Базовая характеристика
МТС
Рыночная организация товародвижения
Экономический мотив
Выполнение плана
Получение прибыли
Форма собственности
Государственная
Преимущественно частная
Доминирующий способ удовлетворения произ-водственных потреб-ностей
Административное распределение ресурсов
Товарно-денежный обмен
Способ распределения ресурсов
Принудительный, директивный
Свободный, рыночный
Система управления
Централизованная
Децентрализованная
Механизм регулирования
Государственная монополия
Конкуренция
Принципиальное отличие материально-технического снабжения от рыночной организации товародвиженения состоит в стимулировании участников товародвижения в направлении стойкой, свойственной только этим формам организации экономической мотивации к производительной активности в сфере обмена. Существенные особенности этих двух способов организации товародвижения выражаются через системы стимулов и ограничений политического, правового, организационного и экономического характера. Тотальное отчуждение участников товародвижения от собственности в условиях командно-административной системы хозяйствования, а также от конечных результатов провоцирует формирование и закрепление безынициативного, формального стереотипа трудового поведения основной массы работников снабсбытовых организаций и коммерческих подразделений предприятий. В противовес материально-техническому снабжению рыночная организация товародвижения адресуется, прежде всего, к частной инициативе как потенциально более эффективному инструменту экономического развития, нежели внеэкономическое принуждение.
В рыночной экономике все более распространенной формой организации сбытовой деятельности промышленного предприятия является распределительная логистика. Распределительная логистика - это научно-практическое направление в системе экономических дисциплин, выступающее в качестве функционального менеджмента промышленного бизнеса. Она занимает совершенно определенную предметную и познавательную позицию, направленную на изучение экономических потоков в сфере обращения товаров и услуг на рынке, инициируемых товаропроизводителями, и может рассматриваться как частный случай логистики товародвижения.
Общесистемная роль логистики товародвижения в рамках целостного процесса товародвижения показана в таблице 1.2.
Таблица 1.2- Общесистемная роль логистики товародвижения
Предметный признак
Научное направление
Этап процесса товародвижения
Распределительная логистика
Коммерческая логистика
Закупочная логистика
Сервисная логистика
Отраслевой состав товародвижения
Торговая логистика
Транспортная логистика
Информационно-финансовая логистика
Отраслевой состав товародвижения предполагает, прежде всего, не организационно-целевые, а технико-технологические особенности формирования и протекания товарных и финансовых потоков. Провести однозначное разграничение специализации отраслей товародвижения невозможно. Целесообразно лишь акцентировать усилия на приоритетных процессах. Для торговой логистики основными являются товарообменные операции, купля-продажа, смена форм стоимости. При этом могут совершаться дополнительные производственные (сервисные) операции, если это способствует повышению эффективности обмена и достижению коммерческих целей. В рамках транспортной логистики упор делается на технологию физической переработки элементов товарного потока в процессе их доведения от производителя до конечного потребителя.
1.3 Логистическое моделирование промышленного производства
Объективные предпосылки формирования логистических звеньев в производстве связаны с развитием разделения и кооперации труда в ходе процесса производства с целью обеспечения его эффективности в условиях рынка. Рыночная ориентация производства предполагает расширение номенклатуры выпускаемой продукции, сокращение «сроков жизни» изделий, снижение серийности их выпуска, приближая характеристики продукции к потребностям рынка, и т.д. Все это обуславливает расширение номенклатуры материальных потоков, динамичность их протекания в производстве, а следовательно, требует разнообразия и усложнения логистических операций, их индивидуализации в приложении к конкретным потоковым процессам.
Логистическое звено в производстве создается, как правило, в результате функциональной специализации на базе локализации группы качественно однородных по способу воздействия на материальный поток логистических операций в пределах одного или группы функциональных подразделений внутрисистемного логистического канала. В этом состоит принципиальное отличие логистического звена в производстве от звеньев в логистических системах, выходящих за границы отдельного промышленного предприятия. Иначе говоря, логистические звенья в производстве строятся исходя из организационно-технологических потребностей промышленного предприятия, а формирование логистических звеньев в рамках макрологистических систем базируется на правосубъектной обособленности участников экономических потоков.
Задача построения логистических звеньев в производстве, в конечном счете, должна сводиться к определению оптимального количества закрепленных логистических операций, а их состав и структура соответствовать параметрам материального потока, возникающего в нем (рисунок 1 1).
