Суммарная взвешенная оценка составляет 2,25. Зависимость больше 2, но меньше 3. Это говорит о том, что зависимость ОАО ВМП «Авитек» от внешних факторов ниже средней. Т.е. внешняя среда оказывает несущественное влияние на деятельность фирмы. Резкие изменения во внешней среде не приведут к банкротству фирмы, что немаловажно в современной рыночной экономике. За счет своего внутреннего потенциала организация может оставаться на достаточно высоком уровне.
В ходе внешнего анализа так же строятся матрицы возможностей и угроз, которые способствуют выявлению важнейших возможностей и критических угроз.
Таблица 9. Матрица возможностей
Влияние
Вероятность
Сильное
Умеренное
Малое
Высокая
1
♦ Развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность.
♦ Изменение отношения к корпоративным ценностям
2
3
Средняя
4
♦ Правительственная стабильность
♦ Снижение величины банковской ставки
5
♦ Приток иностранных инвестиций
♦ Ускорение НТП
6
♦ Снижение уровня инфляции
♦ Регулирование занятости населения
Низкая
7
8
♦ Усиление борьбы за окружающую среду
9
♦ Усиление роли профсоюзов
Полученные внутри матрицы 9 полей имеют разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля 1 2 4, имеют большое значение для организации и их нужно обязательно использовать. В данном случае это: развитие законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность (членство в Российской гильдии риэлторов позволяет ее членам разрабатывать различные рекомендации, к которым прислушиваются законодательные органы); изменение отношения к корпоративным ценностям (корпоративные ценности, в последнее время, играют важную роль в процессе функционирования предприятия); правительственная стабильность (правительственная стабильность придает уверенность в завтрашнем дне); и снижение величины банковской ставки (это позволит населению чаще обращаться в банк за кредитами на покупку недвижимости, следовательно, увеличится база клиентов, а за ней и прибыль.)
Возможности, попадающие на поля 6 8 9, практически не заслуживают внимания организации. В данном случае это снижение уровня инфляции, регулирование занятости населения, усиление борьбы за окружающую среду, усиление роли профсоюзов. Возможности в остальных полях можно использовать при достаточном наличии ресурсов.
Таблица 10. Матрица угроз
Возможные последствия
Разрушение
Критическое состояние
Тяжелое состояние
Легкие ушибы
♦ Изменения в налоговой политике
♦ Истощение ресурсов
♦ Спад в некоторых отраслях промышленности
♦ Изменение возрастного состава населения
10
♦ Миграция населения
♦ Повышение уровня безработицы
11
♦ Затраты на научные исследования
♦ Движение цен вверх
12
♦ Загрязнение окружающей среды
Из матрицы видно, что ни одна угроза не находится на высоком уровне вероятности.
Угрозы на полях 1 2 5 представляют большую опасность для организации и требуют немедленного устранения. В данном практическом примере таких угроз не имеется.
Угрозы на полях 3 6 9 так же должны находиться в поле зрения высшего руководства и быть устранены в первоначальном порядке. В нашем случае это изменения в налоговой политике, повлиять на которые, высшее руководство не в состоянии.
Угрозы на полях 4 7 10 требуют внимательный и ответственный подход к их устранению: истощение ресурсов, спад в некоторых отраслях промышленности, миграция населения и повышение уровня безработицы. Не следует забывать об угрозах, находящихся на оставшихся полях.
Таблица 11 - Сочетание сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами
Возможности
Угрозы
1.Увеличение доходов населения (расширение рынка)
2. Внедрение инновационных технологий (Производство новой продукции)
3. Увеличение спроса на рынках соседних регионов
1. Усиление прямой конкуренц.
