Рефераты. Формальное и неформальное управление: проблемы сочетания

Формальное и неформальное управление: проблемы сочетания

УЛЬЯНОВСКИЙ АВИАЦИОННЫЙ КОЛЛЕДЖ

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ:

 МЕНЕДЖМЕНТ

По теме: Формальное и неформальное управление :проблемы сочетания

 

 

 

 


 

ВЫПОЛНИЛА:

СТУДЕНТКА ГР. 02 МН-1

БРЫКИНА МАРИЯ

 

ПРОВЕРИЛА:

Никандрова Н.Г.


2005г



Содержание

 


ВВЕДЕНИЕ


I

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.

ПОНЯТИЕ ГРУПП И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ


1.1.

Стадии развития групп


1.2

Ситуационные факторы, оказывающие влияние на группы


1.3.

Воздействие состава группы


1.4.

Статус индивида в группе


1.5.

Нормы поведения


1.6.

Виды воздействия группы на индивида


2.

ФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ


2.1.

Повышение эффективности формальных групп


2.2.

Факторы, влияющие на эффективность групп


2.3.

Проведение эффективных собраний


2.4.

Управление с помощью комитетов


3.

НЕФОРМАЛЬНЫЕ ГРУППЫ


3.1.

Образование неформальных групп


3.2.

Характеристики неформальных групп


3.3.

Управление неформальной группой


4.

ХОТОРНСКИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ


4.1.

Хоторнский эффект


4.2.

Влияние хоторнского эксперимента на теорию управления


5.

КОНФЛИКТЫ В ГРУППЕ


II

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ



Тест на надежность в качестве делового партнера



Тест на терпимость к людям, гибкость в общении



Тест на способность к взаимодействию с другими людьми



Тест на способность избегать конфликты



Тест на конфликтность



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ



ПРИЛОЖЕНИЯ


 

ВВЕДЕНИЕ

  Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения це­лей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые обра­зовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество де­ятельности и организационную эффективность.

  Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представля­ют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководи­тель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субор­динации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

  Одним из необходимых условий эффективности управления также является умение работать в малых группах, таких как различные комитеты или комиссии, созданные самими руко­водителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.





I.                ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1. ПОНЯТИЕ ГРУПП И ИХ ЗНАЧИМОСТЬ

1.1.        Стадии развития групп


  Группы бывают формальными и неформальными. Формальные группы созда­ются организацией со специфическими задачами по достижению ка­ких-либо конкретных целей. Неформальные группы, напротив не создаются организацией. Напротив, они возникают практически спонтанно, без какой-либо помощи (а иногда и вопреки желанию) организации. Но независимо от формальности или не формальности, люди хотят вступать в группы. В связи с этим возникает вопрос, какие выгоды несет человеку принадлежность к той или иной группе. Можно выделить несколько таких выгод.

Во-первых, люди вступают в группы потому, что им необходимо объединяться друг с другом, потому что они чувствуют необходи­мость общественного взаимодействия. Во-вторых, группы могут предоставлять информацию о ком-то конкретном и о внешнем мире вообще. В-третьих, группа служит источником вознаграждения. В-четвертых, находясь в группе легче достигнуть целей, которые были бы недостижимы в одиночку. Наконец, мы часто вступаем в группы потому, что об этом нас просит или приказывает наш на­чальник.

Каждая группа формируется и развива­ется по-своему. Вместе с тем в развитии различных групп могут быть выявлены некоторые общие закономерности

Любая группа в своем развитии проходит через следующие этапы, которые формируют 5-ступенчатую модель развития группы:

- начальная стадия формирования;

- внутригрупповой конфликт;

- обеспечение сплоченности членов группы;

-стадия наивысшей работоспособности и производительности;

- заключительная стадия (для временных групп).

Начальная стадия формирования. Эта стадия, как правило, харак­теризуется неопределенностью относительно структуры группы, ее целей.  Зачастую неясно, кто является лидером этой группы, и какой тип поведения в ней наиболее приемлем. Эта стадия завершается, когда члены группы начинают отчетливо понимать, что они являют­ся частью данной группы.

Внутригрупповой конфликт. Вторая стадия развития группы обыч­но характеризуется развитием внутригруппового конфликта. Идет борь­ба за лидерство и распределение ролей между членами группы. После того как эта стадия будет завершена, становится ясно, кто лидер в данной группе (если это формальная группа, то речь идет о нефор­мальном лидере).

Обеспечение сплоченности членов группы. На этой стадии отноше­ния между членами группы становятся более тесными и сплоченны­ми. Одновременно появляется ясность относительно неформальных норм поведения и распределения ролей в данной группе.

Стадия наивысшей работоспособности и производительности. На данной стадии группа полностью функциональна. Энергия ее членов направлена уже не на распределение ролей и борьбу за власть, а непосредственно на обеспечение эффективной работы и достижение высоких результатов.

Заключительная стадия. Для временных групп, например групп, созданных на время осуществления конкретных задач, выполнение этих задач становится заключительной стадией их существования. Чем ближе к завершению работы над проектом или чем ближе выполне­ние поставленной перед группой задачи, тем больше ее члены начи­нают думать о том, что данная группа скоро прекратит свое суще­ствование, а также о новых перспективах своей работы в другом коллективе Производительность работы группы в этот период может заметно снижаться.

Безусловно, что рассмотренные стадии развития группы дают лишь упрощенное представление о достаточно сложных процессах, проте­кающих в реальной жизни. В действительности бывает достаточно труд­но отделить одну стадию развития группы от другой; иногда несколь­ко стадии проходят одновременно. Возможен переход с более высокой стадии на более низкую (например, конфликт по поводу лидерства и распределения ролей в группе может возникнуть на любой стадии ее развития, в том числе и на  заключительной)

Специалисты, анализировавшие стадии функционирования групп, выявили еще одну интересную закономерность развития временных групп. Было установлено, что производительность работы группы колеблется в разные периоды, существенно увеличиваясь во второй половине периода ее деятельности. Первая фаза деятельности группы по решению какой-либо задачи характеризуется относительной инер­цией. Существенные изменения происходят лишь в конце этой фазы, после того, как истекает примерно половина времени, отпущенного на решение данной задачи. В этот период часто становится ясно, что время, которое отпущено на решение стоящей перед группой зада­чи, ограничено и, чтобы успешно прийти к финишу, необходимо сконцентрировать усилия и ускорить работу. На второй фазе произво­дительность группы обычно увеличивается, что в конечном счете позволяет успешно достичь намеченной цели Практика работы над различными проектами и групповыми докладами во многих случаях является убедительным тому подтверждением.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.