство создает «поток» кандидатов. Поэтому в агентства целесообразно обращаться, когда необходимо заполнить рабочие вакансии или должности, не требующие высокой квалификации.

В настоящее время развитие бизнеса по подбору персонала на Западе имеет тенденцию к прекращению распространения или запрещению оказания услуг по платному трудоустройству. В России происходит трансформация агентств начавших свою деятельность с платного трудоустройства в агентства по подбору персонала. Отчасти это объясняется снижением доверия у населения к этому виду агентств, а так же перспективностью и доходностью агентств по подбору персонала.

Агентства по подбору персонала представляют на рынке труда интересы предпринимателей, которым необходимы специалисты более высокой квалификации. Гонорар уплачивает компания-заказчик, он составляет примерно от 8 до 25-30 % годовой оплаты труда подобранного работника. Поиск персонала производится посредством собственной базы данных и объявлений о вакансиях в СМИ, Интернете. Так же путем использования мини-резюме кандидатов и через прямой поиск. В комплекс услуг, которые предоставляют эти агентства входит:

-                     Head-hunting (хэдхантинг) – вид услуг, при которой агентство, занимающееся поиском и отбором руководителей высшего звена, «переманивает» определенного специалиста для компании-заказчика;

-                     Executive Search (экзекьютив сеч) – поиск и подбор высоко квалифицированного специалиста в области управления;

-                     Outplacement (аутплейсмент) – вид услуги, при которой агентство занимается целенаправленным трудоустройством персонала, увольняемого из компании-заказчика в определенные сроки и на определенных условиях

-                     Leasing (лизинг) –предоставление агентством на определенный срок на определенных условиях сотрудников, которые находятся в трудовых отношениях с агентством, в распоряжение фирмы-арендатора.

-                     Recruitment (рекрумент) – услуги по подбору руководителей среднего звена, специалистов и офисного персонала.

Рисунок. Распределение рекрутинговых услуг в США 1999 – 2000 гг.


По сравнению с рынком рекрутинговых услуг США, в России большую часть рынка рекрумента занимает услуги по подбору среднего и высшего менеджмента, подбор низкоуровневых позиций не развит.

Отличительная черта кадровых агентств – они не берут деньги с кандидатов, ведь они не оказывают им никаких услуг.

Кадровое агентство для соискателя – это возможность сделать карьеру, а не найти работу. Как правило, эти агентства работают с людьми уже имеющими работу и им предлагается работа с наиболее лучшими условиями.

Но перевод кадров из одной компании в другую дело не перспективное. Для избежания этого принят профессионально-этический кодекс консультанта по подбору персонала. Среди заповедей консультанта, самая главная – запрет на целенаправленное переманивание специалистов. В последнее время был сделан вывод о том, что необходимо выращивать собственные кадры, а для этого привлекать студентов вузов и колледжей.

При подборе специалистов на вакансии среднего уровня используется технология стандартного метода поиска. Она состоит из 6 этапов.

1.     Полное описание вакансии: излагается суть позиции, требования к кандидату, круг его обязанностей и пакет социальных гарантий.

2.     Одновременно с описанием вакансии клиенту направляется договор, в котором описываются условия работы над проектом. После его подписания агентство создает рабочую команду, в которую входят: консультант (рекрутер), ресечер (сотрудник, осуществляющий поиск и составление списка потенциальных клиентов на вакансию и предоставляющий его рекрутеру с целью последующего отбора), ассистенты. Над заявкой может трудиться так же, и один рекрутер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.