Сдерживайте свой характер и темперамент.
Не допускайте споров или криков, именно победив в споре, вы проиграете.
Задавайте вопросы, это подбадривает говорящего и показывает ему, что вы слушаете.
Перестаньте говорить. Это наставление идет и первым, и последним, т.к. все остальное зависит от него. Вы не можете эффективно слушать, разговаривая (8).
Деловая игра № 3
"Невербальные средства общения"
Продолжительность игры: 2 часа
.
I. Цель игры.
Основная цель игровой деятельности- получение навыков использования невербальных средств передачи информации в процессе коммуникаций.
II. Техническая подготовка.
Предварительно для проведения игры надо подготовить: описание ситуаций с перечнем ролей (2экз.); таблица наблюдений по форме 8; часы или секундомер; необходимый реквизит в соответствии с ситуациями.
III.Участники игры и их функции.
Студенческая группа делится преподавателем на две равные части- команды по 5-8 человек. Играющую команду удаляют из аудитории, где преподаватель-ассистент знакомит студентов с содержанием ситуации и распределяет роли. В неиграющей команде выбирается капитан, которому представляется предложенная игровая ситуация с использованием невербальных средств передачи информации. В задачу капитана входит аналогичным способом "описать" просмотренную ситуацию членам своей команды, незнакомым с ее содержанием. Члены команды должны как можно точнее определить роли действующих лиц и содержание ситуации.
IV. Порядок проведения деловой игры
Ведущий преподаватель знакомит студентов с целью деловой игры, заключающейся в передаче содержания ситуации невербальными средствами и в определении ролей участников
Члены играющей команды в соответствии с ролями в течении 10 минут представляют перед капитаном другой команды свою ситуацию невербальными средствами. При этом члены неиграющей команды удаляются из аудитории.
Получивший информацию капитан доводит ее тем же способом до членов своей команды в течении 10 минут.
Участники команды должны определить содержание ситуации, "действующих лиц" и их "характеры".
В процессе передачи информации возможно использование обратной связи, осуществляемой с помощью невербальных средств.
Члены играющей команды не должны оказывать влияние на процесс коммуникации в другой команде.
В течение игры исключено ведение записей и использование вербальных средств передачи информации.
Второй тур игры проводится аналогично с использованием другой ситуации для второй команды.
За процессом коммуникаций осуществляют наблюдение преподаватели- ассистенты с использованием таблицы 9.
Таблица 9
Таблица наблюдений к игре
"Невербальные средства общения" |Разыгрывае|Ошибки в процессе коммуникаций | |мая | | |ситуация | | | |команда №1 |команда №2 | | |использ|неэффек|подск|"ш |использ|неэффек|подсказ|"ш | | |ование |тивная |азки |у |ование |тивная |ки |у | | |вербаль|система| |м |вербаль|система| |м | | |ных |обратно| |" |ных |обратно| |" | | |средств|й связи| | |средств|й связи| | | |1 |2 |3 |4 |5 |6 |7 |8 |9 | |1 | | | | | | | | | |2 | | | | | | | | |
V. Подведение итогов деловой игры.
По окончании игры проводится анализ степени эффективности использования членами каждой команды невербальных средств общения. По итогам таблицы 9 выявляются причины, исказившие передаваемую информацию, а также невербальные средства передачи информации, имеющие двузначное восприятие.
В ходе деловой игры может быть использована следующая ситуация.
" Экзамен "
Действующие лица:
Преподаватель института
Студент – "отличник"
Студент – "двоечник"
Списывающий студент
Опоздавший студент
Нервничающий студент
Проверяющее лицо ( например, декан факультета )
Деловая игра №4
"Аргументация"
Продолжительность игры: 2 часа.
Основная цель игровой деятельности – получение и применение на практике навыков использования различных методов аргументации для обоснования собственной точки зрения; определение используемых в процессе межличностных коммуникаций методов аргументирования и уловок; выбор оптимальных контр аргументов.
II. Техническая подготовка
Предварительно перед началом игры необходимо подготовить: идентификаторы участников деловой игры : "начальник" и "подчиненный"; часы или секундомер; таблички с указанием используемых методов аргументации (3-5 методов для каждого участника ); таблицы наблюдений (5-7 штук) по форме 10.
III. Участники игры и их функции.
Начальник ( заместитель директора по административно-хозяйственной части )получил указание от мэрии города о необходимости уборки закрепленной за предприятием территории. Для уборки необходимо выделить 5 человек.
В задачу начальника входит выполнение указания мэрии, то есть отправка на уборку не менее 5 человек и сохранение благоприятного психологического микроклимата в коллективе.
В ходе игры начальник вызывает для беседы подчиненного руководителя отдела.
Подчиненный (начальник отдела) старается минимизировать число работников, направляемых на уборка территории. В процессе диалога с начальником использует предложенные преподавателем методы аргументирования и уловки для обоснования собственной позиции.
Наблюдатели (остальные студенты группы, распределенные по парам) анализируют диалог между начальником и подчиненным, технику аргументирования; выделяют используемые методы и уловки и определяют степень эффективности применения каждого из них. Результаты наблюдений фиксируют в предложенных преподавателем таблицах (см. табл. 10).
IV.Порядок проведения деловой игры.
Студенты группы произвольно "разбиваются" на пары.
Путем жеребьевки в каждой паре определяется "начальник" и "подчиненный". Остальные студенты выступают в роли наблюдателей.
