Рефераты. Человеческий фактор как элемент организации производства

"При разработке стратегии развития многих предприятий (особенно в случае долгосрочной стратегии) нередко учитывают также демографические факторы, прежде всего изменения в половом или возрастном составе покупательской аудитории."/1, с 121/

Если предприятие обеспечивает население такими услугами и товарами, которые дифференцированы либо по возрастным категориям покупателей, входящих в различные группы, либо по половому признаку, то проведение такого анализа может оказаться чрезвычайно ценным вкладом в разработку соответствующей стратегии. Например, в настоящее время в России наблюдается увеличение рождаемости. Поскольку в результате увеличивается спрос на соответствующие товары и услуги, то этот фактор - увеличение рождаемости - стимулирует развитие именно тех отраслей, которые связаны с производством товаров и услуг для удовлетворения многообразных запросов и потребностей молодых семей.

На демографическую ситуацию могут оказывать немалое влияние специфические особенности регионов, где размещаются предприятия. Например, может иметь место постоянный приток или, наоборот, отток населения из региона; национальный состав региона, зачастую оказывающий влияние на ожидания и предпочтения тех или иных групп потребителей, и пр.


1.2 Показатели оценки результатов социального развития


Здоровье работников, уровень их знаний и культуры, опыта, способности, уровень профессионализма отражаются на результатах труда и относятся к важным характеристикам социального развития предприятия, социальной активности трудового коллектива.


Таблица 1.1 Социальная структура коллектива предприятия

Классификационный признак

Характеристика

Пол

Мужчины, женщины

Возраст

Молодежь, средний возраст, пожилой возраст

Социальная принадлежность

Рабочий, служащий, крестьянин

Образование

Среднее, среднее специальное, незаконченное высшее, высшее

Специальность

Инженер, экономист, технолог, товаровед и т.д.

Квалификация

Низкая, средняя, высокая

Стаж работы

До года, более года и т.д.

Уровень обеспечения

Малообеспеченный, среднеобеспеченный, высокообеспеченный

Отношение к собственности предприятия

Собственник, наемный работник


Основные показатели оценки социального развития предприятия перечислены ниже.

1. Показатели условий труда и охраны здоровья:

- уровень травматизма


УТ = ЧТ/СЧР, (1.2)

где УТ – уровень травматизма;

ЧТ – число травм;

СЧР – среднесписочная численность работающих.

- уровень профессиональных заболеваний


УПЗ = ЧПЗ/СЧР, (1.3)


где УПЗ – уровень профессиональных заболеваний;

ЧПЗ – число профессиональных заболеваний.

- уровень временной нетрудоспособности


УВНт = ДНт/СЧР, (1.4)


где УВНт – уровень временной нетрудоспособности;

ДНт – дни нетрудоспособности.

2. Показатели культурных и социально бытовых условий:

- уровень обеспеченности жильем


УОЖ = ЧОЖ/СЧР, (1.5)


где УОЖ – уровень обеспеченности жильем;

ЧОЖ – число обеспеченных жильем.

- срок оборачиваемости очереди на получение жилья


СОО = СЧО/ЧПК, (1.6)


где СОО – срок оборачиваемости очереди на получение жилья;

СЧО – среднегодовая численность очередников;

ЧПК – число предоставленных квартир.

- обеспеченность питанием

ОП = ЧМС/ЧРС, (1.7)


где ОП – обеспеченность питанием;

ЧМС – число посадочных мест в столовой;

ЧРС – число работающих в одну смену.

- обеспеченность оздоровительными лагерями


ООЛ = ЧМ/ДНП, (1.8)


где ООЛ – обеспеченность оздоровительными лагерями;

ЧМ – число мест;

ДНП – число детей сотрудников, нуждающихся в путевках.

- обеспеченность детскими садами


ОДС = ЧМ/ДНД, (1.9)


где ОДС – обеспеченность детскими садами;

ДНД – число детей сотрудников, нуждающихся в посещении детского сада.

- обеспеченность домами отдыха


ОДО = ЧП12/СНП, (1.10)


где ОДО – обеспеченность домами отдыха;

ЧП12 – число путевок на 12-денвный срок;

СНП – число сотрудников, нуждающихся в путевках.

3. Общие показатели социальной стабильности:

- уровень стабильности кадров


УСК = ЧУ/СЧР, (1.11)

где УСК – уровень стабильности кадров;

ЧУ – число уволенных.

- уровень культурно-массовой работы


УКМР = МДК/СЧР, (1.12)


где УКМР – уровень культурно-массовой работы;

МДК – число мест в дворцах (домах) культуры.

- уровень спортивной работы


УСР = ЗСП/СЧРиД, (1.13)


где УСР – уровень спортивной работы;

ЗСП – число занимающихся в секции предприятия;

СЧРиД – среднесписочная численность работников и их детей.

- уровень образования


УО = ИО/СЧР, (1.14)


где УО – уровень образования;

ИО – число имеющих образование.

- уровень профессиональной подготовки


УПП = ЧПК/СЧР, (1.15)


где УПП – уровень профессиональной подготовки;

ЧПК – число повышающих квалификацию.

