Рефераты. Государственная библиотечная политика

Проводимые в стране реформы одновременно и стимулируют и тормозят реализацию инновационных проектов прежде всего из-за недостатка средств. Поэтому деятельность органов управления должна носить компенсаторный характер: едва ли не основные усилия должны направляться на создание и поддержание в профессиональной среде атмосферы творчества, взаимопонимания, сотрудничества. При этом библиотеки должны учиться друг у друга, не таить профессиональных секретов, понимая, что все они делают одно общее дело и что только корпоративная совместная работа определит их прогресс.

Амбиции и энтузиазм библиотек и библиотекарей должны всячески и всемерно поощряться.

Общепризнанно, что стиль и методы управления зависят от личностных качеств менеджера. В переходные периоды, отягощенные недостатком ресурсов таковые приобретают особое значение.

Если меньше ресурсов имеется в распоряжении органов управления и отдельных библиотек, тем более высокие профессиональные и социальные требования должны предъявляться к руководителям.

Эффективной и результативной государственная политика в демократических странах может быть только тогда, когда она находит понимание и поддержку у профессиональной среды. Для этого политика должна быть научно-обоснованной, внятной, ответственной и открытой. Министерство культуры РФ призвано заниматься главным образом и в первую очередь тем, что никто, кроме него, не в состоянии, по различным причинам, заниматься, - то есть теми проблемами которые не могут быть решены ни на уровне регионов, ни на уровне отдельных библиотек.

В свою очередь каждой библиотеке – и крупнейшей федеральной, и маленькой муниципальной надо трезво оценить реальное положение дел, свои возможности и стремиться определить для себя те направления работ, где она может наилучшим образом себя проявить, вести свой неповторимый вклад в общее дело, добиться успеха и признания.

Но достичь поставленных целей только за счет усилий, которые предпринимаются изнутри профессиональной среды, невозможно, важно выносить обсуждение библиотечных проблем и во внебиблиотечную среду, добиваться общественного признания той большой работы, которую проводят библиотеки, привлекать внимание и общества и властей к состоянию и задачам информационного обслуживания населения, роли, которую играют в этом процессе библиотеки, к возникающих из этого потребностям библиотек.

Необходимые средства на развитие библиотечной сферы начнут направляться тогда, когда все, их распределяющие поймут, что библиотека есть прежде всего не очаг духовности, не культпросвет, не приятное напоминание о детстве. а ворота в мир знаний, неиссякаемый источник интеллекта, без которого Россию и не понять, и не преобразовать.

Политика Министерства культуры РФ в области информатизации библиотечного дела


В компьютеризации библиотек Министерства культуры России приступило в 1986 году. На рубеже 80-90-х гг. внедрение компьютерных технологий в библиотеках приобретает заметный характер. В 1991 г. принимается первая отраслевая программа «Информатизация отрасли культуры», в рамках которой финансируется централизованное приобретение вычислительной техники и разработка автоматизированной библиотечно-информационной системы для библиотек Министерства культуры РФ – региональных и некоторых федеральных.

Первый опят добровольного сетевого взаимодействия был успешно реализован в й994 – 1995 гг. по проекту LIBNET.

Программа «Либнет» была утверждена приказом Министерства культуры РФ №627 от 20 октября 1997 года. В приказе было определено считать работы по программе «Либнет» приоритетным направлением в деятельности федеральных и региональных библиотек в системе Министерства культуры России.

Под эгидой Министерства культуры РФ в основном сформирована система межведомственного взаимодействия библиотек – начало этому было положено созданием Межведомственного экспертного совета по проблемам информатизации библиотек России. Благодаря этому удалось во многом преодолеть серьезное отставание библиотек Министерства культуры РФ от библиотек других ведомств, уйти от разрозненности и скоординировать действия почти всех федеральных и региональных библиотек различной ведомственной принадлежности, осмыслить ключевые, общественные задачи сконцентрировав интеллектуальные и финансовые ресурсы на их решении, и тем самым, создать предпосылки и основу для реальной интеграции информационных ресурсов российских библиотек и обеспечения их доступности.

Программа дала импульс и оказала значительное воздействие на формирование политики автоматизации библиотек в субъектах РФ, где сегодня ведутся работы по созданию региональных информационно-библиотечных компьютерных сетей.

На основе программы «Либнет» были созданы механизм и инфраструктура распространения передового опыта и непрерывного обучения специалистов по ключевым инновационным направлениям библиотечного дела в виде системы семинаров и конференций. Благодаря этому удалось существенно повысить в России общий уровень понимания современных мировых тенденций в развитии библиотечного дела. Все лучшие и самые передовые идеи библиотечного дела, в общем-то, уже усвоены российским библиотечным сообществом, которое в мировую информационную инфраструктура.

