Рефераты. Экономическая сущность и эффективные пути использования франчайзинга в современной России

Франчайзинговая классическая форма организации бизнеса предполагает использование трех основных составляющих:

·      франчайзер – это компания, которая выдает лицензию или передает в право пользования свой товарный знак, ноу-хау и операционные системы. Например, франчайзер создает успешный продукт или услуги, скажем, особый стиль работы ресторана быстрого питания. Франчайзер исследует и развивает бизнес, тратит деньги на продвижение бизнеса, создает хорошую репутацию и узнаваемый имидж (называемый брендом). После того, как компания доказала работоспособность своей бизнес-концепции и успешную воспроизводимость этого бизнеса, она может начать предлагать предпринимателям, которые хотят повторить подобный успех, купить ее франшизу.

·      франчайзи – это человек или компания, которая покупает возможность обучения и помощь при создании бизнеса у франчайзера и выплачивает сервисную плату (роялти) за использование товарного знака, ноу-хау и системы ведения работ франчайзера. Франчайзи сам оплачивает затраты на создание бизнеса. Очень часто франчайзер предоставляет весьма выгодные скидки на важные поставки (материалы, расходные средства). Эти скидки всегда дают возможность франчайзи покупать продукты у франчайзера по более низкой цене и, таким образом, это стоит дешевле, чем развивать бизнес без франчайзера. Франчайзи принимает на себя обязанность выплачивать ежемесячные взносы за право пользования торговым знаком и бизнес системой и за поддержку, обучение и консалтинг, предоставляемые франчайзером. Если все идет по плану, то франчайзи ведет успешный бизнес, и его прибыль превосходит затраты.

·      франшиза – это франчайзинговый пакет, который франчайзер продает франчайзи. Этот пакет обычно включает пособия по ведению работ и другие важные материалы, принадлежащие франчайзеру. Любой вид бизнеса можно превратить во франшизу. Международная Ассоциация Франчайзинга выделяет 75 отраслей хозяйства, в которых можно использовать методы франчайзинга, например, бухгалтерский учет, авторемонт, книжные магазины, детская одежда, строительство, небольшие продовольственные магазины, магазины косметических товаров, образование, услуги по трудоустройству, рестораны, отели, прачечные и услуги по уборке, частные почтовые ящики, фотостудии, риэлторские компании, туризм и развлечение и т.д.

В связи с большим разнообразием форм и видов франчайзинговой деятельности возникает необходимость их классификации. Франчайзинговые схемы ведения бизнеса могут быть классифицированы по двум критериям:

1. В каком виде и на какой стадии франчайзер предоставляет франчайзи товар для реализации.

2. На какой базе строится система отношений и какие льготы предоставляются покупателю франшизы.

1. По первому критерию франчайзинг можно классифицировать по четырем основным видам деятельности: в производственной и строительной области, товарный, в сфере деловых услуг и в сфере сервисного обслуживания (см. приложение 2).

1.1. Товарный франчайзинг – взаимоотношения сторон франчайзи в сфере торговли, при которых франшизодатель предает, а владелец франшизы получает эксклюзивное право, ограниченное конкретной территорией, на реализацию под торговым знаком франшизодателя выпускаемой им продукции. Такого рода отношения в большинстве случаев выгоды франчайзеру, так как они обеспечивают ему продвижение товарного знака, расширение системы сбыта и непрерывную связь с потребителями через систему сбыта. Франчайзи при этом является частью контролируемой франчайзером системы сбыта. Пример товарног франчайзинга – дилерские сети по продаже автомобилей.

