Рефераты. Эффективность управления факторами производства в корпорациях оборонной промышленности России

Представляется необходимым проводить анализ таких программ по двум главным аспектам – по потенциальным финансовым источникам содействия конверсии и по виду оказанной помощи.

К анализу источников содействия должен быть привлечен список фондов и программ международных организаций, которые направлены на поддержку конверсии в России, а также других стран. Это могут быть программы и фонды следующих видов:

¨     безвозмездной помощи (например, программа стран “большой семерки” по созданию Международного центра науки и технологий для финансирования гражданских производств, проводимая правительством США):

¨     выделения кредитов на льготных условиях для оборонных предприятий и проектов (например, американский Фонд содействия конверсионным предприятиям или Европейский банк реконструкции и развития);

¨     методического содействия, предполагающего предоставление российским предприятиям консультаций по разработке технико-экономических обоснований проектов, проведению реструктуризации и приватизации предприятий, а также помощи в обучении управленческого персонала, то есть того, что создает необходимые предпосылки для привлечения частных инвестиций в конверсируемые предприятия оборонного комплекса.

На основе анализа источников зарубежных инвестиций, а также в целях стимулирования их притока в КОП предполагается:

¨     создание региональных фондов содействия конверсии и лизингу с привлечением иностранных инвесторов;

¨     разработка и согласование с регионами положения о гарантиях администрации регионов, привлекающих иностранных инвестиций под конверсионные проекты, реализуемые на их территории;

¨     подготовка пакета нормативно-методических документов по разработке и реализации региональных конверсионных программ, выполнение которых предполагает привлечение иностранных инвесторов;

¨     организация работы в регионах по разработке и формированию региональных конверсионных программ.

Инвестиционная деятельность в КОП имеет следующие основные цели:

¨     создание благоприятного инвестиционного климата в оборонных отраслях промышленности для реализации инвестиционных проектов в области конверсии;

¨     увеличение объема внебюджетных инвестиций, направляемых на развитие производства гражданской продукции;

¨     повышение технологического уровня предприятий и конкурентоспособности выпускаемой продукции;

¨     более эффективное использование производственного, научно-технического и кадрового потенциала для реализации современной структурной политики;

¨     перепрофилирование и техническое перевооружение предприятий и производств на основе оборудования, технологий и материалов, соответствующих мировому уровню;

¨     улучшение структуры российского экспорта за счет увеличения доли экспорта продукции перерабатывающих отраслей промышленности;

¨     сокращение импорта высокотехнологичного оборудования за счет создания импортозамещающих производств;

¨     разработка и внедрение высококачественной энерго- и ресурсосберегающей техники и технологий;

¨     смягчение социальной напряженности, особенно в городах с большой концентрацией оборонных предприятий;

¨     расширение производства экспортоориентированной и импортозамещающей гражданской продукции;

¨     сохранение рабочих мест и загрузка производственных мощностей, высвобождаемых в результате конверсии.

Эта работа проводится в двух направлениях:

¨     работа с предприятиями КОП по подготовке инвестиционных предложений;

¨     поиск потенциальных инвесторов.

По первому направлению для оказания помощи предприятиям в разработке инвестиционных предложений подготовлены и доведены до всех предприятий оборонного комплекса формы и методические рекомендации по разработке инвестиционных проектов. Принципы и порядок реализации инвестиционных проектов, а также оценки их экономической эффективности будут рассмотрены ниже.

Уже в 1996 г. бывший Миноборонпром располагал более двухсот­семьюдесятью инвестиционными предложениями (проектами), прошедшими предварительную экспертизу и предназначенными для потенциальных зарубежных инвесторов.

Данные проекты были направлены на создание и производство экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, 69 проектов было отобрано для представления потенциальным инвесторам, 12 из них приняты инвесторами для проработки.

С целью поиска потенциальных инвесторов организуются постоянно действующие выставки экспортоориентированной гражданской продукции с участием предприятий оборонного комплекса. Через соответствующие структуры Министерства экономики и Министерства внешнеэкономических связей предложения предприятий КОП направляются в зарубежные представительства.

Традиционным стало участие России в международных выставках вооружения и военной техники, на которых продукция отечественного оборонного комплекса занимает достойное место среди зарубежных аналогов.

Более того, в настоящее время в КОП сосредоточено достаточное количество передовых разработок, которые не имеют аналогов в мире. Коммерческий успех от инвестиционных программ, предусмотренных для передовых разработок, будет определять прежде всего правильность выбранного направления по выпуску того или иного вида продукции. Для этого необходим детальный анализ спроса на виды продукции, которые могут быть произведены контингентом возможных покупателей, и исследования рынков сбыта. Именно отсутствие детального анализа и учета перечисленных выше факторов является одной из важных причин резкого падения объемов производства народнохозяйственной продукции на предприятиях оборонного комплекса в предыдущие годы.

