Рефераты. Бизнес-планирование развития предприятия

ГЛАВА 4. БИЗНЕ-ПЛАНИРОВАНИЕ НА ПРИМЕРЕ ПРЕДПРИЯТИЯ (ОАО «КОВДОРСКИЙ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫЙ КОМБИНАТ»)

В настоящее время горнодобывающая отрасль России находится на подъеме, большинство горных предприятий наращивают объемы добычи и реализации своей продукции. Ковдорский горно-обогатительный комбинат градообразующее предприятие г. Ковдора Мурманской области. На нем трудятся около 5 тысяч человек жителей города и района. Ковдорский ГОК много делает для города и предприятий бюджетной сферы города и района. Выделяет огромные средства для реализации социальных программ направленных на работников комбината, пенсионеров, ветеранов, инвалидов, детей-сирот и др.

Ковдорский ГОК как горно-обогатительное предприятие, производящее железорудный концентрат, был введён в действие в 1962 году. В дальнейшем, развивая и совершенствуя технологические процессы, расширяя рудную базу, обогатительные фабрики, комбинат стал производить еще два вида продукции – апатитовый и бадделеитовый концентрат. ОАО «Ковдорский ГОК» известное современное, модернизированное и высокоэффективное предприятие с устойчивой деловой репутацией на внутреннем и внешнем рынке.

ОАО «Ковдорский ГОК» – это устойчивое работающее предприятие, оснащенное самой современной техникой и оборудованием, с надежным высокопрофессиональным коллективом, высокой культурой и дисциплиной производства. Продукция комбината соответствует мировым стандартам. Ковдорский ГОК отличается бережным отношением к природе. На предприятии осуществляется целый комплекс природоохранных мероприятий.

Ковдорское месторождение апатитов является одним из крупнейших в мире. Комбинат сегодня – второй в мире по производству апатитового концентрата и первый в мире по производству бадделеитового концентрата. В последние годы ОАО «Ковдорский ГОК» стабильно увеличивает объёмы реализации продукции.

География поставок продукции комбината:

1) Железорудный концентрат:

Череповец

Магнитогорск

Новокузнецк

Новолипецк

Экспорт: Словакия

2) Апатитовый концентрат:

Белореченск

Воскресенск

Кингисепп

Невынномыск

Экспорт: Бельгия, Германия, Литва, Норвегия

3) Бадделеитовый концентрат:

Подольск

Щербинка

Экспорт: Бельгия, Великобритания, Венгрия, Италия,

Испания, Норвегия, США, Япония.

Особенности Ковдорского концентрата позволяют рассматривать этот продукт, как полноценный конкурентный материал, позволяющий улучшить экономический результат доменной печи за счет сокращения расхода кокса и флюсующих элементов, возможно даже при более высокой стоимости доставки. Очень важным ценовым фактором является транспортная составляющая. Решение этой сложной задачи определит стабильность сбытовой политики и успех на рынке. Основные потребители восточной Европы расположены в Польше, Чехии, Словакии, Румынии.

Повышаются требования к качественному составу сырья, отсутствию вредных примесей, как со стороны потребителей, так и со стороны экологических организаций различных стран. Сегодня это ограничивает возможность проникновения концентрата Ковдорского ГОКа на рынок стран Европы, где применяется ограничение на использование сырья с повышенным содержанием серы.

Исходя из выгодного расположения Ковдорского ГОКа по отношению к морским путям, возможность недорогой доставки железорудного концентрата в европейские порты предоставляет положительные перспективы.

Потенциальные риски.

Отраслевые риски

Специфика горнорудной промышленности состоит в том, что мощности горных предприятий постоянно выбывают по мере отработки запасов полезных ископаемых, поэтому процесс воспроизводства запасов сырья должен быть непрерывным, поддерживая достигнутые мощности, а также обеспечивать ввод новых мощностей. Главным материально-сырьевым ресурсом ОАО «Ковдорский ГОК» является месторождение бадделеит-апатит-магнетитовых руд, запасы которого разрабатываются уже в течение 40 лет открытым способом.

С начала разработки месторождения добыто и переработано свыше 450 млн. тонн руды, остаток балансовых запасов руды в проектных границах карьера – около 333,9 млн. тонн, а реальный срок работы карьера с годовой производительностью 10-12 млн. тонн примерно до 2020 года.

В связи с этим в последние годы активизированы исследования и поиск технически и экономически обоснованных решений по продлению сроков разработки основного месторождения комплексных руд открытым способом.

В числе основных проблем отрасли следует отметить:

-                     ограничение экспортных возможностей предприятий черной металлургии и жесткая конкуренция на мировом рынке;

-                     усиление конкуренции на внутреннем рынке в связи со снижением уровня использования черных металлов в производстве товаров широкого потребления.