1.2. Производственный франчайзинг – отношения в рамках договора франчайзинга, которые дают право франшизополучателю на производство и сбыт продукции под торговым знаком франшизодателя с использованием поставляемых им сырья, материалов или технологий. Производственный франчайзинг – это наиболее эффективная организация производства определенного вида продукции. Фирма, обладающая секретом производства сырья, осуществляет обеспечение сырьем конечного производителя и передает права на использование этой технологии. Главная особенность и ВТО же время центральная проблема производственного франчайзинга – обеспечение требуемого качества продукции по всем предприятиям франчайзи, так как снижение качества как один из способов максимизации прибыли ведет к подрыву торговой марки со всеми вытекающими последствиями для головной компании и франчайзинговой сети в целом. Примеры производственного франчайзинга – производство прохладительных напитков «Кока-кола», «Пепси» и т.д.

1.3. Деловой франчайзинг (или франчайзинг бизнес – услуг) подразумевает продажу права на организацию малой фирмы, которая будет носить название материнской корпорации и изберет тот же профиль деятельности. При деловом франчайзинге бизнес – формат является наиболее популярным способом сетевой организационной структуры, так как наиболее комплексно охватывает практически вссе элементы производственно-хозяйственных схем и методов отчетности. Деловой франчайзинг бизнес – формата открывает для бизнеса новые возможности, предусматривает взаимоотношения сторон франчайзинга в сфере обслуживания, обучения и общественного питания, при которых франшизополучатель создает и развивает бизнес по модели и при участии франшизодателя с использованием технологий, ноу-хау, товарного знака, опыта предпринимательства, с учетом стратегического менеджмента.

1.4. Другие виды услуг и бизнеса (сервисный франчайзинг) – это понятие включает не только вид деятельности (предоставление, в основном, социальных сервисных услуг) и форму ее осуществления (заключение франчайзингового договора), но и способ организации взаимодействия. Основная направленность сервисного франчайзинга – высокий уровень обслуживания потребителей, благодаря совместной политике, проводимой франчайзером и франчайзи. Потребителю быстро становится известно, какое количество и качество услуг может быть гарантировано в определенный промежуток времени на предприятиях определенной торговой марки. Именно указанные обстоятельства позволили сервисному франчайзингу получить широкое распространение и стать перспективной технологией ведения бизнеса.

2. Что касается второго критерия классификации – взаимоотношений франчайзера и франчайзи, то здесь различают классическую модель и такие модификации, как региональный франчайзинг, субфранчайзинг, развивающийся франчайзинг и др.

2.1. Классическая модель состоит в следующем: франчайзи напрямую заключает с франчайзером договор на поставку его товаров или оказание услуг в обмен на обязательство выплатить первоначальный взнос, а затем вносить определенные суммы, исчисляемые в процентах от объема продаж (роялти). При этом все франчайзи имеют одинаковый статус и заключают прямые франчайзинговые соглашения с головной компанией. В последние годы классическая модель франчайзинга изменилась в направлении обеспечения франчайзера дополнительными возможностями быстрого развития с наименьшими затратами.

2.2. В системе регионального франчайзинга промежуточным зхвеном становится главный франчайзи, который выступает в роли франчайзера в регионе. Все привлекаемые франчайзи региона взаимодействуют с франчайзером (материнской компанией) напрямую, как при осуществлении первоначальной платы за франшизу, так и при регулярных платежах (роялти). Региональный франчайзер, не обладая необходимыми средствами или коллективом для быстрого развития, может использовать поддержку главного франчайзера, который имеет право не только подбирать новых франчайзи в своем географическом районе, но и обеспечивать их первоначальное обучение, и предоставлять прочие услуги, что обычно делает сам франчайзер. При уплате франчайзеру взносов за деятельность на территории рынка главный франчайзи получает от франчайзера роялти, величина которых зависит от доли в общем объеме реализации тех новых франчайзи, которых он вовлек в эту франчайзинговую систему (рис.2).

Эта схема находит применение при освоении новых региональных рынков. Система отношений контрактная, система платежей параллельно-последовательная: главный франчайзи платит головной компании роялти (величина платежа определяется его доходами от операций с франчайзи); в ряде случаев главный франчайзи делает взносы в рекламный фонд.

