Рефераты. Бизнес-план организации: структура и характеристика

2) НЕПРЕРЫВНОСТЬ – смысл непрерывности планирования заключается в том, что процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках жизненных циклах проектов.

3) ГИБКОСТЬ – в понятии гибкости связано с непрерывностью планирования, в придании плану и процессу способность менять свою направленность в связи с возникшей ситуацией и непредсказуемыми обстоятельствами. Для осуществления данного принципа планы следует составлять так, чтобы в них можно было внести коррективу. Поэтому в планы обычно включают резервы.

4) ТОЧНОСТЬ – все планы должны быть составлены с наивысшей точностью, т.е. конкретизированные и детализированы в той степени, в которой позволят внутренние и внешние условия фирмы.

5) УЧАСТИЕ - он говорит о том, что каждый член организации становиться участником плановой деятельности, не зависимо от занимаемой должности и выполняемых функций.

Процесс планирования начинается с анализа настоящего и будущего положения предприятия и среды. На основе его итогов ставятся цели, разрабатываются стратегии и определяются инструменты, позволяющие их наиболее эффективно реализовать. Планирование в крупных западных фирмах осуществляет плановый комитет, членами которого обычно являются представители высшей администрации и руководители подразделений, а так же плановая служба и ее структуры на местах. Их деятельность координируется первым лицом или его заместителем. Он занимается постановкой целей, разработкой политики, распределением основных ресурсов и т.д. Исходя из этого, плановая служба составляет проекты планов, которые направляются для рассмотрения будущим исполнителям. Последние, ознакомившись, возвращают их назад с дополнениями, исправлениями и замечаниями. В то же время им самим они служат основой разработки планов. Плановый комитет, выступающий в качестве консультанта и информационального посредника, согласует их выработанными высшим руководством стратегиями, например слияний и поглощений, и организует процесс утверждения.

Таким образом, современный процесс планирования в западных фирмах имеет интерактивный характер. Особенности процесса планирования во многом зависят от степени централизации системы управления организацией. Если она высокая, плановые органы единолично принимают большинство решений, относящихся не только к организации в целом, но и к отдельным подразделениям. В децентрализованных организациях сверху задают цели, лимиты ресурсов, а так же единую форму планов, которые составляют сами подразделения. В этом случае центральные плановые органы их координируют, указывают и сводят в общий план организации.

В зависимости от экономических возможностей организации могут использоваться 3 подхода к составлению планов. Если ее ресурсы ограничены, то именно они задают цели, которые в дальнейшем не пересматриваются даже при появлении благоприятных возможностей, ибо на реализацию просто может не хватить средств. Такой удовлетворенческий подход используется преимущественно не большими организациями, главная цель которых – выживание. Более крупные фирмы могут корректировать планы в соответствии с новыми возможностями, привлекая дополнительные средства, излишками которых располагают. Такой подход к планированию получил название адаптационного. Наконец, фирмы, располагающие значительными ресурсами, могут использовать оптимизационный подход к планированию, исходя не из ресурсов, а из целей, поэтому, если проект сулит высокую прибыль, средств на него не жалеют.

ВЫВОД: считается, что разрабатываемые планы должны непрерывно приходить на смену друг к другу. В процессе планирования необходимы постоянные коррективы и перепланирования.

Глава 2. Структура и характеристика составления бизнес-плана


Структура бизнес-плана не канонизирована, тем не менее, в нем должен присутствовать определенный набор разделов и показателей, характеризующих как саму организацию, так и будущий проект, ради которого данный документ составляется. Любой бизнес-план открывается введением, которое помогает сразу же определить целесообразность дальнейшего знакомства с ним. Во введении раскрывается роль избранного вида деятельности в настоящий момент, тенденции и перспективы его развития; приводятся ориентировочные сроки работы в данном направлении. Рассчитываются ожидаемая прибыльность и период окупаемости вложений. Приводятся гарантии их сохранности.

Бизнес план - документ на основании, которого, инвестор или кредитор составляют свое мнение о компании, а в дальнейшем принимают решения о предоставлении ей средств. При составлении бизнес-плана необходимо помнить и знать, кому он будет адресован, кредитору или инвестору, потому что из этих двух группах, дающих деньги, разные цели, а отсюда следует, что и разные оценки бизнес плана. Кредитор предоставляет заемные средства на неопределенный срок, и он хочет убедиться, что кредитуемая им сторона достаточно надежна, и он вовремя получит свои деньги и проценты. Его не волнуют, каковы размеры прибыли фирмы, потому что он заинтересован только в своих целях. Интересы кредитора охраняет кредитный договор, который гарантирует кредитору первоочередную выплату денежных средств. Следовательно, что при оценке бизнес плана, кредитор будет оценивать предприятие с точки зрения его надежности. Инвестором же преследуется другая цель, так как риски инвесторов выше, чем у кредиторов, во многих случаях он даже рискует потерять весь капитал, следовательно, для принятия решения инвестор должен иметь перспективу получения высокой нормы прибыли у фирмы. Соответственно инвестор будет анализировать бизнес план с точки доходности. Для составления бизнес плана в сторону инвестора необходимо раскрыть уникальность данного проекта. В большей степени надо затрагивать уникальность не товара, а предприятия, а именно:

1.                владение потенциалом и секретом производства

2.                наличие на предприятии людей редких профессий или талантов

3.                выгодность места расположения предприятия.