Совершен прорыв в автоматизации РГБ: налажен процесс машиночитаемой каталогизации всего текущего репертуара российских книг, при этом время обработки одного издания не превышает 5 дней с момента поступления в библиотеку. И это означает, что по оперативности электронной каталогизации и создания текущей национальной библиографии РГБ влияла на лидирующие позиции.

Отработаны технологии поиска и загрузки в отечественные базы данных зарубежной библиографической информации из баз данных OCLC, а также доставки электронных документов из Британской библиотеки и других международных информационных центров.

Не только в федеральных  региональных, но и районных библиотеках, базы данных на оптических дисках стали обычным явлением.

Сотник библиотек уже подключены в Интернет в качестве пользователей, десятки выставили в Интернет собственные информационные ресурсы, во множестве библиотеках созданы  Интернет-классы.

В библиотеках активно развивается электронная доставка документов. В ряде крупных федеральных библиотек созданы специальные службы электронной доставки документов.

Существование активного и единого библиотечного сообщества в России – совершившийся факт. Это наше главное завоевание, и в нем – залог будущего успеха.

Государственная информационная политика и библиотеки


Политика информатизации принципы и положения которое в России начал формулироваться и развиваться с начала 90-х гг. сводилась с небольшими вариациями к обеспечению научно-технических, производственно-технических и организационно-экономических условий создания и применения информационных технологий, информационной инфраструктуры и системы формирования информационных ресурсов. При этом политика информатизации была отделена от политики информатизации в области СМИ, связи и телекоммуникаций.

На протяжении многих лет информационная политика охватывала главным образом проблемы, связанные с деятельностью СМИ. Только в последние годы содержание государственной информационной политики было несколько расширено и в него попали отдельные элементы защиты прав граждан и организаций не общедоступную информацию гарантированных Конституцией страны.

Современные представления о библиотеках как один из важнейших гарантов обеспечения конституционных прав граждан на получение информации открывает перед библиотеками новый шанс активно вписаться в формирующуюся сейчас государственную политику.

В концепции государственной информационной политики ее основные задачи сформулированы следующим образом:

-                     Модернизация информационно-телекоммуникационной структуры;

-                     Развития информационных телекоммуникационных технологий;

-                     Эффективное формирование и использование национальных информационных ресурсов, обеспечения широкого свободного доступа к ним;

-                     Обеспечения граждан общественно значимой информацией и развития независимых средств массовой информации;

-                     Подготовка человека к жизни и работе в грядущем информационной веке;

-                     Создание необходимой нормативной правовой базы построения информационного общества.

В последние годы в кругах специалистов чисто информационной сферы –информатики и вычислительной техники, информационных технологий и телекоммуникации, занимающих ключевые позиции в вопросах формирования государственной информационной политики, определения ее стратегии, тактики, приоритетных направлений и т.д.

Но в последнюю очередь этому способствовали активная библиотечная политика Министерства культуры РФ, особенно в сфере информатизации библиотечного дела, довольно тесное взаимодействие министерств в этих вопросах сначала с комитетом по информационной политике при Президенте РФ, затем с Государственным комитетом РФ по связи и информатизации, наконец, реальные успехи самих библиотек в вопросах компьютеризации, освоении новых информационных технологий, наращивании объемов и форм предоставления информационно-библиотечных услуг, создании собственных информационных ресурсов, развитии средств навигации и справочно-поисковых аппаратов. Успехи библиотек в информационном мире сегодня особенно заметны.

Федеральным законом «Об информации информатизации и защите информации» библиотечные фонды и информационные продукты библиотек включены в состав государственных общедоступных информационных ресурсов, что возлагает на библиотеки ответственность за полноту удовлетворения общественного спроса на информацию.

Разумеется, библиотекам предстоит еще огромная работа, направленная на изменение десятилетиями складывающегося стереотипа их восприятия исключительно как культпросвет учреждений.

Политика МК РФ в области сохранения

библиотечных фондов


Проблема сохранения библиотечных фондов актуальна во всех странах мира, включая и наиболее развитые. По экспертным оценкам, в США под угрозой разрушения около 20% библиотечных фондов. В библиотеке конгресса США – примерно 25% фонда. Исследования проведенные Немецким библиотечным институтом, показали что в Германии в таком состоянии показатель 15% библиотечных и 20% архивных фондов. В России по приблизительным подсчетам, в критическом состоянии находится около трети библиотечных фондов, в крупнейших библиотеках – РГБ и РНБ соответственно 20 и 25%.

Не в одной, даже самой благополучной стране государственное финансирование работ по обеспечению сохранности библиотечных фондов не является достаточным. Однако в отличии от всех наиболее развитых стран мира, в России до недавнего времени эта задача не включалась в число приоритетов государственной культурной политики.

В отдельных библиотеках велась большая работа по сохранности фондов. В ведущих библиотеках существовали целые научные школы в области консервации документов, работали замечательные специалисты мирового класса. Но на уровне государственной политики, на внешнем уровне управления библиотечным делом комплексно, в масштабах страны эта проблема никогда не была осмыслена.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.