2.3. В субфранчайзинге промежуточным звеном служит субфранчайзер, который, подобно главному франчайзи, осваивает региональный рынок, привлекает франчайзи, организует обучение кадров. Разница только в том, что франчайзи напрямую работает с субфранчайзером на долгосрочной основе, вступая в контакты с материнской компанией. То, что субфранчайзер может иметь неограниченные средства, управленческие и маркетинговые способности, отразится на франчайзи. Следовательно, потенциальный франчайзи должен очень тщательно выбирать субфранчайзинговые отношения, так как его дальнейшая деятельность зависит от деловой и жизненной хватки как франчайзера, так и субфранчайзера. Отличие субфранчайзинга и регионального франчайзинга состоит в организации потока платежей – он становится последовательным, т.е. связь франчайзи с головной компанией утрачивается практически полностью, а ключевым звеном, определяющим успех является субфранчайзи (рис.3).

2.4. Развивающийся франчайзинг - система франчайзинговых отношений, при которой головная компания передает исключительные права на освоение регионального рынка одному или группе инвесторов, и франчайзинговая сеть организуется и рахвивается по одной или нескольким приведенным на рис. 1, рис. 2 или рис. 3 схемам. Посредник может самостоятельно держать франшизы и привлекать франчайзи, лишь бы исполнялось оговоренное во франшизе обязательство открыть определенное количество торговых и сервисных точек на данной территории в определенный срок.

Развивается также корпоративный франчайзинг (современная форма организации франшизного бизнеса, при которой франшизополучатель оперирует не отдельным предприятием, а сетью франшизных предприятий с использованием наемных менеджеров) и конверсионный франчайзинг (способ расширения франшизной сети, при котором действующее самостоятельное предприятие переходит на работу по договору франчайзинга и присоединяется к системе франшизных предприятий, работающих под контролем одного франшизодателя).

Взасвисимости от территории, на которой он используется, франчайзинг бывает международный, территориальный и общенациональный.

Таким образом, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что франчайзинг является действенным инструментом освоения новых рынков, усиления конкурентной позиции головной компании, организации распределенного производства стандартной и в то же время дифференцированной продукции и, конечно же, снижения издержек. Эти особенности в определенной степени объясняют его интенсивное развитее в развитых экономиках в настоящее время.

Франчайзинг может применяться практически во всех видах малого бизнеса – от мелких закусочных до мини – пекарен, от производства товаров предприятий сферы услуг (авто-техобслуживание, парикмахерские, химчистки, ремонт обуви и т.д.)Ж, от передвижной торговли с автофургонов до огромной сети стационарных фирменных супермаркетов.

Франчайзинг – очень гибкая система, которая легко адаптируется в соответствии с условиями различных видов коммерческой деятельности, особенностями производства и реализации товаров и услуг.

В мире существует более 60 видов бизнеса, развивающихся по системе франчайзинга.

Преимущества франчайзинга, связанные с привлечением заинтересованных (мотивированных) менеджеров-собственников.

1. Более эффективная система взаимоотношений с руководством франчайзи по сравнению с дочернимикомпаниями или независимыми дилерами. Во франчайзинговой сети развитие бизнеса планируется собственниками, а не наемными работниками. Собственник – управляющий, как правило, более заинтересован и принимает более эффективные решения, чем наемный работник, который не имеет вложений в бизнес и работает за зарплату и бонус. Франчайзи имеет прямой и длительный интерес в своем бизнесе. Он сильно вовлечен в проблемы покупателей и местную жизнь. Поэтому франчайзи обеспечивает лучше предпродажное и послепродажное обслуживание и поддержку продукта/услуги. Независимы дилер (дистрибутор) не имеет предсказуемого интереса, поскольку он продает несколько товаров и конкретный поставщик может в определенный момент не представлять для него значительного интереса. Чем меньше взаимозависимость между поставщиком и дилером, тем меньше надежность взаимоотношений.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.