Рефераты. Формирование эффективной системы менеджмента на туристической фирме "За четыре моря"

Формирование эффективной системы менеджмента на туристической фирме "За четыре моря"

СОДЕРЖАНИЕ



ВВЕДЕНИЕ

РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Сущность, критерии и показатели эффективности управления

1.2. Эффективность и качество деятельности менеджера

РАЗДЕЛ 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ: ИССЛЕДОВАНИЕ

 ТУРИСТИЧЕСКОЙ ФИРМЫ «ЗА ЧЕТЫРЕ МОРЯ»

ВЫВОДЫ




















ВВЕДЕНИЕ



“Менеджмент” (manage) – слово английского происхождения и означает “управлять”. Трактовок понятия “менеджмент” существует очень много. И это естественно, так как на разных стадиях развития организации мы имеем дело с менеджмента различного типа (технологическим, финансовым, корпоративным, функциональным и т.п.).

В общем виде менеджмент следует представлять как науку и искусство побеждать, умение добиваться поставленных целей, используя труд, мотивы поведения и интеллект людей с целью превращения неорганизованных элементов в эффективную и производительную силу. Другими словами, менеджмент это все человеческие возможности, которые используют лидеры достижения стратегических и тактических целей организации.

Эффективное становление и развитие рыночных отношений во многом определяются формированием современных управленческих отношений, повышением координируемости экономики. Именно менеджмент обеспечивает связанность, интеграцию экономических процессов в организации, на территории, в стране.

Как показывает опыт, многие аспекты теории управления инварианты социально-экономической системе и политическому устройству общества. Общие законы управления в различных системах (в технических устройствах, в живых организмах и общественных организациях) изучаются кибернетикой (от греческого – искусство управления). К кибернетическим системам относят такие сложные вероятностные системы, как экономика предприятия и отрасли, человеческий мозг и др. Не нужно доказывать, что управлять централизованной экономикой любой страны, было чрезвычайно сложно. Сложно реально управлять и предприятиями в условиях чрезмерной централизации и дефицита материально-технических средств. По этому было бы неразумно умалять опыт и достижения отечественной науки управления. Но при этом очевидны были стремления упрощать (усреднять, подгонять под одну мерку и т.п.) сложнейшие проблемы экономики и управления. Однако нельзя управлять сложными системами с помощью простых однозначных методов (кибернетический закон необходимого разнообразия, открытый У. Эшби). Поэтому так же, как трудно себе представить эффективной полностью рыночную (каждый человек как хозяйствующий субъект, вступает с другими людьми в рыночные отношения) экономику, так и заранее была, по-видимому, обречена на провал полностью централизованная (99% - государственная собственность) экономика. И как плановая экономика отличается от рыночной, так и управление в рыночной экономике отличается от управления в плановой.

Менеджмент (от англ. Management – управление, руководство правление) означает управление в социально-экономических системах.

Иногда при определении менеджмент сводят к управлению из-за издержек перевода и/или разграничений понятий “управление” и “менеджмент”, в результате чего появляются тавтологии типа: “менеджмент в системе управления”, “менеджмент как управление” и др. В западной литературе принято широкое толкование понятия менеджмента и по уровням управления и по формам собственности, и по сферам деятельности: стратегический государственный менеджмент и фирменный; коммерческий и некоммерческий; производственный, финансовый и др. При этом в содержании стратегического и фирменного, государственного и частного, как и в любых других видах менеджмента, можно выделить и общие, и различные элементы.

В государственном производстве уровень управления, как правило, обуславливает перечень и содержание управленческих задач. В частных фирмах независимо от их размера и сферы деятельности руководители решают весь комплекс проблем от выбора выпускаемой продукции (услуг) и определения миссии (главной цели или того, для чего создана и функционирует фирма) до сбыта продукции и полной ответственности за успех или неуспех деятельности.

В рыночной экономике хозяйствующие самостоятельные субъекты являются самоорганизующимися и самоуправляемыми, подобно живым организмам в природе. Предприниматели и социально-экономических системах.







РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА НА ПРЕДПРИЯТИИ



Менеджмент: 1) способ, манера общения с людьми; 2) власть и искусство управления;

3) особого рода умелость и административные навыки; 4) орган управления, административная единица.

Менеджмент – теория и практика управления производством и сбытом, ориентированные на повышение их эффективности и увеличение прибыли.

Менеджмент – управление производством; совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности и прибыльности.

Менеджмент можно рассматривать одновременно как: 1) процесс, в ходе которого профессионалы создают организации, формулируют их цели и методы достижения этих целей, планируют, координируют деятельность организации в целом, ее структурных подразделений и отдельных сотрудников; и как: 2) специальный орган управления современных коммерческих и некоммерческих организаций.

