Орловский областной колледж культуры и искусств
«Экономика и менеджмент библиотечного дела»
Тема: «Государственная библиотечная политика»
Выполнила студентка III курс
Специализации «Библиотековедение»
Мосина Ю.Н.
Руководитель Станиславская Г.Н.
План
1) Введение
2) Библиотеки в новой социокультурной ситуации
3) Государственная библиотечная политика: Общие понятия
4) Государственная культурная политика библиотеки: цели и приоритеты
5) Новые проблемы и новые возможности в управлении библиотечным делом
6) Политика министерства культуры РФ в области информатизации библиотечного дела
7) Государственная информационная политика и библиотеки
8) Политика Министерства культуры РФ в области сохранения библиотечных фондов
9) Заключение
10) Приложения
11) Список литературы
В данной курсовой работе два основных героя – российские библиотеки и государственная библиотечная политика, их развитие и взаимоотношения в новейший период (с 1992 г)
Общепризнанно, что технологическая революция в информационной сфере оказывает критическое воздействие на весь ход развития человеческой цивилизации. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоения этих технологий привело к пересмотру фундаментальных принципов организации библиотечного дела. Эти процессы носят глобальный характер и в них все больше оказываются вовлеченными библиотеки России.
Государственная библиотечная политика – очень сложный общественный феномен. Государственная библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее содержания и восприятия, границ взаимодействия и юрисдикции все время менялось и меняется и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло.
Библиотеки в новой социокультурной ситуации
В последние годы стали сильно меняться представления о задачах и возможностях библиотек, об их месте в культурной научной, образовательной и информационной инфраструктуре, их роль в политической жизни, развитии демократии, местного самоуправления, рыночной экономики, формировании глобального информационного пространства. Эти представления претерпевают изменения и на профессиональном, и на правительственном, и на обывательском уровне. Важнейшие задачи библиотек в современном мире все чаще формулируются как обеспечение свободного и неограниченного доступа к информации и сохранения ее источников. Библиотекаря же теперь все чаще называют не хранителем и пропагандистом книги, а информационным специалистом, навигатором в океане информации.
Входящая в третье тысячелетие современная библиотека – это уже не только книгохранилище, но и своеобразный «электронный архив». Это единственное место на Земле, где предоставляется доступ к информации и на традиционных ее носителях и в электронном виде. Новые информационные технологии открыли библиотекам огромные возможности, поставили их перед необходимостью решения принципиально новых задач. Освоение новых технологий привело к пересмотру фундаментальных представлений о роли и месте библиотек в обществе основных принципов организации библиотечного дела.
Для российских библиотек переход к новым технологиям драматически осложняется тем, что происходит не на устойчивом экономическом и политическом фоне, как на Западе, а на фоне систематического кризиса всего российского общества, изменения основополагающих принципов его социального и государственного устройства.
С началом политических и экономических реформ на пространстве бывшего СССР и всей Восточной Европы, с изменением государственной, информационной и культурной политики, библиотеки вступили в новый этап своего развития.
Происходит эволюция социальной роли библиотек. К традиционным функциям просветительского характера, сохранения и приумножения культурного наследия добавляются функции информационных центров представляющих доступ к национальным и мировым информационным сетям и банкам данных. Меняются традиционные библиотечные технологии, формы библиотечного обслуживания населения, характер воздействия с органами власти, различными социальными группами.
Государственная библиотечная политика тоже начала формироваться по иным законам, характер ее содержания и восприятия, границы ее воздействия и юрисдикции все время менялись и меняются, и этот процесс еще не вошел в спокойное, нормальное русло. Какой бы ни была политика центра местные власти теперь могут ее скорректировать и вопреки ей делать много прекрасного. И наоборот не делать ничего. Созданная в советское время сеть российских библиотек требует адаптации к новым политическим и экономическим условиям, модернизации на основе новых технологий в русле общемировых тенденций, с учетом всего накопленного передового опыта.
Именно эта задача должна быть в центре внимания и профессионального библиотечного сообщества, и органов управления библиотечным делом на всех уровнях – федеральном. Региональном, муниципальном.
Государственная библиотечная политика:
общие понятия
Любая политика проявляется в целях, которые она преследует, деятельности, которая способствует достижению этих целей, задачах, которые для этого надо решить, выбранных приоритетах и используемых средств.
