Профессиональная подготовка кадров осуществляется в целях получения рабочей профессии или специальности и предусматривает разные уровни подготовки.
Начальная профессиональная подготовка ведется по рабочим профессиям в профессионально – технических училищах (ПТУ) и лицеях. Продолжительность обучения в ПТУ составляет 2 – 3 года и предусматривает, на ряду с профессиональным, получение полного общего образования.
Средняя профессиональная подготовка ориентирована на обучение специалистов средней квалификации. Продолжительность подготовки составляет от двух до пяти лет в зависимости от базового общего образования (9 или 11 классов). Она осуществляется в техникумах, училищах и колледжах.
Высшее профессиональное образование предусматривает второй уровень подготовки бакалавров и специалистов с общей продолжительностью обучения от 4 до 5 лет или после не полного высшего образования – 2 года.
Учитывая, что в работе с персоналом наиболее актуальную роль выполняют руководители и специалисты, то высшее образование наиболее престижно по сравнению с другими профессиональными подготовками. Высшее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе среднего (полного) и среднего профессионального образования.
Повышение квалификации занимает особое место в обучении персонала как основной способ обеспечения соответствия квалификации работников современному уровню развития науки, техники и экономики. Известно, что полученные знания устаревают на половину каждые пять лет, если человек не занимается самообразованием и не повышает уровень квалификации. Повышение квалификации популярно на предприятиях в силу ряда причин.
Во – первых, повышение квалификации дешевле подготовки специалистов.
Во – вторых, меньшая продолжительность обучения по сравнению с подготовкой персонала.
В – третьих, целевая направленность обучения на узком круге учебных модулей для специалистов и руководителей.
В колхозах и совхозах большая текучесть кадров, производится не всегда оправдываемая сменяемость и перестановка их, что несомненно отражается на эффективности сельскохозяйственного производства. В соответствии с положением УК КПСС «О дальнейшим улучшении системы повышения квалификации руководящих кадров колхозов и совхозах, и специалистов сельского хозяйства» (1966г.) в вузах были созданы факультеты повышения квалификации, в которых осуществляется подготовка руководящих кадров, повышения их квалификации без отрыва от производства.
В настоящие время сложились определенные формы учебы руководителей и специалистов, применяемые в системе подготовки и повышения квалификации. Среди них можно назвать следующие: организационная учеба в вузах, техникумах, школах управления, народных университетах экономических и сельскохозяйственных знаний; стажировка на передовых предприятиях под руководством опытных специалистов и руководителей; организация деловых встреч и тематических дискуссий; решение производственных задач с выездом на объект, консультации с учеными и заключение договоров о сотрудничестве; изучение и обсуждение рабочих проектов по организации труда и управления и др. Руководители и специалисты передовых хозяйств и объединений, как правило, систематически изучают литературу, много влияния уделяют изучению передового опыта других предприятий стран, организуют работу служб научно – технической информации.
2.4 Численность аппарата управления предприятия
В настоящее время на предприятии применяется бригадная структура управления. Председатель руководит линейно-функционально, а главные специалисты – функционально.
Любая структура должна обеспечивать оперативное управление, эффективность управленческого труда, планомерную деятельность хозяйства и быть наиболее рациональной в современных условиях. Рационализация типов структуры управления предусматривает минимум линейных связей высшей ступени по отношению к последующей – низшей.
Анализ соподчинения показал, что работники управленческого аппарата загружены неравномерно. При нормальной нагрузке управляемости 7, председателю подчинено 23 человека.
Таблица 7
Нагрузка управляемости на руководителей и специалистов
Занимаемая должность
Количество связей
линейный
функциональный
Председатель
Главный агроном
Главный зоотехник
Главный ветврач
Главный инженер
Главный экономист
Главный бухгалтер
Прораб
23
2
3
6
1
5
-
4
7
Управленческая нагрузка линейных руководителей неодинакова. Так, у председателя колхоза она 23 вместо 5-7 по норме, а у главный специалистов она ниже нормы.
