Формирование и движение обобщающих характеристик менеджмента осуществляется с помощью ситуационных управленческих средств и методов, которые в совокупности определяют потенциал менеджмента (рис. 2).
Рис. 2 Оценка эффективности менеджмента
Анализируя данную схему, нетрудно сделать вывод, что процесс достижения конкретного результата должен быть обеспечен совокупностью ресурсов, а также комплексом методов, гарантий, стимулов (механизмов), способствующих эффективной деятельности.
С позиций эффективности должны быть взаимосвязаны и взаимообусловлены функции, ресурсы, права как условия для распоряжения ресурсами и ответственность за их рациональное использование (распределение, передачу, продажу). Следует указать на опасность отрыва экономических отношений от уровня и состояния материальной базы. Например, для сырьевых отраслей требуются стимулы и механизмы, направленные на повышение производительности труда и фондоотдачи, а для перерабатывающих отраслей существенную роль может сыграть экономия сырья и качество продукции. Это следует учитывать при разработке регулирующих документов и правовых актов, в том числе и законов.
Рассмотренный подход к исследованию и оценке эффективности менеджмента позволяет говорить о потребности комплексности оценки мер по реструктуризации систем управления.
Каждое мероприятие или решение по управлению должно оцениваться с точки зрения конечного результата и рассматриваться с позиций целей, методов, функций, процессов, организационных структур, т.е. всей совокупности используемых средств воздействия. В качестве особых средств воздействия рассматриваются ресурсы. Их выделение обусловлено особой ролью как факторов производства, и в этом качестве ресурсы становятся объектом приложения управленческих средств воздействия.
На практике обычно оценивается 4-6 ключевых конечных результатов, на основе которых осуществляется распределение ресурсов, решающим образом влияющих на результативность деятельности организации. Состав основных ресурсов менеджмента в укрупненном виде можно представить в виде схемы на
рис. 3.
Распределение ресурсов, их структура выступают важными факторами эффективности менеджмента. Анализ изменений в структуре ресурсов позволяет выявлять реальные возможности и способы достижения цели. Однако не все виды ресурсов могут быть измерены количественными величинами, в таких случаях следует использовать экспертные оценки.
Воспроизводственные ресурсы:
- человеческие
- материальные
Временные ресурсы: - трудовые
- перспективные - финансовые
- текущие - информационно-технологические
- оперативные - коммуникационные
- экологические
- социальные
Организационно-управленческие ресурсы:
- организационные
- организационно-правовые
- мотивационные
- административные
- интеграционные
- дисциплинарные
Рис. 3. Состав основных ресурсов менеджмента
Ключевая роль временных ресурсов обусловлена сущностью эффективности как экономии времени и сущностью менеджмента, назначение которого – обеспечение воспроизводственных процессов. Поэтому временные параметры используются как составляющие при оценке воспроизводственных ресурсов.
Эффективность менеджмента определяется соизмерением полученного эффекта и использованных ресурсов, затрат на управление. Речь может идти как о ресурсообеспеченности целевой деятельности с определившимися конечными результатами, так и об использовании ресурсов (ресурсосбережении), т.е. о соотнесении конечные результатов и эффекта с использованием ресурсов (затратами). В последнем случае выясняют, какова ресурсная, или затратная, эффективность менеджмента.
Анализ следует проводить по каждому виду ресурсов, используемых в управлении в качестве средств воздействия (взаимодействия). Имеются в виду основные исчисляемые ресурсы: трудовые, материальные, финансовые, основные фонды, оборотные фонды, информационные, временные. Уровень использования производственных ресурсов, связанный с конкретным конечным результатом, сравнивается с затраченными управленческими ресурсами непосредственно или посредством механизмов и форм организации управления. При оценке средств воздействия анализируется правильность выбора, т.е. соответствие ситуации, качество, результативность и эффективность реализации. Средства управленческого воздействия и взаимодействия характеризуют соответствующие возможности или потенциал управления: информационный, организационный, социальный. Поэтому при оценке эффективности определяется степень использования управленческого потенциала.
На эффективность реализации внешних связей оказывают влияние государственные и рыночные регуляторы, а также их взаимодействие. Выбор средств взаимодействия в данной области – более сложная проблема именно вследствие комплексности действующих факторов и их изменчивости. Поэтому для менеджера очень важно видеть четкую картину динамики важнейших параметров в той или иной ситуации.