Значения показателей, формулы для расчета которых были приведены выше дают всестороннюю оценку социального развития предприятия. Руководству предприятия необходимо следить за этими показателями и вовремя принимать соответствующие решения, стремиться их улучшить. Ведь забота сотрудниках предприятия – это необходимо условие мотивации персонала и залог стабильного и эффективного функционирования любого хозяйствующего субъекта.


1.3 Анализ системы социальных льгот и выплат


Развитие рыночных отношений и расширение самостоятельности трудовых коллективов повышают значимость социальных льгот и выплат, доля которых постоянно растет в объеме совокупного дохода работника. Если раньше при трудоустройстве люди прежде всего обращали внимание на размер заработной платы, то теперь обязательно учитывают и то, какие виды социальной помощи может предоставить предприятие. Эти льготы и выплаты перестают носить временный характер. Они становятся важным и необходимым условием поддержания стабильности и повышения жизненного уровня работников и членов их семей. Этот вид дохода, так же, как и заработная плата и дивиденды, непосредственно зависит от результатов работы каждого работника и предприятия в целом, ибо его источником, как правило, является полученная от хозяйственной деятельности прибыль. Следовательно, как участники системы социальных льгот и выплат работники заинтересованы в конечных результатах работы предприятия.

Развитая система социальных льгот и выплат должна способствовать:

- привлечению квалифицированных специалистов;

- сохранению групп квалифицированных специалистов в течение необходимого срока;

- поддержанию конкурентоспособности компании на рынке труда за счет предложения сотрудникам более выгодных форм поощрения, чем в других компаниях;

- стимулированию производительного труда.

Социальные льготы могут быть монетарными (в денежном выражении) и немонетарными (социальные блага, некоторые виды благ из пакета компенсаций, различного рода поощрения и др.). Далее приведем перечень монетарных и немонетарных социальных льгот.

Немонетарные льготы:

- предоставление путевок в дома отдыха;

- доставка к месту работы и домой;

- организация питания;

- скидки и льготы на покупку товаров предприятия;

- бесплатное пользование спортивным инвентарем;

- бесплатное пользование мобильными и сотовыми телефонами в нерабочее время;

- товарные кредиты;

- организация культурного отдыха (походы в театр, экскурсии, посещение музеев и выставок).

К монетарным льготам можно отнести:

- оплата больничных листов;

- материальная помощь;

- доплата к пенсиям;

- выплаты по случаю рождения ребенка;

- оплата проезда к месту работы;

- оплата транспортных расходов при проезде в санаторий;

- оплата обедов;

- дополнительные стипендии обучающимся в высших и средних специальных учебных заведениях./2, с.136/

Как видно из вышеперечисленного, способов социальной поддержки достаточно много и они разнообразны. В настоящее время большинство предприятий стараются привлечь специалистов различными социальными выплатами и льготами, поскольку уровень заработков относительно одинаков.

1.4 Оценка эффективности планирования социального развития предприятия


Планирование социального развития предприятия представляет собой научно обоснованное определение целей, показателей и заданий (сроков, темпов, пропорций) с учетом стратегических интересов этого предприятия. Оно должно осуществляться административными и общественными структурами, а его реализация должна финансироваться за счет средств бюджета предприятия и специальных фондов на основании утвержденных программ и положений. Планирование социального развития предприятия имеет индикативный, рекомендательный характер.

Основными методами разработки плана социального развития предприятия являются:

- экспертный (основан на привлечении высококлассных специалистов-экспертов для систематизации и формирования общественного мнения);

- аналитический (включает системный, комплексный анализ отдельных составляющих элементов);

- нормативный (построен на разработке социальных нормативов);

- имитационного моделирования (исходит из имитационного моделирования возможных результатов);

- логического моделирования (включает систематизацию различных аналогий, разработку сценариев, построение дерева целей и дерева ресурсов);

- программно-целевой (реализуется посредством разработки определенной программы по избранной цели).

Основными разделами плана социального развития предприятия могут быть:

- образование и квалификация;

- социально-культурные мероприятия;

- научная организация труда;

- охрана труда и безопасность производства;

- условия лечения и отдыха;

- санитарно-бытовые условия производства;

- финансовые ресурсы.

Планирование социального развития предприятия должно учитывать такой важный фактор, как морально-психологический климат в коллективе. Это может быть достигнуто в результате проведения определенной работы. Содержание этой работы состоит в подборе совместимых членов коллектива с учетом рекомендаций психолога, регулировании конфликтных Ситуаций, правильной организации управления.

В целом управление социальным развитием основано на программно-целевом подходе. В рамках этого подхода определяются отдельные блоки управления (научно-аналитический, нормативно-правовой, организационно-управленческий). По каждому блоку управления вырабатываются определенные цели, которые реализуются путем специальных управляющих воздействий. Управленческим процессом занимаются конкретные субъекты управления. Структура управления, обеспечивающая нормальное социальное развитие предприятия, показана в нижеследующей таблице.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.