Если из количественного значения брутто-величины вычесть фактический наличный состав персонала и учесть будущие изменения в нем (выход на пенсию, переводы, увольнения), то получим нетто-потребность в персонале. Если это величина положительная, то возникают проблемы найма персонала, если отрицательная – его приспособления к потребностям.
1.5. Разработка конкретных планов.
Как только требования к персоналу определились, должны разрабатываться планы действия для достижения желаемых результатов. Если требования фирмы указывают потребность в добавлениях, то планы должны формироваться так, чтобы набирать, выбирать, ориентировать и подготавливать определенные количества и типы необходимого персонала. Если уменьшение в трудовом составе необходимо, планы должны делаться так, чтобы реализовать необходимые корректировки. Если время не имеет значения, то естественное изнашивание кадров может использоваться, чтобы уменьшать трудовые издержки. Однако если организация не может иметь роскошь естественного изнашивания, то численность может сокращаться или при уменьшении общего числа служащих или при создании других корректировок, которые не приводят к отставке служащих.
Имеются четыре базисных пути, сокращения общего числа служащих:
1. Сокращения производства;
2. Истечение срока, завершение;
3. побуждения к раннему уходу в отставку;
4. побуждения к добровольному уходу с должности. Сокращение производства, в противоположность истечению срока, подразумевает что вероятно, служащие будут набираться вновь в некотором количестве, но позже определенной даты. Большинство планов ранних уходов в отставку и уход с должности обеспечивают некоторое финансовое побуждение к этим отставкам.
Подходы, не приводящие к отставке служащих, включают:
1. реклассификацию;
2. пересылку;
3. распределение работы.
Реклассификация включает или понижение в должности служащего, или понижение возможностей работы, или комбинацию этих двух. Обычно, реклассификация сопровождается уменьшением оплаты.
Пересылка включает перемещение служащего в другую часть организации.
Распределение работы - установка, чтобы ограничить сокращение производства и завершение путем пропорционального уменьшения часов работы служащих.
Планы действий должны формироваться постепенно по мере выполнения кадрового планирования. Отдельные менеджеры определяют человеческие ресурсы, необходимые для достижения конкретных целей. Отдел кадрового планирования обобщает эти сведения и определяет общий спрос в персонале для данной организации.
Подобно этому, сеть кадровых требований основывается на информации, представленной на рассмотрение различными отделами организации в свете доступного персонала и ожидаемых изменений. Если требования сети положительны, организационные орудия - набор, выбор, обучение, и разработка. Если требование отрицательно, соответствующие корректировки должны делаться через сокращения производства, истечение срока, раннюю отставку или добровольный уход.
1.6. Стадии планирования кадрового процесса.
Процесс кадрового планирования состоит из четырех базисных шагов планирования: 1. Определение воздействия организационных целей на подразделения организации; 2. Определение будущих потребностей (необходимых квалификаций будущего персонала и общего числа служащих, которые требуются для достижения данной организацией поставленных целей); 3. Определение дополнительной потребности в персонале при учете имеющихся кадров организации; 4. Разработка конкретного плана действия по ликвидации потребностей в персонале.
В отечественной литературе мне встретилась вторая немного усеченная трактовка этапов кадрового планирования: 1. Оценка наличного персонала и его потенциала; 2. Оценка будущих потребностей; 3. Разработка программы по развитию персонала.
Примем за основу первый вариант и рассмотрим подробнее каждый из этапов кадрового планирования.
1.7. Определение влияния стратегических целей организации на отдельные ее подразделения.
Как подчеркивалось ранее, кадровое планирование должно базироваться на стратегических планах организации. Фактически это означает, что цели кадрового планирования должны быть производными от целей организации. Иными словами, специфические исходные требования в виде набора характеристик, которыми должны обладать служащие, должны быть определены исходя из целей организации в целом.
Цель – определенный мотив, который находит свое отражение в неких желаемых характеристиках.
Процесс установки целей начинается с утверждения глобальной стратегической задачи, или миссии, которая определяет будущее организации. Все остальные цели сформулированы на ее основе. Она используются, чтобы установить краткосрочные (текущие) цели. Краткосрочные цели в основном имеют временной график и могут быть выражены в количественных характеристиках. Девизиональные и ведомственные цели являются производными из краткосрочных целей организации. Этот способ называется каскадным подходом к установке целей,
Каскадный подход, не есть форма «нисходящего» планирования, где цели переданы «вниз» более низким уровням организации. Идея такова, что в процесс планирования, должны включаться все уровни управления. Такой подход ведет к восходящему и нисходящему потокам информации в течение процесса планирования. Это также гарантирует, что цели сообщаются и координируются через все уровни организации.
Каскадный подход при правильном использовании включает и менеджеров среднего звена, и отдел кадров в полный процесс планирования.
На ранних стадиях отдел кадров может влиять на установку цели в плане обеспечения информацией относительно имеющихся человеческих ресурсов. Ниже приведены некоторые предложения для интегрирования кадровых планов в стратегические планы организации.
