В системе рынков достаточно определенно выделяются следующие крупные отрасли:
рынок потребительских продуктов (он подразделяется на множество подотраслей, реализующих продовольственные и непродовольственные блага, рынок жилья и т. п.);
рынок средств производства (здесь приобретаются вещественные факторы производства: оборудование, транспортные средства, здания, сооружения, сырье, топливо, электроэнергия и др.);
рынок услуг (сюда входят многообразные виды сервиса: коммунальное и бытовое обслуживание, финансовые и страховые операции, коммерческие, социальные, культурные, духовные и иные услуги);
рынок труда (для работодателей и наемных работников);
рынок научных и опытно-конструкторских разработок (продуктов научных исследований, готовых для освоения в производстве);
рынок ссудных капиталов (сфера купли и продажи временно свободных денежных средств, используемых в производственных целях);
рынок ценных бумаг (акций, облигаций и других документов, приносящих доход);
рынок валют (национальные и международные учреждения, через которые производится покупка, продажа, обмен иностранных денежных единиц и денежные расчеты с другими государствами);
рынок духовных благ (область купли-продажи продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.).
Широкое и глубокое развитие рыночных отношений необычайно повысили их активную экономическую роль. Рынок обеспечивает производство всем комплексом субъективных, материальных, научно-технических, интеллектуальных и финансовых условий развития. Теперь все крупные производственные отрасли сильно зависят от специализированного рыночного воздействия. Не случайно национальное хозяйство получило название рыночной экономики.
Для газовой промышленности характерна тесная взаимосвязь добычи, транспорта, хранения и потребления газа. При планировании производственной программы в магистральном транспорте газа необходимо учитывать следующие факторы:
- наличие разведанных ресурсов природного газа и рациональный их отбор;
- потребность в газе районов потребления и характеристика их топливно-энергетического хозяйства;
- сравнительные технико-экономические показатели различных видов топлива в районах потребления;
- отраслевая структура применения газа и возможный экономический эффект от использования газа у различных групп потребителей;
- сложившаяся система газопроводов.
План поставки и транспорта газа в натуральном выражении разрабатывают на основе:
- потребности в газе населения и народного хозяйства;
- возможности добычи или выработки газа;
- производственной мощности газопроводов;
- возможности хранения газа и производственной мощности газохранилищ.
При изменениях потоков газа, связанных с повышением надежности газоснабжения и обеспечением газом потребителей, в производственную программу транспорта газа вносятся поправки.
При разработке плана обеспечивают максимальное сбалансирование варианта транспортировки с размером капитальных вложений и других ресурсов. План обосновывают расчетами производственных мощностей.
Расчет мощности обосновывают пропускными способностями направлений транспортировки. Пропускной способностью q газопровода называют максимальное количество газа, которое может быть передано по газопроводу в сутки при максимальном использовании принятых расчетных параметров и установившемся режиме.
При заданной производительности расчетную пропускную способность определяют следующим образом:
q = Q /365 kГОД
где kГОД – коэффициент неравномерности эксплуатации газопровода.
Q – объемное количество газа, поступающего в газопровод за год.
Рациональный объем транспорта газа необходимо увязать с пропускной способностью газотранспортной системы для передачи этого газа, на значение которой оказывает влияние неравномерность эксплуатации газопроводов, которая обусловлена следующими причинами:
1. Характер потребления газа. Так как газ потребляют неравномерно в сезонном, суточном и часовом разрезах, то вследствие жесткой связи потребителей с газоснабжающими системами эта неравномерность сказывается на эксплуатационных режимах газопроводов. В газоснабжающих системах возможно создание различных методов регулирования, которые позволят полностью устранить неравномерность загрузки газопроводов, связанную с колебаниями потребления газа. Также возможно регулирование неравномерности созданием резервных мощностей на промыслах и магистральных газопроводах.
2. Особенности функционирования газотранспортных систем.
3. Особенности перспективного планирования потребности в топливно-энергетических ресурсах – создание резервов мощностей.
Производственная программа в магистральном транспорте газа включает следующие показатели:
- поступление газа в газопроводы;
- отбор газа из газохранилищ;
- расход газа на собственные нужды;
- технически неизбежные потери газа при транспортировке;
- закачка газа в газохранилища;
- товарный газ с выделением подачи его наиболее крупным потребителям.
Объем поступления газа в газопроводы должен обеспечивать подачу газа потребителям, закачку газа в газохранилища и расход газа на собственные нужды с учетом технически неизбежных потерь в процессе транспортировки.
Товарный газ Qт определяют из следующего соотношения:
Qт = Qпост + Qотб ± DQо – Qс.н. – Qз – Qпот
где Qпост – объем поступления газа в газопроводы;
Qотб – объем отбора газа из газохранилищ;
DQо – разница в остатках нереализованного газа на начало и конец планируемого периода;
Qс.н. – расход газа на собственные нужды;
Qз – объем закачки газа в газохранилища;
Qпот – объем потерь газа.
Транспортируемый газ Qтр определяют:
Qтр = Qт + Qз
где Qт – товарный газ; Qз – газ, закачиваемый в газохранилища
Методика расчета транспортной работы на магистральных газопроводах не отличается от принятых на других видах транспорта. Выручку от реализации определяют в плане, исходя из объема поставки газа и утвержденных цен, установленных для конкретного потребителя.
План по производству в транспорте нефти составляют с учетом:
- мощностей действующей системы магистральных нефтепроводов;
- существующих инвестиций на строительство новых и расширение действующих предприятий, установленных экономических нормативов;
- снижения уровня потерь, расхода электроэнергии на перекачку и экономии других материально-технических ресурсов.
При планировании магистрального нефтепроводного транспорта используют данные:
- программ научно-технического прогресса в части разработки научно-технических проблем и создания новой техники;
- схем развития и размещения нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей промышленности и нефтепроводного транспорта;
- основных направлений экономического и социального развития нефтяной промышленности;
- утвержденных проектов строительства и реконструкции магистральных нефтепроводов.
При планировании применяют технико-экономические нормы и нормативы. Основной задачей, решаемой при подготовке нормативного обеспечения плана, является оптимальное использование и распределение нововведений (внедрение новой техники, технологии, средств и систем организации труда и производства, методов экономического стимулирования). Нормативы разрабатывают по объектам планирования (нефтепроводным предприятиям, направлениям перекачки и т. п.).
Условиями разработки плана по производству в транспорте нефти являются:
- снижение капитальных затрат на развитие системы;
- снижение объемов нетрубопроводных перевозок;
- снижение энергозатрат на перекачку;
- снижение потерь нефти при приеме, перекачке, отпуске и хранении;
- повышение достоверности балансового учета нефтей;
- повышение степени соответствия сдачи сортных нефтей специализации заводов;
- повышение надежности поставки нефти по пунктам сдачи;
- снижение трудоемкости обслуживания оборудования нефтепроводного транспорта.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12