Современная теория управления определяет следующие виды эффективности менеджмента:
- по средствам воздействия – целевая, стратегическая и тактическая, планируемая, прогнозная, программная, концептуальная, мотивационная, и стимулирующая, ресурсная и потенциальная;
- по содержанию эффекта – экономическая, социальная, инновационная, организационная, экологическая;
- по уровню проявления эффекта – народно-хозяйственная, региональная, отраслевая, внешнеэкономическая;
- по формам эффективности – деятельность менеджера, аппарата управления, процесса управления, системы менеджмента, управленческих нововведений;
- по стадиям развития систем менеджмента – формирования, становления, антикризисного управления, реформирования, реструктуризации;
- по видам систем менеджмента – маркетинговая, инновационная, производственная, финансовая.
Эффективность менеджмента оценивается по следующим направлениям:
- постановка и обоснование цели оценки;
- выбор критерия и показателей оценки;
- соизмерение цели социально-экономической системы и потребности в данном виде продукции;
- соизмерение цели и конечного результата;
- соизмерение конечного результата и потребности;
- определение результативности менеджмента;
- определение ресурсообеспеченности цели;
- соотношение конечного результата с ресурсами (ресурсосбережение);
- определение величины экономического эффекта;
- отношение экономического эффекта к величине затрат на управление;
- отношение величины каждого вида использованных ресурсов к величине соответствующего потенциала;
- определение эффективности процессов управления по выработке и реализации средств воздействия: стратегии, мотивации труда, форм организации управления;
- определение величины использования каждого вида потенциала: ресурсного, организационного, информационного, научно-технического, экологического, кадрового;
- определение эффектов: социального, научно-инновационного, экологического, организационного;
- определение эффективности использования каждого вида потенциала социально-экономической системы.
Каждая характеристика менеджмента имеет свои, отличные от других, свойства и особое содержание. Однако в той или иной степени они влияют друг на друга и формируют условия достижения более емкой по содержанию и комплексной по воздействующим факторам характеристики, какой выступает конкурентоспособность. Если исходить их рассматриваемого набора характеристик, конкурентоспособность можно определить как критериальный признак развития менеджмента.
Действительно, главная цель менеджмента – обеспечение устойчивого и долговременного развития социально-экономической системы. Поэтому менеджмент, функционируя результативно и эффективно, обладая высоким качеством, может реально обеспечить развитие социально-экономический системы благодаря способности выбора линии поведения в конкурентной среде. Такие условия создаются, если технология и организация производства, продукция фирмы и менеджмент обладают конкурентоспособностью.
Наиболее распространенной является концепция конкурентноспосбности, основанная на умении определять и эффективно использовать сравнительные преимущества в области качеств выпускаемой продукции или предприятия. Многие ведущие фирмы сформулировали свои преимущества в виде стратегий, правил, которым должны следовать все работники. Фирма “Тайота” в автомобильном бизнесе известна высокой надежностью изделий – “автомобили без дефектов”. Фирма “Феррари” характеризуется скоростными качествами и техническим уровнем продукции. Исключительность компании “Хьюлетт-Паккард” опирается на новые виды продукции и собственные патенты, т.е. преимущество перед другими фирмами заключается в большом количестве нововведений, вследствие чего в компании созданы мощные подразделения НИОКР. Фирма “IBM” известна как лучшая в мире постановкой технического обслуживания своих компьютеров.
По мнению известных менеджеров, чтобы быть предприятие мирового уровня, следует стать хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности лучшим в мире, в стране, в отрясли или на рынке.
Следует отметить, что создание преимуществ, их развитие выступают функциями маркетинга и менеджмента, а их реализация требует новых свойств и качеств, обусловленных спецификой конкурирующий среды.
Конкурентоспособность менеджмента рассматривается как способность системы менеджмента вырабатывать и поддерживать конкурентные преимущества предприятия в области эффективные методов и форм профессионализма персонала и др.
Так, бизнес Японки известен использованием специфических методов управления качеством продукции и работ и системой мотивации и обучения персонала. Известны и методы материально-технического обеспечения поставок в производственных процессах “точно вовремя”. Получила распространение американская система “участия в прибыли” как система мотивации, обеспечивающая в определенных условиях улучшение результатов деятельности.
Можно сказать, что конкурентоспособность менеджмента становится самостоятельным и весьма результативным фактором в стремлении к высокой производительности и обеспечению устойчивых позиций на рынке.
Разработка и реализация новых подходов в области конкурентоспособности менеджмента – чрезвычайно важная проблема. Традиционные для экономики конкурентные преимущества в менеджменте могут раскрыться в инновационной сфере, организации производства, в области профессионализма менеджеров и управленческого персонала в целом. Вместе с тем при выборе конкурентных преимуществ анализируются все характеристики, определяющие качество управления в их совокупности, подтверждая, что качество управления остается основой оценки управленческой деятельности. Только качественные управленческие результаты могут стать эффективными и обеспечить успех наряду с преимуществами в области технологи или качества продукции.
Страницы: 1, 2, 3, 4