Рефераты. Эффективность информационного производства

Квалифицированный выбор ресурсной (прежде всего документальной) базы реализации библиографического процесса во многом определяет его эффективность. Хотя библиографическая практика выработала богатый арсенал методов аналитико-синтетической обработки документов, самым информативным элементом в структуре библиографической записи продолжает оставаться заглавие. Именно оно, а не классификационный индекс, предметная рубрика, аннотация или реферат в абсолютном большинстве случаев служит основанием для включения документа в библиографическую справку, тематическую подборку, список литературы, сигнальную карту. Кроме того, иногда нужно обеспечить доступ потребителя к документальным ресурсам региона, страны и т. д. В этой ситуации разработчик должен оценить имеющиеся библиографические ресурсы с точки зрения полноты и многоаспектности отражения документов, надежности библиографических характеристик, возможности оперативного получения информации, вероятности отказа и отобрать источники, соответствующие характеру и назначению продукта (услуги). Все принятые решения требуют обязательной фиксации в технологической документации.

Составление технологического маршрута предполагает определение последовательности технологических операций, выбор средств технологического оснащения. Маршрут может быть представлен графически в виде оперограммы, технологической или блок-схемы. Технологическая схема позволяет проследить не только последовательность выполнения операций, но и чередование промежуточных результатов деятельности: например, процедура выявления абонентов обслуживания завершается формированием картотеки абонентов, операция семантического анализа запросов — оформлением рубрикатора, библиографический поиск документов — организацией рабочей картотеки. Обозначение в технологической схеме промежуточных и конечных результатов библиографического труда устанавливает четкие требования к ним (в плане наполнения, структуры, формы представления) и обеспечивает возможность эффективного контроля за ходом библиографического процесса.

Оформление технологического маршрута в виде оперограммы позволяет закрепить отдельные операции за конкретными исполнителями. Это имеет особое значение для библиографических процессов, рассредоточенных по различным подразделениям библиотеки, при подготовке комплексных мероприятий. Последовательная реализация принципа функциональной специализации участников производственного процесса является признаком сформировавшейся технологии, признаком высокого уровня организации труда.

Разработка технологических операций предполагает детализацию и уточнение содержания работ, выполняемых на конкретном участке, выбор вспомогательных технических средств. На основе отобранного для эксперимента массива технологической документации устанавливается, что все библиографические продукты и услуги создаются с помощью определенного набора операций. Они повторяются в различных сочетаниях, являются «сквозными», типовыми для библиографического производства в целом. Для практических работников владение этим оптимальным минимумом дает реальную возможность «конструировать» на технологическом уровне различные продукты и услуги и определять их себестоимость. В процессе библиографического обучения и повышения квалификации детальное описание операций позволит избежать дублирования в освоении одних и тех же процессов обслуживания.

Нормирование технологических процессов включает в себя выбор исходных данных для оценки затрат на производство конечного продукта (услуги), расчет и нормирование времени, затрат труда и расхода материалов, определение разряда работ и уровня квалификации исполнителей. Процедура нормирования библиографических процессов осложнена отсутствием типового нормативного обеспечения, трудоемкостью разработки норм времени и выработки. Что касается классификации библиографических операций по степени сложности с дальнейшим закреплением их за конкретными исполнителями, то это положение заслуживает отражения не только в технологической документации, но и в классификационных характеристиках библиографа и разрабатываемых на их основе должностных инструкциях.

Расчет экономической эффективности в настоящее время осуществляется преимущественно в рамках технико-экономического обоснования автоматизации библиографических процессов либо при реализации их на базе современных технических средств. Подобное ограничение не может быть признано целесообразным. Такие показатели экономической эффективности, как трудоемкость и себестоимость, служат исходной информацией при формировании ассортиментного перечня библиографических продуктов и услуг, выборе оптимального (в том числе традиционного, без применения технических средств) варианта технологического процесса, а также для принятия других управленческих решений, в частности связанных с внедрением в библиографическую рактику элементов хозрасчетных отношений, договорных цен на услуги.

Завершается процедура разработки технологического процесса формлением технологической документации, которая, как уже отме-алось, представляет собой комплекс регламентов различного назначения. Основные характеристики процесса, а именно его детальное, последовательное и рациональное описание с указанием закрепленных за операциями работников, указание сроков начала и окончания работ и процедур контроля, могут быть сведены в технологической карте. Согласованная со всеми заинтересованными службами и утвержденная технологическая карта рассматривается как стандарт предприятия.

Разработка технологической документации — одно из направлений библиотечно-библиографической деятельности, где сотрудничество исследователей и практиков представляется наиболее продуктивным.