При высокой управленческой нагрузке руководителей, как правило, не справляются со своими обязанностями, а при недостаточной – их труд используется неэффективно.
Требуется перераспределение связей подчиненности в аппарат управления. Это может быть исправлено в отраслевой (цеховой) структуре управления, но данная структура требует соответствующего уровня квалификации специалистов.
Председатель и четыре главных специалиста имеют высшее образование, гл. экономист и гл.агроном – среднее специальное. Из четырех заведующих фермами трое имеют среднее специальное. Бригады тракторно-полеводческих бригад менее подготовленные : 2 с начальным и одно со средним образованием, но имеют большой стаж работы (23-33 года).
Из 53 человек административных работников и специалистов имеют стаж работы до 3-х лет 22 человека, 4-10 лет – 18 человек, 11 и более – 6 человек, 5 вакантных должностей и 2 совмещения.
По данным научного учреждений соотношение между численностью старших и рядовых специалистов должно быть не менее, чем 1:2, фактически на предприятии это отношение равно 1:1,9, что соответствует норме.
Удельный вес численности аппарата управления предприятия ООО «Весна» составил: в 2002 году – 31,53 %; в 2003 году – 31,93%; 2004 году –31,66% от общей численности работников предприятия. Мы видим, что доля аппарата управления в общей численности работников предприятия с каждым годом изменяется.
Численность аппарата управления предприятия ООО «Весна» можно представить в виде следующей таблице.
Таблица 8
Численность аппарата управления предприятия ООО «Весна»
Аппарат управления
2002г.
2003г.
2004г.
Отклонение
(+,-)
Руководители
10
Специалисты
18
16
15
0,8
Всего по организации
256
274
246
0,9
Из анализируемой таблице видно, что аппарат управления предприятия ООО «Весна» в 2004 году по сравнению с 2002 годом численность аппарата управления сократилось на 0,9%, численность руководителей предприятия в 2004 году осталось неизменным по сравнению с 2002 годом, а численность специалистов сократилось на 3 человек.
Рассмотрим типовые штаты на предприятии ООО «Весна» и сравним их с нормативом в таблице 8.
2.5 Анализ расходов на содержание аппарата управления по материалам годовых отчетов хозяйства
Расходы на содержания аппарата управления предприятия ООО «Весна» представим в таблице 9 и на основании данной таблице сделаем анализ.
Таблица 9
Расходы на содержания аппарата управления предприятия ООО «Весна»
Показатели
2004г. в % к 2002г.
Канцтовары
147640,44
242174,22
107063,31
72,5
Командировочные
27798,65
27830
55663,60
200,2
Заработная плата
3290731,67
2623338,97
3087348,97
93,8
Расходы по подготовке кадров
561,37
3380
2018,51
359,7
Отчисления в пенсионный фонд
621957,65
717248,57
306523,51
49,3
Отчисления в фонд соц. страх.
82857,70
99444,68
65263,38
78,8
Отчисления в фонд мед. страх.
82077,22
93077,29
71005,35
86,5
Начислено по травматизму
47683,99
58333,60
46201,52
96,9
Расходы на контору
382535,95
136608,79
105504,13
27,6
Расходы на транспорт
251365,05
222686,39
172279,41
68,5
Всего
4935209,69
4130738,30
4018871,69
81,4
Из данной таблице видно, что расходы на аппарат управления сократились, в 2004 году на 18,6% по сравнению с 2002 годом, на это повлияло ряд факторов: сократились расходы на канцтовары на 27,5%, сократилась заработная плата на 6,2%, сократились расходы на контору на 72,4%, на транспорт – 31,5%, а также сократились отчисления в пенсионный фонд на 50,7%, в фонд соц. страха – 21,2%, в фонд мед. страха – 13,5%
Глава 3 Разработка предложений по сокращению расходов на управление
3.1 Факторы, влияющие на размеры управленческих расходов
Оценка измерению производительности придается важное значение в организационно-управленческой деятельности. Именно процесс измерения производительности оказывает реальное воздействие на эффективность управленческой деятельности, поскольку:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5