Рефераты. Человеческий фактор как элемент организации производства

Человеческий фактор как элемент организации производства

СОДЕРЖАНИЕ


Введение

1. Человеческий фактор и анализ социальных условий

1.1 Анализ социальных условий и использование человеческого фактора

1.2 Показатели оценки результатов социального развития

1.3 Анализ системы социальных льгот и выплат

1.4 Оценка эффективности планирования социального развития предприятия

2. Расчет показателей оценки социального развития на примере ЗАО "Торговый Дом Симеон Инжиниринг"

2.1 Расчет показателей оценки социального развития

2.2 Анализ основных показателей оценки социального развития предприятия

Заключение

Список использованных источников


ВВЕДЕНИЕ


Каждый хозяйствующий субъект, независимо от формы собственности и вида деятельности, в современной рыночной капиталистической экономике стремиться к максимизации своей прибыли. Разумеется для эффективной работы компании необходима налаженная система маркетинга, фиксация и анализ основных показателей деятельности организации, прогнозы затрат и прибыли, анализ и показателей платежеспособности и ритмичности производства.

Но за всем вышеперечисленным нельзя забывать и не учитывать тот факт, что каждый субъект хозяйствования – это прежде всего люди, которые там работают. Современная экономика рассматривает человеческий фактор как один из основных факторов успешной хозяйственной деятельности.

Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что любое предприятие в своей работе, если оно желает быть успешным и рентабельным, должно не последнее внимание уделять своим сотрудникам и системе мотивации персонала. В связи с недостатком на рынке труда высококвалифицированных кадров, для привлечения и удержания талантливых и способных сотрудников фирмам необходимо уделять повышенное внимание заботе о персонале, которое по возможности должно быть больше, чем это определено законодательством. Тогда специалисты будут приходить в компанию.

Целью работы является изучение человеческого фактора как аспекта организации производства и анализа социальных условий как приема управления персоналом.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить анализ условий и использование человеческого фактора;

- провести изучение показателей оценки результатов социального развития;

- провести анализ системы социальных льгот и выплат;

- оценить эффективности планирования социального развития предприятия.

Объектом изучения является ЗАО "Торговый Дом Симеон Инжиниринг".

Данное предприятие было основано 2 февраля 1994 года с целью внедрения на ростовский рынок современных систем очистки воды и оказания услуг по их подбору и монтажу. Компания специализируется на инженерном (бытовом и промышленном) технологическом оборудовании для очистки и кондиционировании воды, водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха, производит строительство бассейнов и саун, оснащение технологическим оборудованием аквапарков, дельфинариев и спортивно-оздоровительных комплексов. Оказывает услуги в области разработки и внедрения современных инженерных технологий, осуществляет проектирование, комплексные поставки, монтаж и сервисное обслуживание, а также розничную торговлю через собственную сеть в Южном Федеральном округе. /15/

Учредительным документом компании является устав, где прописывается организационно-правовая форма предприятия – Закрытое Акционерное Общество. Согласно Гражданскому кодексу, ЗАО "Симеон Инжиниринг" является коммерческой организацией, целью которой, согласно уставу организации является получение прибыли.

В число партнеров компании входят ведущие мировые производители инженерного оборудования, крупные строительные организации Южного федерального округа, санатории, пансионаты и дома отдыха, производители алкогольных и безалкогольных напитков и бутилированной воды.

Персонал организации состоит из 141 человек, из них 74 с высшим образованием, один кандидат химических наук, один кандидат технических наук. Ведущие специалисты компании регулярно проходят обучение и стажировку на фирмах – производителях оборудования.

Предметом исследования являются показатели оценки социального развития предприятия.

Данная тема, учитывая ее значительную актуальность, достаточно подробно раскрыта в учебной и методической литературе по анализу хозяйственной деятельности. Особенно стоит обратить внимание на таких авторов как А.Д. Шеремет и Т.Б. Бердникова труды которых стали основой для написания данной работы.


1. ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР И АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ


1.1 Анализ социальных условий и использование человеческого фактора


На деятельность предприятия нередко оказывают существенное влияние различные социальные факторы. Они могут включать в себя социальные потребности и запросы, в той или иной степени определяющие жизнедеятельность сотрудников данного предприятия; круг проблем, связанных с общественной жизнью региона где расположено предприятие, и даже еще шире - с обществом в целом.

Можно выделить целый ряд социальных факторов, которые также могут оказывать влияние на деятельность предприятия:

- демографическая ситуация в регионе;

- половозрастная структура населения;

- средний уровень дохода и прожиточный минимум;

- культурная среда и моральные ценности, религия;

- уровень образования./1, с 118/

К социальным факторам можно отнести: стиль жизни сотрудников; степень их вовлеченности в решение внутренних управленческих задач; качественные изменения во взаимоотношениях сотрудников, стоящих на разных ступенях иерархии; внутренние ожидания сотрудников от работы организации; различные риски и опасения и пр.

Социальные условия работы и жизни работающих - важный фактор повышения производительности труда, характеризующий использование человеческого фактора в хозяйственной деятельности.