 

2. УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМ ПРОИЗВОДСТВОМ

2.1 Государственная информационная политика: общие положения

Основными направлениями государственной информационной политики России являются:

— разработка нормативно-правовых положений, регулирующих поведение участников рынка и возможность государства ориентировать рынок на первоочередное удовлетворение потребностей общества и государства;

— выработка и проведение в жизнь политики протекционизма по отношению к отечественным производителям информационных продуктов и услуг, информационных технологий, технических и технологических средств;

— повышение конкурентоспособности отечественной информационной продукции путем проведения открытых конкурсов на выполнение государственных заказов, сертификации продукции и лицензирования отечественных производителей;

— продвижение отечественных конкурентоспособных продуктов и услуг на мировой информационный рынок.

Активное развитие информационного рынка требует создания соответствующего государственного механизма регулирования информационной деятельности, призванного обеспечить рациональное использование в ней ресурсов бюджета, привлечение инвестиций из негосударственного сектора экономики для развития этой сферы воспроизводства.

Как известно, коммерческие и государственные информационные организации, действующие на информационном рынке, с разных позиций подходят к формированию цен на свои продукты и услуги.

Коммерческие информационные службы считают приоритетным извлечение прибыли из вложенных ими средств и используют для этого все рыночные инструменты: инвестиции и займы, страхование, выпуск облигаций, кредиты под залог имущества и т. п. Государственные информационные организации, или организации, использующие средства государственного бюджета, не имеют права включать в себестоимость своих информационных продуктов и услуг затраты, профинансированные государством.

И. С. Мелюхин дает следующее определение государственной информационной политики: «Под государственной информационной политикой следует иметь в виду регулирующую деятельность государственных органов, направленную на развитие информационной сферы общества, которая охватывает не только средства массовой информации, но и телекоммуникации, информационные системы и ресурсы, — всю совокупность производств и отношений, связанных с созданием, хранением, обработкой, демонстрацией, передачей информации во всех ее видах — деловой, развлекательной, научно-образовательной и т. п.». В работе И. И. Родионова государственная информационная политика трактуется как совокупность целей, отражающих национальные интересы страны в информационной сфере, стратегических направлений их достижения, систему мер по их реализации. Государство должно взять на себя роль катализатора происходящих перемен, координатора действий разных субъектов процесса информатизации, сформировать такую нормативную и правовую базы, которые способны оказать благоприятное воздействие на процессы распространения информации в обществе, в том числе научно-информационную деятельность. Проведения сильной информационной политики требует от государства сама специфика информационных ресурсов, их роль в организации и сохранении жизни общества.

На современном этапе основная задача государственного регулирования состоит в разработке правовой и нормативной базы, обеспечивающей взаимодействие государственных и коммерческих структур в национальной информационной системе и процессах ее глобализации. В связи с этим информационная политика государства направлена на:

— активизацию интеграционных процессов в информационной сфере;

— содействие созданию глобального информационного пространства стран в интересах каждого государства и каждого пользователя;

— разработку методологических, технико-технологических и организационных принципов и методов эффективного производства и распространения информационных продуктов и услуг, необходимых для обеспечения совместимости всех частей глобальной информационной сферы.

Однако решение таких задач требует не только нормативно-правового, организационно-технологического и технико-экономического регулирования отношений на информационном рынке. Важную роль здесь играет учет человеческого фактора. В государстве должно быть достаточное количество профессионально подготовленных специалистов, способных обеспечивать освоение, внедрение и эффективную эксплуатацию современных информационных и коммуникационных технологий, сетей, систем и технических устройств. Кроме того, все граждане должны быть достаточно подготовлены для того, чтобы стать их массовыми индивидуальными пользователями как в своей профессиональной деятельности, так и в быту. При этом и специалисты-профессионалы, и массовые пользователи обязаны знать и четко соблюдать правовые нормы деятельности в информационной сфере.

Таким образом, системный подход к решению комплексных задач государственного управления информационной сферой заключается в обеспечении целостности информационного пространства страны, его интеграции в мировое информационное пространство, а также в обеспечении информационной безопасности государства путем формирования единой общегосударственной информационной структуры, составными элементами которой являются:

— система информационного законодательства;

— система информационных ресурсов;

— информационно-коммуникационная инфраструктура;

— научно-технический и производственный потенциал информационной индустрии;

— рынок информационной продукции и услуг;

— система массового информационного образования и просвещения, подготовки и переподготовки профессиональных кадров для сферы информации.

 

2.2 Принципы управления информацией

В развитых демократических странах еще до начала формирования информационного общества была осознана необходимость управления информацией в производстве по аналогии с управлением кадрами, финансами и материальными ресурсами. Под термином «управление информацией» следует понимать управление информационным производством любой организации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.