Студенты, выступающие в роли "начальника" и "подчиненного", путем жеребьевки определяют методы аргументации, которые будут использованы ими в ходе деловой игры. Применяемые в процессе переговоров уловки выбираются участниками произвольно.
Переговоры между "начальником" и "подчиненным" продолжаются в течении 5-7 минут, а преподаватель-ассистент фиксирует время. Другой ассистент помогает студентам вести наблюдения и заполнять таблицы, а также фиксирует итоги каждого тура по таблице 11.
Каждой играющей паре для подготовки дается около 3 минут.
По команде ведущего переговоры заканчиваются. В результате "начальник" и "подчиненный" должны прийти к решению о том, сколько человек из отдела будет выделено на уборку территории и сохранить доброжелательные отношения.
Таблица 10
Используемые методы аргументации.
|Начальник |Подчиненный |Общий | | | |счет | | | |(n:m) | |Ф.И.О. |Методы |Уловки |Ф.И.О. |Методы |Уловки | | |студентов|аргумента| |студентов|аргумента| | | | |ции | | |ции | | | |Иванов |"да-но" | |Сидоров | | |3:2 | |А.Ю. | | |В.В. | | | |
Примечание: n – количество работников отдела, направляемых на уборку территории; m = (5-n).
По окончании каждого тура деловой игры преподавателями проводится анализ правильности определения использованных игроками методов аргументации и уловок (см. табл. 11).
Таблица 11
Оценка работы наблюдателей.
|Ф.И.О. |Методы аргументации |Уловки | |студентов-наб| | | |людателей | | | | |Количество |Количество | | |правильных |ошибок |правильных |ошибок | | |ответов | |ответов | | |1 |2 |3 |4 |5 | | | | | | |
Ведущий преподаватель анализирует степень эффективности использования студентами предложенных методов аргументации и уловок и дает рекомендации по более полному использованию потенциала каждого –метода.
По окончании деловой игры студентам можно предложить тест на макиавеллизм, эпиграфом к которому может стать известное высказывание Николо Макиавелли "Цель оправдывает средства". Студенты ответят на 10 вопросов и заполнят таблицу 12. Оценочная шкала к тесту приведена в таблице 13.
Таблица 12
Итоговая таблица к тесту на макиавеллизм.
|Номер вопроса |Вариант ответа |Балл за ответ | |1 |2 |3 | | | | | |Сумма баллов |
Таблица 13
Оценочная шкала к тесту на макиавеллизм.
|Вариант ответа |Балл за ответ | |полностью не согласен |1 | |скорее не согласен |2 | |согласен на 50 % |3 | |скорее согласен |4 | |полностью согласен |5 |
Выберите предпочтительный вариант ответа на приведенные ниже вопросы:
Лучший способ управлять людьми – говорить им то, что они хотят слышать.
Давая поручение, не надо объяснять реальные причины, а надо предлагать более весомые искусственные причины.
Доверяясь кому-то, Вы навлекаете на себя опасность.
Двигаться вперед трудно без срезания углов.
Безопасно считать, что люди склонны к пороку, который все равно когда- нибудь проявится.
Предпринимая действия, не обязательно иметь полную уверенность в моральном праве.
Неправда может быть оправдана результатом.
Люди с большей легкостью забывают о смерти родственников, чем о потере своей собственности.
Люди не будут работать, если их не заставить.
Основная часть людей в основе не добра и эгоистична.
Сумма 40 баллов и более - "у Вас нет лишних эмоций, Вы хладнокровны и решительны"
Сумма 30-40 баллов - "держитесь своих принципов"
Сумма до 30 баллов - Вы хороший парень, но управлять Вам будет трудно" (8).
Деловая игра №5
"Слалом"
Основная цель игровой деятельности – это оперативное принятие управленческих решений руководителем.
Предварительно для проведения деловой игры необходимо подготовить: идентификаторы участников игры (в 2-х экземплярах); жетоны произвольной формы (6-8 штук ); папки с деловыми бумагами для подчиненных; заявление рабочего цеха; таблицы наблюдений по форме таблицы 14; часы или секундомер; карандаш.
Руководитель (Начальник цеха) спешит на совещание к генеральному директору, все участники которого уже собрались и ждут его. По пути к кабинету директора Начальника цеха постоянно останавливают сотрудники или "просители", обращаясь с различными "сверхнеотложными" делами, которые ему приходится решать буквально "на бегу". Руководитель может оперативно решить вопрос (в этом случае он получает жетон от своего собеседника) либо "отмахнуться" от просьбы (в этом случае он жетон не получает). Время, отпущенное на всю дистанцию, 5 минут. Чем больше будет набрано жетонов, тем выше рейтинг руководителя.
Студент-практикант – играет роль первого "препятствия" в предстоящем слаломе, интересуется, на каком рабочем месте ему проходить производственную практику и кто будет его курировать из специалистов - "производственников".
Сотрудник планово-диспетчерского отдела цеха просит подписать бумагу (например, отчет о выполнении плана). Долго ищет необходимые листы в папке для бумаг, постоянно извиняется за свою несобранность и настаивает на подписи начальника цеха.
Молодой мастер участка обращается к начальнику цеха с конкретными вопросами (например, по поводу прогула одного из рабочих; простоя оборудования и нехватки рабочих-ремонтников; возврата с последующего участка бракованных деталей) и ожидает помощи в выборе наиболее правильного варианта решения этих проблем.
Рабочий цеха просит предоставить ему отгул за свой счет на несколько дней, ссылаясь на семейные проблемы, представляет заявление на подпись.
Страницы: 1, 2, 3, 4