Роль управления в мире чрезвычайно велика. С его помощью приводится в движение все человечество и огромные массы разнообразных ресурсов. При этом значительная часть населения занята непосредственно в сфере управления (государственного, муниципального, территориального, отраслевого, самостоятельными предприятиями и организациями и т.д.). Именно управление определяет уровень жизни населения в любой стране. «Нет бедных стран – есть страны, плохо управляемые» (П. Друкер).
Одной из важнейших функций управления является планирование. Именно в процессе планирования количественно формулируются стоящие перед предприятием задачи, определяются наиболее эффективные пути их достижения и необходимые ресурсы. Планирование – процесс, с помощью которого система приспосабливает свои ресурсы к изменениям внутренних и внешних условий.
Неотъемлемой частью планирования является целеполагание.
Целью данной работы является изучение теоретических основ целеполагания как одной из специальных функций менеджмента и практический анализ системы целеполагания на одном из Новосибирских производственных предприятий.
Объектом исследования данной работы является ООО «Завод специальных покрытий». Период деятельности предприятия составляет 4 года, основной вид деятельности – производство металлосайдинга и нанесение полимерного покрытия. Чистая прибыль ежемесячно – около 70 тыс. руб.
Независимо от задач и масштабов организации эффективное управление обладает следующими характерными чертами:
· существование общих целей организации (миссии);
· существование более конкретных целей, подчиненных достижению общей цели организации (вплоть до целей отдельных людей);
· правильный выбор подходящих единиц измерения приближения к конкретным целям (обычно это требуемое время или эффективность использования ресурсов);
· определение контрольных цифр или норм деятельности в выбранных единицах (например, максимальное количество человеко-часов для выполнения работы);
· сравнение информации об управляемых процессах с контрольными цифрами или нормами;
· оценка и выбор по результатам сравнения подходящих управляющих действий, а затем их выполнение;
· контроль результатов управляющих действий. Оценка их эффективности и возможностей достижения целей;
· существование этапа пересмотра целей, единиц измерения, норм и т.д.
успех работы организации в рыночной экономике в первую очередь зависит от правильно выбранной миссии, т.е. от ее главной цели.
Любое предприятие является открытой системой, поэтому оно может существовать только в том случае, если будет удовлетворять какую-либо потребность во внешней среде. Для выбора миссии предприятия необходимо четко представлять круг своих клиентов и их потребности, которые предприятие берется удовлетворять. Например, Генри Форд сформулировал миссию своего завода, как «предоставление людям дешевого транспорта». Миссия компании «Бюргер Кинг» – предоставление людям недорогой, быстро приготовленной пищи.
В широком смысле миссия рассматривается как констатация философии и предназначения, смысла существования организации. Философия организации определяет ценности и принципы, в соответствии с которыми организация намеревается осуществлять свою деятельность. Философия организации обычно действует продолжительное время и редко меняется.
Многие японские компании имеют свои гимны, девизы, которые представляют наиболее яркое, образное и емкое выражение смысла существования организации. Ее идеалов, миссии, принципов управления, т.е. ее философии.
Коносоке Мацусита (руководитель компании «Мацусита дэнки санге») придавал первостепенное значение идеалам управления, которые должны проистекать из правильных, справедливых взглядов на человеческую жизнь, общество, государство, мир, природу. Например, управленческая концепция компании «Тойота цусе корпорейшн» выглядит следующим образом:
1. Вести открытый и честный бизнес по всему миру.
2. Способствовать развитию общества в качестве хорошего сотрудника корпорации.
3. Опираясь на индивидуальное творчество, предлагать товары и услуги, представляющие высокую ценность.
4. С уважением относиться к людям и создавать конструктивную и вдохновляющую рабочую атмосферу.
Известны лозунги фирм, в которых также воплощены их идеалы: «Мы – любим людей и землю» (Санье электрик); «Гуманная электроника – технология на службе человечеству» («Мацусита электрик»); «Открываем будущее графической информатики» («Норицу коки»); «Технологию на службу человеку» («Ямадзаки Мазак»).
В узком смысле миссия рассматривается как сформулированное утверждение причины существования организации, смысла ее существования, в котором проявляется отличие данной организации от ей подобных. Миссия определяет статус фирмы, дает направления для формулировки путей ее развития на различных уровнях, конкретизирует масштабы деятельности фирмы, вид продукции, тип рынка.
На выработку миссии влияет целый ряд факторов:
· История организации, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировались ее профиль и стиль деятельности, место на рынке;
· Существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
· Состояние внешней среды фирмы;
· Ресурсы организации и отличительные особенности, которыми обладает организация.
Наиболее универсальной миссией для любого предприятия является как можно более долгая его жизнедеятельность на рынке. Такая миссия обусловливает как развитие производства, так и его ориентацию на потребности людей.
Миссия должна быть выражена в простых определениях и в удобной для восприятия форме, письменно изложена, широко известна персоналу предприятия.
Общая цель организации обеспечивает достижение единства усилий всех работающих. При отсутствии общей цели руководители всех уровней управления и исполнители будут принимать решения и действовать на основе различных, несовместимых, нередко конфликтных собственных представлений о целях организации.
Главная цель организации – миссия – должна переводиться в конкретные цели в тех областях деятельности, от которых зависит ее успех. В конечном счете, цели должны быть доведены до конкретных исполнителей в виде непосредственных производственных задач. Цели становятся инструментом управления, когда они:
· Определены и сформулированы;
· Известны персоналу;
· Приняты работниками управления.
В качестве общего подхода рекомендуется определение целей в следующих ключевых областях:
· Положение на рынке (цели маркетинга);
· Инновации;
· Человеческая организация;
· Финансовые ресурсы;
· Материальные ресурсы;
· Производительность;
· Социальная ответственность;
· Прибыль.
Данный перечень предназначен для предпринимательской деятельности и не является исчерпывающим.
Классификация целей представлена в табл. 4.
Таблица 4. Классификация целей
Критерий
Виды целей
Содержание
Организационные, экономические, политические, научные, социальные, экологические
Измеримость
Количественные, качественные
Повторяемость
Постоянные, разовые
Период установления
Стратегические, тактические, оперативные
Иерархия
Цели организации, структурных подразделений
Сфера действия
Маркетинговые, производственные, инновационные, кадровые, административные, финансовые
Конкретизация
Неоперациональные, операциональные
Среда
Внутренние, внешние
Приоритетность
Особо приоритетные, приоритетные, прочие
Характер
Коммерческие, некоммерческие
Достижимость
Фантастические, реальные
По уровню
Общие, специфические
Стадия жизненного цикла
Проектирование и создание объекта, рост, зрелость, завершение
Страницы: 1, 2, 3, 4