Но главная роль в поддержке нововведений принадлежит государству. В свою очередь приоритет в объеме нововведений бесспорно принадлежит науке – т.к. именно благодаря ей происходят открытия, движущие прогресс человека вперед. Учитывая выше привиденные факторы, процесс разработки программ поддержки нововведений мы рассмотрим на примере финансирования науки и ее деятельности, связанной с инновациями, государством.
Говоря о современной экономике, необходимо учитывать ее переходный характер. Это влияет на процессы финансирования государством научных нововведений. Такой процесс изменения вызван рядом факторов. Среди них нельзя не назвать и постепенное нарастание с началом политики либерализации цен нехватки денежных средств у товаропроизводителей, рост объемов взаимных неплатежей, привели к уменьшению поступлений в научные организации отраслевого профиля средств от основных их заказчиков — промышленных предприятий и объединений. «Сокращательные» тенденции затронули также академические и вузовские научные организации, имеющие договорные отношения с предприятиями.
Важнейшим источником финансирования НИОКР являются бюджетные средства. Они используются в первую очередь для финансирования исследований и разработок в оборонных отраслях промышленности, а также для финансирования бюджетных организаций и проведения фундаментальных и прикладных исследований в академических и вузовских организациях. Сказанное выше приводит к выводу, что падение спроса на научно-техническую продукцию в начальный период становления рыночных отношений, приведшее к сложному финансовому положению многих научных организаций, явилось неизбежным следствием изменения принципиальных основ функционирования экономики. В этой ситуации факторами выживаемости научных организаций явятся квалификация их кадров, материально-техническая оснащенность. Но в любом случае изменение существующих организационных структур представляется неизбежным. Однако этот процесс не стоит драматизировать. Он будет способствовать формированию адекватной рыночной экономики научно- технической сферы, более приспособленной к реализации задачи по ускорению научно-технического прогресса. Тем не менее, благоприятные условия для саморегулирования появятся не сразу. Поэтому в современный период возрастает роль государства. Другим, сравнительно новым направлением использования предприятиями своих средств, не связанных с проведением НИОКР, является покупка акций и облигаций акционерных обществ и предприятий, ценных бумаг государства с последующим получением по ним дивидендов (процентов). Третьим направлением финансовой поддержки государством научно-технической сферы являются прибыльно направленные организации.
Кроме методов прямого (посредством заключения контрактов, выдачи субсидии и т.д.) финансирования государством исследований и разработок необходимо активно использовать и так называемое косвенное финансирование научно-технических мероприятий, стимулирующее увеличение расходов предприятий. Применяются и другие льготы для стимулирования научно- исследовательской деятельности компаний, причем их состав и размер постоянно уточняется. Так, в 80-е годы в США, Франции, Японии, Канаде введена новая специальная налоговая скидка.
В заключение главы отметим, что условиями адаптации формируемой системы финансирования НТП к реалиям рыночной экономики является активная государственная научно-техническая политика: во-первых, направленная на непосредственое финансирование как конкретных НИОКР, так и отдельных научных организаций, в существовании и развитии которых заинтересовано государство; во-вторых, устанавливающая четкие приоритеты в финансировании, а также методы экономического регулирования участия государственных и негосударственных предприятий в создании научно-технической проекции.
4. Экологический менеджмент
4.1 Предмет экологического менеджмента
Третье десятилетие охрана окружающей среды представляет собой проблему, к которой приковано всеобщее повышенное внимание. Актуальность проблемы нарастает вместе с ростом мировых объемов производства и накоплением производственных отходов в природной среде. Сегодня в решении этой проблемы реализуются в основном технические и технологические возможности. Этими средствами можно добиться некоторого улучшения состояния окружающей среды в каком-то конкретном регионе, однако их недостаточно для решения проблемы загрязнения в целом по стране. Проблема в целом может быть решена лишь при комплексном анализе всей совокупности экономических и экологических процессов, который дает возможность не только формировать программы по обезвреживанию производственных отходов, но и управлять самим процессом возникновения техногенного загрязнения.
Этот круг проблем сформировал отдельное направление экономической науки, которое в мировой науке названо экономика окружающей природной среды. В отличие от нее развивается и экологическая экономика, содержанию которой точнее отвечало бы на русском языке название "экологичная экономика". Сторонники экологичной экономики, в частности, составляют "зеленое движение". В российской литературе отдается предпочтение термину «экологический менеджмент». Предмет исследований в этой сфере - разработка принципов комплексного анализа, направленного на согласование развития экономики с экологическими требованиями для достижения экономического роста вместе с сохранением окружающей природной среды. Большинство современных экономических работ по охране окружающей среды не выходит за рамки экологических проблем, и их цель состоит в рационализации самих природоохранных мероприятий.
В настоящее время ведутся исследования в направлении именно экономического развития, но такого, которое учитывает необходимость сохранения окружающей природной среды и в основе которого будут уже заложены экологические интересы. Этот путь десятилетие назад был назван в мире устойчивым развитием (taabe deeomet).