Апатитовый концентрат является исходным сырьем для выпуска фосфорных удобрений. Запасы апатитовых руд сосредоточены в России на 17 апатитовых месторождениях. Самым крупным является Хибинское месторождение в Мурманской области, промышленная разработка которого в основном обеспечивает как потребности российских предприятий, так и экспортные поставки.

Основные объемы производства обеспечиваются двумя предприятиями: ОАО «Апатит» и ОАО «Ковдорский ГОК».

Апатитовый концентрат не является конечным продуктом. Основное использование апатитового концентрата – в качестве сырья для производства фосфорных удобрений. Поэтому активность производства апатитового концентрата напрямую зависит от деятельности предприятий, занятых в производстве фосфорных удобрений.

В настоящий момент производство минеральных удобрений в России характеризуется сохранением положительных тенденций, сформировавшихся в последние два года.

Анализ отраслевых рисков позволяет сделать вывод, что они минимальны, так как в случае снижения спроса на железорудный концентрат (под влиянием как экономических, так и политических воздействий) имеется реальная возможность изменения приоритетов производства за счет интенсивной разработки техногенного месторождения для увеличения выпуска апатитового концентрата, спрос на который в последние годы превышает предложение.

В случае сужения внутреннего спроса на отдельные виды производимой продукции необходимо:

1.                увеличить экспорт данных видов продукции на внешние рынки;

2.                увеличить конкурентоспособность производимой продукции путем улучшения качества продукции, уменьшения себестоимости и отпускных цен на продукцию;

3.                производить переориентацию производства на другие виды продукции.

В случае сужения спроса на отдельные виды производимой продукции на внешних рынках:

1.                увеличить объем реализации данных видов продукции на внутреннем рынке;

2.                увеличить конкурентоспособность производимой продукции путем улучшения качества продукции, уменьшения себестоимости и отпускных цен на продукцию;

3.                производить переориентацию производства на другие виды продукции.

В случае увеличения цен на отдельные виды сырья, необходимого для производства продукции:

1.                снижать себестоимость производимой продукции;

2.                повышать отпускные цены на продукцию.

В случае снижения доли комбината на рынке и увеличения конкуренции со стороны других производителей аналогичных видов продукции необходимо увеличить конкурентоспособность своей продукции путем:

1.                снижения себестоимости и отпускных цен на продукцию;

2.                улучшения качества продукции;

3.                развития своей сбытовой сети и реализацией различных маркетинговых программ.

Региональные риски.

ОАО «Ковдорский ГОК» расположено на территории Мурманской области, входящей в состав Северо-Западного Федерального округа. Мурманская область – один из наиболее крупных и экономически развитых регионов европейского Севера России.

Приморское положение, относимая близость к промышленно-развитым центрам России, возможность круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути в сочетании с уникальной по составу и запасам минерально-сырьевой и рыбопромысловой базой и важным геополитическим положением обусловили формирование на территории области крупного индустриального хозяйственного комплекса.

Экономика области ориентирована, в основном, на использование природных ресурсов.

Горнорудный комплекс Мурманской области обеспечивает значительную часть потребностей России: в фосфатных рудах (апатит) (100%), флогопите и вермикулите (80-90%), бадделеите (100%), в нефелиновом и керамическом сырье (по 35%), железорудном концентрате (8,5%), в никеле, меди, кобальте, ниобии, тантале, редкоземельных металлах.

Мурманская область относится к числу наиболее энерговооруженных территорий России. Доля электроэнергетики в структуре промышленного производства - до 22%.

Значительную роль в экономике играет транспорт. Это связано с преобладанием в области отраслей, ориентированных на производство и поставку за пределы региона больших объемов сырья, металлов и рыбопродукции, а также выгодным географическим положением, наличием транзитных транспортных сообщений и возможностью круглогодичной навигации с прямыми выходами на международные морские торговые пути.

Наряду с развитием топливно-энергетического комплекса, появятся условия и предпосылки для развития транспорта, особенно морского, строительного комплекса, газификации области, создания химико-молекулярных производств, новых рабочих мест, и, как следствие, увеличения доходной базы областного бюджета и улучшения жизни северян.

Т. е. можно отметить рост экономического положения Мурманской области и большинства предприятий, находящихся на территории региона, в будущем. Основными отраслями роста будут черная и цветная металлургия, химическая и пищевая промышленность.

Данные изменения безусловно положительно скажутся на деятельности Ковдорского ГОКа и благоприятно отразятся на его возможностях исполнять свои обязательства.

Отрицательных изменений ситуации в регионе, которые могут негативно повлиять на деятельность и экономическое положение ОАО «Ковдорский ГОК» в ближайшее время не прогнозируется.

В случае ухудшения экономической ситуации в регионе и снижения платежеспособного спроса на продукцию комбинат должен будет:

1.                Снизить отпускные цены на продукцию, реализуемую в регионе, за счет уменьшения добавочной стоимости и снижения себестоимости.

2.                Увеличить объем продаж продукции в другие регионы РФ и увеличить экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.