Рисунок 1.1 - Модель формирования логистического звена в производстве
Вместе с тем, формирование логистических звеньев в производстве предполагает их дифференциацию в зависимости от характера воздействия на материальные потоки. Естественно, что разнообразие логистических операций и средств их реализации обуславливают и большое разнообразие логистических звеньев в зависимости от преобладания операций конкретного вида или их комбинаций. Исследуя возможные виды логистических звеньев внутри промышленного предприятия, можно представить их общую группировку (рисунок 1.2).
Очевидно, что выявление логистических звеньев в производстве в чистом виде затруднительно. По своей роли в промышленной логистике они могут быть как транслирующими, так и регулирующими. Транслирующие логистические звенья обеспечивают сохранность и перемещение элементов материального потока в пространстве и представлены транспортными структурами промышленного предприятия. Звенья, регулирующие материальный поток, осуществляют операции, направленные на преобразование негативных последствий материального потока, а также трансформацию потока одного вида в другой. Эта деятельность реализуется в рамках складских комплексов промышленного предприятия на разных стадиях производства с различным комплексом обслуживания потоков.
Сами по себе логистические звенья не функционируют обособленно. Нацеленные на обеспечение сопряжения технологических и экономических потоков в производстве, они находятся в тесной взаимосвязи с производственными звеньями. При этом взаимодействие и взаимообусловленность их тем выше, чем в большей степени осуществлена логистизация производства.
Основными факторами, обуславливающими взаимосвязь логистических и производственных звеньев промышленного предприятия, являются:
1) экономические потоки, которые объективно охватывают часть производственного цикла, так как без эффективного и своевременного выполнения любой технологической операции (в том числе и в сфере промышленной логистики) ритмичность, организованность и эффективность производства в целом снизятся;
2) единая цель производства и промышленной логистики в составе промышленного предприятия;
3) продолжение процесса производства в промышленной логистике, что обуславливает наличие в логистических звеньях специальных подготовительных операций (раскрой материалов, предварительная комплектация, предмонтажная подготовка и т.д.) и предполагает усиление связи с производственными звеньями;
4) взаимное совместное расположение на одной промышленной площадке;
5) единство и взаимосвязь архитектурных, объемно-планировочных решений, организации переработки технологических и экономических потоков.
Логистические звенья в производстве призваны выполнять функции переработки материальных потоков с тем, чтобы придать им необходимую направленность движения, временные, качественные и количественные параметры. Мы выделяем шесть основных функций логистических звеньев в производстве, которые вытекают из определенных нами функций промышленной логистики:
1 Транзитивность, т.е. обеспечение прохождения материального потока в заданном направлении и объеме. При этом логистическое звено обеспечивает не только сохранение траектории движения материального потока, но и поддерживает скорость его движения, а если необходимо, то создаются дополнительные двигательные импульсы. Это справедливо не только для транспортных звеньев, но и для складских комплексов, так как процессы внутрискладского перемещения грузов играют важную роль в их работе.
2 Коммутационность, т.е. изменение параметров материального потока в соответствии с требованиями производства. Например, преобразование транзитной партии МТР в производственные партии, обслуживание общезаводских складов и т.д.
3 Трансакционность, т.е. создание условий для эффективного обмена товарно-материальных ценностей как внутри предприятия, так и за его пределами. Наиболее ярким примером реализации этой функции является работа сбытовых складов и склады снабжения промышленного предприятия.
4 Компенсаторность, которая предполагает сглаживание, нивелирование турбулентности материальных потоков, нейтрализацию негативных качественных и количественных характеристик потоков, преодоление временного отставания и т.д., т.е. приведение материальных потоков в нормативное состояние.
5 Координация, которая нацелена на обеспечение согласованного протекания потоков относительно друг друга. Как правило, актуальны для согласования пары: информационный - материальный потоки; входной - выходной потоки.
6 Кастомизация, т.е. придание материальному потоку свойств и характеристик, способствующих (обеспечивающих) максимальное удовлетворение потребностей производственных звеньев. Эта функция является ключевой в промышленной логистике, так как выражает ее рыночный характер и проявляется в придании материальному потоку максимальной приспособленности к производственному процессу.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12