2. Появление новых конкурентов
3. Политическое и социальное влияние
Сильные стороны
1. Свободные производствен-ные мощности
+
2. Высококвали-фицированный персонал
3. Высокий уровень инновационн деятельности
4. Высокий уровень общего управления
5. Совершенная технология
6. Универсал-ть оборудования
Слабые стороны
1. Слабые вертикальные и горизонтальные связи
2. Неустойчивое финансовое состояние
Под миссией принято понимать основной, четко выраженный ориентир существования организации, ее стратегическое устремление. Миссия не является какой-либо программой, увязанной по срокам, ресурсам и исполнителям. Миссия определяется с учетом интересов, нужд и запросов потребителей. Субъектам внешней среды она дает общие представления о том, что это за организация, к чему стремиться, способствуя при этом, формированию внутреннего единства. Формулируя свои стратегические ориентиры в форме миссии, организация доводит до общества цели и направления своего развития и позволяет людям, работающим в организации придать определенную осмысленность и принципиальное значение их текущим действиям с перспективной точки зрения.
При формулировке миссии была использована формула:
Миссия = потребности + продукт + направления роста.
Миссию всегда должна сопровождать расшифровка, в которой должны быть отражены следующие характеристики:
- целевые ориентиры организации
- сфера деятельности организации
- философия организации
- возможности и способы осуществления деятельности организации.
Миссия ОАО ВМП «Авитек»:
Миссия предприятия – полное и своевременное удовлетворение потребностей населения местного и соседних регионов качественной продукцией, обеспечивающее лидирующую рыночную позицию на рынке отдельных групп товаров. Мы стремимся обеспечить высокое качество, приемлемую цену и максимальное внимание к покупателям и ценностям своего коллектива.
Анализируемое предприятие является одним из самых крупных, динамично развивающихся на рынке города Кирова.
Сопровождение к миссии:
1) Цели
Краткосрочные:
- добиться и закрепить лидирующую позицию на рынке;
- обеспечить выход на соседние регионы;
- достижение всех показателей финансового состояния нормативных уровней.
- Расширение ассортимента продукции
- Участие в ярмарках
- Поиск новых покупателей
- Развитие маркетинга
- Введение новых технологий
Долгосрочные (период принимается равный 5 годам):
- экономическая рентабельность активов должна составить 20-30%;
- среднегодовые темпы роста более 20%, обеспечивающие к середине срока полную загрузку производственных мощностей предприятия;
- выход из неустойчивого финансового положения. Приобретение платежеспособности.
Также целью предприятия является улучшение благосостояния работников предприятия, а также проведение благотворительных мероприятий для придания предприятию высокого статуса в глазах населения.
2)Философия организации – ценности и верования – толерантность, честность, открытость, добросовестность в работе.
3)Сила организации в ее репутации, которую предприятие получило за многолетний опыт работы. Отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе – тщательное изучение и анализ рынка.
Персонал постоянно повышает свою квалификацию, участвует в тренингах, семинарах, получает различные аттестаты и сертификаты. Коллектив общества – профессионалы, правильно использующие свои профессиональные навыки. Так же существенное отличие от конкурентов – более гибкие цены на предоставляемые услуги. Главная ценность предприятия – коллектив – это сплоченная команда специалистов. Благодаря этому ОАО ВМП «Авитек» добилось успехов на рынке города Кирова.
Будущая стратегия будет ориентирована на указанные в матрице СВОТ возможности:
- дальнейшее расширение рынка;
- поглощение мелких конкурентов;
- выход на рынок соседних регионов.
Эта стратегия будет достигаться за счет имеющихся сильных сторон предприятия, перечисленных выше.
Общий вывод, который можно сделать на основе проведенного анализа внешней среды ОАО ВМП «Авитек»: Основными факторами внешней среды, влияющими на деятельность ОАО ВМП «Авитек», являются: покупатели и заказчики и конкуренты. Основными направлениями деятельности должны стать: привлечение новых покупателей и успешная конкурентная борьба.
1. Виханский О.С. - Стратегическое управление - М.: Гардарики, 2003.
2. Виханский О.С. Наумов А.И. - Менеджмент - М.: Гардарики, 2003.
3. Thompson A. Jr., Strickland III A. J. Strategic Management: Concepts and Cases. 3rd ed. Plano, Tex: Business Publications, 1984.
4. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. – М.: Центр экономики и маркетинга, 1996
5. www.smanagement.ru/ - веб-страница о стратегическом менеджменте.
Страницы: 1, 2, 3, 4