Изолированное от экономического анализа рассмотрение природоохранной деятельности исходит из того, что негативное техногенное воздействие на природную среду существует и проблема заключается в поиске эффективных путей его снижения или полной ликвидации. Синтез же экономического анализа, анализа состояния окружающей среды и анализа природоохранной деятельности позволяет решить две задачи: - воздействовать на объем и характер производственных отходов путем изменения структуры хозяйственного развития; обеспечить природоохранную деятельность необходимыми экономическими ресурсами.
4.2 Экология и экономика в их взаимосвязи
В основе любого экономического развития лежат три фактора экономического роста: трудовые ресурсы, искусственно созданные средства производства, природные ресурсы. В последнее время экологический фактор стал все более лимитировать экономическое развитие.
Современный тип эколого-экономического развития экономики можно определить как техногенный тип экономического развития. Это природоемкий (природоразрушающий) тип разви тия, базирующийся на использовании искусственных средств производства, созданных без учета экологических ограничений. Характерными чертами техногенного типа развития являются быстрое и истощающее использование нсвозобновимых видов природных ресурсов (прежде всего полезных ископаемых) и сверхэксплуатация возобновимых ресурсов (почвы, лесов и пр.) со скоростью, превышающей возможности их воспроизводства и восстановления. При этом наносится значительный экономический ущерб, являющийся стоимостной оценкой деградации природных ресурсов и загрязнения окружающей среды в результате человеческой деятельности.
Для техногенного типа экономического развития свойственны значительные экстерналии, или внешние эффекты. Существуют различные модели техногенного типа развития. С позиций эколого-экономичсской политики можно выделить две обобщенные модели: фронтальной экономики и концепцию охраны окружающей среды. До 70-80-х годов основное внимание в экономической теории и на практике уделялось двум факторам экономического роста — труду и капиталу. Природные ресурсы предполагались неистощимыми, и уровень их потребления по отношению к возможностям их восстановления и запасам не рассматривался в числе определяющих параметров. Это видно на примере широко распространенной в экономической теории и экономических исследованиях производственной функции
Y = f(K,L) где К — капитал, L трудовые ресурсы.
Вне рассмотрения оставались и последствия экономического развития в виде различного рода загрязнений, деградации окружающей среды и ресурсов. Не изучалось и обратное влияние, обратные связи между экологической деградацией и экономическим развитием, состоянием трудовых ресурсов, качеством жизни населения.
Увы, только в последнее время пришло осознание необходимости коренного изменения экономических воззрений в направлении учета экологического фактора. Такое осознание во многом обусловлено глубокой дестабилизацией состояния окружающей среды в результате гигантского развития производительных сил, беспрецедентного роста населения, что привело к качественным изменениям в отношениях природы и общества, огромному росту нагрузки на экосистемы. В связи с этим появилась концепция, которую можно довольно приближенно (в силу неоднородности и особенностей различных подходов в ее рамках) определить как концепцию охраны окружающей среды. Видимой реакцией на рост экологической угрозы стало создание более чем в ста странах государственных структур, связанных с охраной природы. В нашей стране в 1988 г. был создан Комитет по охране окружающей среды, преобразованный далее в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов. В России комплексный закон «Об охране окружающей природной среды» принят в 1991 г. В рамках концепции охраны окружающей среды некоторым странам удалось добиться определенной экологической стабилизации, однако качественного улучшения не произошло. Причина в том, что предпочтение по- прежнему отдается интересам экономики, максимальному наращиванию производства и т.д. В этих условиях природоохранная деятельность, затраты на охрану окружающей среды представляются как нечто противостоящее экономическому росту. Однако учет экологического фактора уже признается необходимым, хотя и сдерживающим экономическое развитие. Концепция охраны окружающей среды основывается на антропоцентрическом подходе. Необходимость проведения природоохранной деятельности базируется на положении о том, что деградация окружающей среды вредит человеку и сдерживает экономическое развитие. Однако реальное разрешение противорочия между экономикой и природой в рамках данной концепции невозможно, о чем свидетельствует лавинообразное нарастание экологических проблем в мире.
4.3. Природоохранные затраты
Необходимо отметить, что помимо рассмотренных выше базовых терминов, важным понятием экологического менеджмента являются природоохранные затраты.
Различные экологические нарушения вызывают в экономике дополнительные затраты. Дополнительными они являются по отношению к ситуации, если бы способность природной среды к самовосстановлению была достаточна для того, чтобы справиться с негативными последствиями этих экологических нарушений. Эти дополнительные затраты связаны с необходимостью развития таких видов экономической деятельности, которые защищают общество от негативных эффектов производства и потребления и включают расходы на лечение населения, нейтрализацию, ликвидацию и уничтожение производственных отходов, предупреждение воздействия на общество загрязненной окружающей среды и др. Такие затраты возникают с переходом окружающей природной среды из разряда свободных ресурсов в разряд редких ресурсов. В отечественной литературе эти затраты называются экологическими издержками. В зарубежной литературе их называют издержками, связанными с защитой окружающей среды (eometa deece exedte).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7