Из изложенного выше следует, что на промышленных предприятиях и в научных организациях оборонного комплекса необходимо организовать эффективные службы маркетинга.

О важности маркетинга свидетельствует хотя бы тот факт, что в западных фирмах затраты на реализацию и сбыт продукции достигают от 40 до 50% от общей величины издержек производства.

Ключевая роль маркетинга в обеспечении успешного функционирования предприятий КОП определяется не только детальным знанием рынка, но и его влиянием на планирование деятельности предприятий по производству продукции, которая пользуется спросом, а также на придание ей необходимых потребительских свойств.

Полноценные маркетинговые структуры помогут свести к минимуму коммерческий риск и обеспечить получение прибыли при реализации на рынке.

На этапе вхождения России в рыночные отношения совместное предпринимательство является одной из перспективных форм привлечения иностранных инвестиций. Совместное предпринимательство может оказать непосредственное влияние на формирование экономической среды, способствовать активизации рыночных отношений и обеспечивать реальную финансовую самостоятельность предприятий.

Начиная с 1996 г. в рамках международных и межведомственных соглашений ведется работа по организации международного сотрудничества предприятий и организаций Минэкономики в области производства гражданской продукции более чем с 40 странами мира.

С фирмами этих стран создано более 250 совместных предприятий с участием зарубежного капитала, доля которого в уставном фонде составляет в среднем 45%. Около 150-ти предприятий принимают участие во внешнеэкономической деятельности.

В условиях резкого снижения заказов Министерства обороны, высвобождения производственных и научных мощностей, острой нехватки бюджетных средств внешнеэкономическая деятельность становится важным источником получения предприятиями оборонного комплекса средств для сохранения своих мощностей.

Ее целью являетсякардинальное ускорение научно-технического прогресса на основе более полного использования передовых технологий и новейших средств производства, преимуществ международного разделения труда, производственно–финансовой кооперации с зарубежными фирмами, иностранных инвестиций и предпринимательского опыта.

Во внешнеэкономической деятельности работа ведется по целому ряду направлений. Основными из них являются:

¨     обеспечение валютных поступлений от экспорта для обеспечения загрузки и технического перевооружения производства;

¨     вхождение в международную систему разделения труда;

¨     получение доступа к зарубежным высокотехнологическим производствам и технологиям двойного назначения;

¨     создание единого экономического пространства предприятий ОК с предприятиями и организациями государств - членов СНГ и других стран зарубежья.

Экспорт вооружения составляет основную статью дохода от внешнеэкономической деятельности оборонного комплекса. После нескольких лет роста объема поставок вооружения и военной техники на экспорт (1994 г. – 1,7 млрд. долл., 1995 г. – 3,0 млрд. долл., 1996 г. – 3,5 млрд. долл.) в 1997 г. он снизился до 2,6 млрд. долл. (по плану – 3,6 млрд. долл.).

Потерю 1 млрд. долл. в экспорте вооружения и военной техники в 1997 г. специалисты объясняют в первую очередь кадровыми и структурными изменениями в системе отечественного оружейного бизнеса.

Доля экспорта продукции гражданского назначения по оборонному комплексу составляет около 20%, в то время как в общем объеме выпуска продукции практически во всех оборонных отраслях промышленности основную часть (более 75%) составляет продукция гражданского назначения.

Приведенные данные свидетельствуют о преимуществах производства продукции военного назначения по сравнению с гражданской. Проблема заключается в совершенствовании процесса конверсии, доведении его до логического завершения, точнее, в диверсификации производства. Говорить о нравственной стороне процесса торговли оружием можно лишь при условии равного отношения к данной проблеме всех участников рынка вооружений.

В области инвестиционного сотрудничества внешнеэкономическая деятельность должна быть направлена на:

¨     привлечение как отечественных, так и зарубежных инвестиций для развития или организации производства экспортоориентированной, конкурентоспособной, в том числе конверсионной импортозамещающей продукции;

¨     создание транснациональных финансово-промышленных групп со странами СНГ, а также странами Запада с целью развития и восстановления научных и производственных связей на базе взаимной кооперации, взаимных поставок комплектующих изделий и материалов для обеспечения производства продукции гражданского назначения.

Проблема восстановления кооперационных связей приобретает особую актуальность в условиях, когда тотальные дезинтеграционные процессы выявили в каждом из “независимых” государств серьезные структурные и региональные диспропорции, существенно снижающие живучесть военной сферы.

Возможности разработки и производства современной конкурентоспособной военной продукции для рынков дальнего зарубежья оказались одинаково крайне ограниченными для стран СНГ. По предварительной оценке, Россия может производить лишь около 20% финишной военной продукции.

Для создания собственного производства оборонного назначения требуются время и значительные финансовые средства.

С экономической точки зрения разумнее было бы развивать кооперацию в военном производстве взаимосогласованно, на основе равноправного партнерства и затем более эффективно выходить с совместной продукцией на рынки дальнего зарубежья.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.