Природу, характер, смысл, эффективность, достоинства и недостатки той или иной политики можно глубоко постичь только при наличии ясного понимания сущности самого предмета на который она направлена.
Из всего огромного множества определений библиотеки, говоря о государственной библиотечной политике выделяется то которое было выработано в ходе многолетней работе над федеральным законом «О библиотечном деле». Федеральный закон РФ «О библиотечной деле принятый Государственной Думой 23 ноября 1994 года определяет библиотеку как: «Информационное, культурное, образовательное учреждение располагающее организованным фондом тиражированных документов и предоставляющих их во временное пользование физическим и юридическим лицам». Всего лишь десятью годами ранее, в 1984 году, в российском (советском) обществе доминировало другое, во многом отличное от нынешнего, понимание библиотеки. Именно тогда, в 1984 году, Президиум Верховного Совета СССР утвердил «Положение о библиотечном деле в СССР», имевшее как «идеологические, культурно-просветительские и научно-информационные учреждения», призванные «обеспечить наибольшее полное и эффективное использование своих фондов в целях дальнейшего экономического, социально-политического и духовного прогресса советского общества, воспитания граждан в духе норм и принципов развитого социализма2.
Такое определение библиотеки было выработано в результате государственной, идеологической, культурной и информационной политики, проводившейся в СССР в течение более 60 лет.
Перемены в стране к началу 1990-х годов свели эту политику на «нет» и создали условие для возникновения другой, новой государственной библиотечной политики, соответствующей началу становления новых реалий страны с победившей демократией, открытой миру, ориентированной на создание правового общества с рыночной экономикой и гражданскими свободами.
Одно только сравнение двух документов – «Положение о библиотечном деле в СССР» и Федерального закона РФ «О библиотечном деле» - наглядно демонстрируют разительность различий общественно-политических и культурных контекстов, в которых они принимались и соответственно основ и целей государственной библиотечной политики – тогдашней и нынешней.
Анализируя эти законодательные акты, которые официально формируют различные социальные функции библиотек и являются основой для формирования и реализации государственной библиотечной политики, можно сделать следующие выводы.
В обоих случаях библиотечное дело трактуется как комплексная социально-культурная система, выполняющая целый ряд социальных функций, из которых и в 1984, и в 1994 году выделены три. В 1984 году – идеологическая, культурно-просветительская и научно-информационная. В 1994 году информационная, культурная и образовательная. То есть библиотеки должны быть обязательно прежде всего объектом государственной политики в области информации (исключая все ее аспекты), культуры и образования. Но в законе о библиотечном деле очерчены лишь базовые принципы государственной политики в области библиотечного дела, такие как:
- создание условий для всеобщей доступной информации и культурных ценностей, собираемых и предоставляемых в пользование библиотеками
- государственная поддержка развития библиотечного дела
- невмешательство в профессиональную деятельность библиотек.
В «Положении о библиотечном деле в СССР» была прописана Государственная межведомственная библиотечная комиссия (ГМБК), действующая при министерстве культуры СССР. На ее возлагались и рассмотрения основных направлений развития библиотечного дела, определение принципов размещения библиотек в стране, а также решения иных вопросов и ее решения являлись «обязательными для всех министерств, ведомств и организаций, имеющих в своем ведении библиотеки».
Сейчас в России нет законодательно определительного центрального органа, наподобие ГМБК, решения которого в вопросах библиотечного дела были бы для всех обязательными.
В «Положении о Министерстве культуры РФ», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 6 июля 1997 определены основные задачи МК РФ. Непосредственное отношение к библиотечному делу имеют некоторые из них такие как:
- Осуществление государственной политики в сфере культуры
- Определение целей и приоритетов в развитии библиотечного дела
- Управление деятельностью подведомственных библиотек (РГБ; РНБ; ГИБЛ; ГПИБ; ГОПБ; ГРЮБ; РГДБ; РГБС).
Но осуществление Министерства культуры РФ государственной культурно политики во всей ее полноте невозможно хотя бы уже потому, что важные сферы культуры тоже как книгоиздание, кино, цирк, СМИ и т.д. находятся в компетенции других ведомств. И действенных рычагов на них Министерство культуры РФ не имеет. Точно также обстоит дело и в отношении библиотек других ведомств.
Страницы: 1, 2, 3, 4