Следует подчеркнуть различие понятий "технико-организационный уровень хозяйственной деятельности (или предприятия)" и "технико-организационный уровень производства". В первое в дополнение ко второму входят вопросы рационализации снабжения и сбыта, а также организации внепроизводственной сферы и социального развития промышленных предприятий. Рациональная организация внепроизводственной деятельности предприятий (жилищно-коммунальное хозяйство, медицинское обслуживание, подготовка кадров и т.п.), как и снабженческо-сбытовой, оказывает значительное влияние на рационализацию и повышение эффективности производственной деятельности.

На крупных и передовых предприятиях составляются планы социального развития персонала, направленные на совершенствование управления персоналом.

Анализ выполнения плана социального развития ведется, как правило, по четырем разделам.

Первый раздел - мероприятия по техническому развитию производства как материальной базы социально-культурных преобразований в коллективах предприятий. Анализируются такие показатели, как сроки и объем реконструкции завода, фабрики, цеха, объем выпуска продукции и удельный вес новых изделий и т.д.

Второй раздел - пути повышения производительности труда за счет снижения текучести кадров, повышения трудовой дисциплины, разработки и внедрения рациональных систем материального и морального стимулирования. Определяются средние уровни заработной платы, квалификационных разрядов рабочих, их общеобразовательный уровень, система премий, порядок трудоустройства, переподготовка рабочих, освобожденных в результате комплексной механизации и автоматизации производства, и др.

Третий раздел - условия труда, охрана здоровья в текущем периоде и в перспективе. Анализируют классификацию исполнителей по степени механизации и автоматизации труда, удельный вес вредных и особо вредных условий труда, мероприятия по ликвидации профессиональных заболеваний и производственного травматизма. Если в планах научной организации труда улучшение условий труда рассматривается в большей мере с позиций эффективности производства, то в планах социального развития - с позиций решения социальных проблем. Например, социологические исследования показали, что недостаточная техническая вооруженность и неудовлетворенность характером труда иногда значительно больше влияют на текучесть кадров, чем размер заработной платы или необеспеченность жильем.

Четвертый раздел включает анализ социально-культурных мероприятий: рост культурного уровня, организация отдыха, медицинское обслуживание работников, улучшение их жилищно-бытовых условий, а также источников финансирования этих мероприятий. Хотя контроль за улучшением условий быта осуществляют местные органы власти, заинтересованность в их улучшении также должны проявлять руководители предприятий. Анализируются различные источники финансирования строительства объектов жилищно-бытового назначения, организованного отдыха работников предприятия и др.

Рассмотрим пример анализа причин отсутствия на работе персонала.

Уровень отсутствия - один из социальных показателей, представляющих собой объект исследований для аналитиков. Наиболее распространенное определение отсутствия состоит в рассмотрении его в связи с болезнью, материнством, несчастными случаями на рабочем месте, разрешенными отсутствиями (за исключением легального законного отсутствия, включающего законный оплаченный отпуск; часы для выполнения обязанностей в представительных органах, время на образование и пр.).

Уровень отсутствия за определенный период может быть подсчитан следующим образом:


Уотс. = ЧО/ТДчр, (1.1)

где Уотс. – уровень отсутствия;

ЧО – часы отсутствия;

ТДчр – теоретические договоренные часы работы.

Теоретические договорные часы работы вычисляются в зависимости от списочного состава, исключая дополнительные часы работы.

Во Франции социальный баланс содержит четыре показателя, характеризующих:

- число дней отсутствия по болезни (перерыв в работе, подтверждаемый документом);

- распределение отсутствий по болезни по их продолжительности;

- число дней отсутствия в связи с несчастными случаями на работе (или по дороге на работу), а также в связи с профессиональными заболеваниями;

- число дней отсутствия по другим причинам: отмечаются, в частности, все неоговоренные отсутствия (например, задержка после окончания отпуска, дисциплинарные нарушения).

Можно детализировать причины отсутствия персонала на работе с помощью статистических методов исследования. Выполнив подобную работу, аналитик может приступить к классификации причин отсутствия по нормальным и ненормальным составляющим. Иногда это очень трудно определить. Так, уменьшение уровня отсутствия по болезни может одинаково означать:

- подтверждение, что нарушения в функционировании предприятия сокращаются (условия работы становятся более удовлетворительными, увеличивается оплата труда, более компетентный руководящий состав);

- улучшение условий жизни в национальном масштабе;

- количественное сокращение увольнений, порожденных страхом потерять работу.

Первые два случая - представляют собой положительное явление, но лишь первое можно отнести на счет предприятия. Напротив, последний - априорно неблагоприятный, отрицательный, так как нельзя играть со здоровьем людей, даже если прибыль предприятия возрастает за очень короткий период.

Важная сфера социально-экономического анализа - профессиональное образование. Образование стало одним из основных аспектов конкуренции, и поэтому предприниматели должны уделять должное внимание образованию, оценив его возросшее значение, или если они увидят, как их обходят конкуренты. Финансовый аналитик или бухгалтер предприятия не может оставаться в стороне от этой проблемы: оценка охвата и качества образования становятся на сегодняшний день очень важной задачей, почти такой же значимой, как оценка платежеспособности предприятия. Речь идет о проверке возможностей предприятия обеспечить условия выживания, поддерживая интеллектуальные и профессиональные навыки своего персонала. Действительно, расходы на образование очень трудно очертить, вычленить и квалифицировать, так как само пребывание на рабочем месте многие считают одновременно школой. Но одно бесспорно - инвестирование в образование персонала, как правило, самое выгодное.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.