Некоторые из полученных уроков в области кадрового планирования: 1. Знание деловой стратегии. Верхнее звено кадрового планирования должно быть хорошо знакомо с стратегическим планом компании и должно гарантировать, что любые предположения сделанные при разработке кадровых планов не противоречат деловой стратегии. 2. Цикл бизнес-плана и кадровое планирование должны быть с интегрированы.
Некоторые фирмы находят, что это интегрирование поощряют действующих администраторов задумываться о персонале, хотя их чаще волнует только бизнес-план. Кадровое планирование должно быть общей целью. Система кадрового планирования позволила верхнему руководству распознавать, что непрерывный рост компании, был вынужден недостатками человеческого ресурса и что необходимо внимание к данной проблеме в верхних уровнях организации.
Глава.2.
Планирование численности персонала.
При рассмотрении связей общих целей фирмы с целями кадрового менеджмента основополагающими в области кадрового менеджмента являются структурное решения, связанные с определением стратегии фирмы, ее организационного построения, внешних и внутренних связей. Именно на этой стадии формируется потребность фирмы в персонале.
И прежде чем фирма прибегнет к тому или иному способу обеспечения себя работниками (решит, какую форму найма использовать, по каким профессиям и в каком количестве готовить работников самостоятельно), она должна быть способна воздействовать на формирование потребности в кадрах организационными мероприятиями, которые можно подразделить на внутренние и внешние.
К внутренним организационным мероприятиям, воздействующим на формирование потребности в кадрах, относятся: - реорганизация подразделений фирмы; - изменение функций подразделения; - создание бригад с делегированием им дополнительных полномочий; - определение продолжительности рабочего дня или рабочий недели; В результате таких мероприятий происходит обогащение труда, изменение содержания профессий, меняется профессионально- квалификационный состав требуемых кадров.
К внешним организационным мероприятиям, воздействующим на формирования потребности в кадрах, относятся: - отсечение неэффективных видов деятельности; - использование посреднических фирм, занимающихся кадрами; -расширение или сокращения контрактных отношений (заказы на сторону); - гибкие формы найма; В результате такого рода действий фирма перестает нуждаться в целых группах работников или снимает с себя (полностью или частично) издержки и ответственность за их использование.
С точки зрения выбора стратегических вариантов функционирования и развития фирмы несомненный интерес представляет бурный рост в сегодняшнем мире новые формы организации бизнеса, получившей название пустотелая или «оболочная фирма».
В оболочной фирме многие из традиционных функций (в первую очередь, производство) вынесены за внутриорганизационные рамки. В чистом виде она представляет собой управляющею фирму, нанимающую наибольшее количество менеджеров, координирующих работу сторонних подрядных организаций. Теоретическим объяснением появления такого рода фирм надо признать работу Рональда Коуза, который еще в 30-е годы предложил новую теорию, получившею название «трансакционная теория фирмы». Теория базируется на понятие «трансакция», под которой понимается любой переход от одной технологической стадии производства конечного блага к другой. Трансакции могут осуществляться в одной из двух организационных форм: - рыночной формы (купля- продажа) - бюрократической формой (под крышей фирмы)
Выбор той или другой формы определяется сопоставлением издержек, необходимых для осуществления каждой конкретной трансакции в них.
Согласно трансакционной теории фирмы в анализ включают издержки не только понятных всем бюрократических трансакций (бюрократические расходы), но и рыночных трансакций (поиск партнера, нужного товара, выявление качества товара, заключение и защита контракта на покупку и поставку). Результатом такого подхода стало понимание, что главной целью существования фирмы является не только производство или максимизация трансакционных издержек, но также:
- оценка наличного потенциала трудовых ресурсов; - оценка будущих потребностей; - разработка программ по развитию персонала.
Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки.
ТАБЛИЦА 1. Действующие взаимосвязи в планировании потребности в персонале.
|Факторы |Их влияние |Методы определения | |1. Факторы, существующие вне предприятия. | |1.1.Изменение конъектуры| |Анализ тенденций, оценка| | | | | | |Сбытовые возможности | | | |предприятия | | | | | | | | | | | |Себестоимость | | |1.2.Изменение структуры | |Анализ рынка | |рынка | | | |1.3.Конкурентные | |Анализ положения на | |отношения | |рынке | |1.4.Данные, определяемые| |Анализ экономических | |экономической политикой | |данных и процессов | |1.5.Тарифное соглашение | |Прогноз последствий, | | | |анализ принятых | | | |соглашений | |2. Факторы, существующие на предприятие (внутренние) | |2.1.Запланированный |Количественные и |Принятие | |объем сбыта |качественные потребности|предпринимательских | | |в кадрах (новый спрос |решений в соответствии с| | |или пониженный спрос) |оценкой факторов, | | | |перечисленных в пункте | | | |1. | |2.2.Техника, технология,|Численность необходимого|Показатели на основе | |организация производства|персонала |эмпирических данных | |и труда |Объем и качество готовой|организационного | | |продукции |характера и науки о | | | |труде | |2.3.Текучесть кадров |Дополнительная |Учет убытков | | |потребность в работниках| | | |для замены выбывших | | |2.4.Простои |Нерациональное |Определение доли | | |использование персонала |текучести кадров и | | |Сокращение объема |простоев | | |производства | | |2.5.Стратегия профсоюза |Кадровая политика |Переговоры |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7