Менеджмент – это форма общественной практики людей, обеспечивающая функционирование и развитие предприятий, реализацию стоящих перед ними целей. Высокая степень овладения практикой управления предприятиями может оцениваться как искусство.

Поскольку деятельность организации складывается из взаимодействия огромного количества элементов, колеблющихся от воздействия внутренней и внешней среды, а главным элементом системы выступают люди, то управление организацией можно считать не только наукой, но и искусством. Дело в том, что полностью просчитанный научный подход в некоторых ситуациях может дать непрогнозируемый результат из-за неискусного его применения. Существует мнение, что действительно эффективно может управлять организацией только человек, обладающий управленческим талантом, разумеется, использующий управленческим талантом, разумеется, использующий научные методы и действующий на основе опыта.

Наука управления возникла на основе многолетнего накопления эмпирических знаний, сформировавшихся теорий управления. Предметом науки менеджмента являются общественные отношения между людьми в сфере управления, выявление факторов и условий, непосредственно либо опосредованное влияющих на эффективной организационной трудовой деятельности. Основы науки базируются на философии; очевидна связь менеджмента с политологией, социологией и другими науками. Наука управления обязательно должна опираться на нормы гражданского и административного права, огромное значение имеют и непременно должны учитываться положения трудового права. Как самостоятельная наука, со своим предметом и методом, менеджмент сформировался в конце XIX века.

Основные функции менеджмента

Еще в начале XX века Анри Файоль сформулировал пять основных задач менеджмента. К ним относятся: планирование, организация, координация, мотивация и контроль. Эти функции исполняются в организации любого уровня, ни взаимосвязаны, проникают друг в друга. Реализация каждой функции используется с применением остальных.

Реализация функции планирования напрямую влияет на функцию организации и координации, опосредованно – на мотивацию и контроль, причем сам процесс планирования подлежит обязательному контролю. Функция координации находится в прямой связи со всеми остальными функциями, только с ее помощью возможна реализация каждой. В свою очередь процесс координации требует планирования, четкой организации, мотивации персонала и своевременного контроля.

Функция мотивации влияет на коллектив в целом и отдельных сотрудников в частности, в форме общественного воздействия, коллективных и индивидуальных поощрительных мер. Контроль реализуется на основе данных оперативного статистического, бухгалтерского учета, выявления нарушений и анализа причин этих нарушений и отклонений.



1.1.          Сущность эффективности управления



Возрастание роли управления в условиях рыночной экономики в результате получения организацией экономической свободы и полной ответственности за свои результаты ведет к влечению в сферу управления дополнительных ресурсов (трудовых, финансовых, материальных). Для собственника предприятия важно не только расходование ресурсов для управления, но и то, насколько управление дает стратегические преимущества предприятию на рынке, усиливает его конкурентоспособность, поддерживает общественную значимость предприятия. В условиях конкуренции руководители должны заботиться о производительности и эффективности.

Понятие эффективности управления во многом совпадает с понятием эффективности производственной деятельности организации. Однако управление производством имеет свои специфические экономические характеристики. В качестве главного критерия результативности управления выступает уровень эффективности управляемого объекта. Проблема эффективности управления – составная часть экономики управления, которая включает рассмотрение:

-    управленческого потенциала, т.е. совокупности всех ресурсов, которыми располагает и которые использует система управления. Управленческий потенциал выступает в материальной и интеллектуальной формах;

-    затрат и расходов, которые определяются содержанием, организацией, технологией и объемом работ по реализации соответствующих функций управления;

-    характера управленческого труда;

-    эффективности управления, т.е. эффективности действий людей в процессе деятельности организации, в процессе реализации интересов, в достижении определенных целей. Эффективность – это результативность функционирования системы и процесса управления как взаимодействия управляемой и управляющей систем, т.е. интегрированный результат взаимодействия компонентов управления. Эффективность показывает,  в какой мере управляющий орган реализует цели, достигает запланированных результатов. Эффективность управления проявляется в эффективности производства, составляет часть эффективности производства. Результаты действия, соотнесенные с целью и затратами, - это и есть содержание эффективности как управленческой категории.

На эффективность деятельности менеджера влияет ряд факторов: потенциал сотрудника, его способность выполнять определенную работу; средства производства; социальные аспекты деятельности персонала и коллектива в целом; культура организации. Все эти факторы действуют совместно, в интеграционном единстве.

Таким образом, эффективность управления – один из основных показателей совершенствования управления, определяемый сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение. Оценить эффективность управления можно путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Но такая упрощенная оценка не всегда корректна, так как:

1)                результат управления не всегда заключается в прибыли;

2)                такая оценка приводит к непосредственному и опосредованному результату, который скрывает роль управления в его достижении. Прибыль часто выступает как опосредованный результат;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.