В оценке предприятия ставят основные фонды: насыщенность техники и ее новизна. Большое внимание уделяется и человеческому фактору, т.е. какова мотивация их деятельности, каков их профессиональный уровень, из кого состоит команда менеджеров.

Из чего же состоит бизнес план?

1) в первом разделе подробно описывается цель предпринимательской деятельности, главных и функциональных стратегиях, основных задачах.

2) потенциал организации, его развитие на предстоящий период и связанных с этим затратах, об имидже, традициях, репутации в деловых кругах, у потребителей и общественных организаций. Потенциал характеризуется величиной и состоянием реального и акционерного капитала: объемом, структурой, возрастом, степенью износа зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, величиной материальных запасов, числом разрешенных к выпуску и фактически выпущенных акций, их распределением между держателями.

3) о персонале, принципах его подбора, оценки, продвижения. О системе управления и путях ее развития, внедрения новых методов руководства, формах взаимоотношений с профсоюзной организацией. Организационная структура большинства крупных компаний включает в себя 4 уровня: корпоративный, дивизиональный, уровни бизнес единиц и товарные. Головной офис компании отвечает за формирование корпоративного стратегического плана, направляющего деятельность компании в целом на достижение прибыли в перспективе. Штаб-квартира (дивизиональный уровень) принимает решения о поддержке подразделений, открытии новых направлений и закрытии неперспективных. План бизнес единицы нацеливает ее на долгосрочную, рентабельную деятельность. И, наконец, на уровне товара, ассортимента, разрабатывается план маркетинга для достижения целей на конкретных сегментах рынка. Необходимо составить план организационной структуры.

Данная структура имеет линейный характер связи, но полномочия первого лица остаются еще функционально не расчлененными, и на него в основном возлагается ответственность за направление и координацию текущей работы исполнителей. Такая управленческая структура получила название сложной линейной структурой.

4) о будущей производственной деятельности и необходимых ее условиях. Планируемых к внедрению технологий и оборудований, источников и способах обеспечения потребностей в сырье, материалах, энергии, комплектующих изделиях, необходимых затратах, путях повышения производительности труда и эффективности производства, способах контроля, путях внедрения достижений НТР и обеспечения качества продукции.

5) о продукте или услуге:

                о техническом уровне продукта, качественных параметрах, уникальных свойствах, недостатках и возможностях модификации, экологичности, безопасности, удобстве обслуживания в сопоставлении с имеющимися и разрабатываемыми аналогами;

                жизненном цикле, времени, необходимом для их освоения и запуска в производство;

                наличия у продукции сертификатов, защищенности патентами, лицензиями, товарными знаками, о возможности использования отходов;

                конкурентоспособности. Основных параметрах, по которым может вестись конкурентная борьба (технические показатели, надежность, эстетичность, экологичности, эргономичность, безопасность, качество, унифицированность, упаковка, сервис и др.).

На основе всестороннего анализа этих моментов определяются характеристики, по которым можно превзойти соперников.

6) о стратегии и плане маркетинга. Раздел включает описание маркетинговой ситуации (величина рынка, его основные сегменты, группы потребителей, наиболее популярные виды продукции, насыщенность аналогами, тенденции развития, основные конкуренты).

Стратегическое планирование осуществляется, как правило, в трех основных сферах. ПЕРВАЯ – управление инвестиционным портфелем компании. ВТОРАЯ – тщательная оценка перспективы каждого вида деятельность, изучение показателей рыночного роста и позиции компании на конкретном рынке. ТРЕТЬЯ – разработка стратегии для каждого направления деятельности в виде сценария или плана достижения долгосрочных целей.

Это позволяет сделать прогноз сбыта и возможной доли продаж на определенных целевых рынках в натуральном и стоимостном выражении, определить перспективные сегменты и наметить возможные шаги для привлечения для дополнительных покупателей.

Наконец, в разделе дается характеристика основных каналов сбытах как внутри страны, так и за рубежом; описываются наиболее крупные потенциальные посредники и покупатели; определяются способы взаимоотношения с ними; перечисляются опасности и возможности, открывающиеся в связи с реализацией продукции; оцениваются необходимые инвестиции.

7) себестоимость, цена, прибыльность производства, их критические величины, ниже которой деятельность фирмы является убыточной. Такой расчет делается исходя из предполагаемой величины продаж, уровня постоянных и переменных затрат. Оценивается предполагаемый объем продаж, что позволит определить его достаточность для получения планируемой прибыли. Общий вероятный объем продаж складывается из предполагаемого объема первичных продаж, оценочного объема, возмещающих продаж и прогнозируемого объема повторных продаж. Для однократно приобретаемых товаров (например, обручального кольца или места в престарелом доме) объем продаж вначале (когда товар только что появился на рынке) возрастает, потом достигает пикового значения, а затем число покупателей снижается, в последствии уменьшается, до нуля. Редко приобретаемые товары - автомобили, промышленное оборудование, бытовая техника, требует периодической замены, необходимость которой диктуется либо материальным, либо моральным износом, изменениям моды, внешнего вида, функциональных качеств. Поэтому при прогнозировании сбыта необходимо проводить отдельную оценку объема первичных и возмещающих продаж. Далее после прогноза объема продаж оцениваются предполагаемые затраты и прибыль.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.