- коэффициент автономии;
- коэффициент финансовой устойчивости;
- коэффициент финансирования;
- коэффициент капитализации.
Одними из основных показателей характеризующих финансовое состояние предприятия, являются показатели ликвидности и платежеспособности.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств, достаточных для расчетов по кредиторской задолженности, требующей немедленного погашения. Показатели платежеспособности рассчитываются парами, т.е. на начало и конец анализируемого периода и если фактическое значение коэффициента не соответствует нормальному ограничению, т.е. его оценивают по динамике, т.е. по увеличению или снижению значения. Таким образом, основными признаками платежеспособности являются:
а) наличие в достаточном объеме средств на расчетном счете;
б) отсутствие просроченной кредиторской задолженности.
Предприятие считается платежеспособным, если у него нет просроченной задолженности поставщикам, по банковским ссудам и другим расчетам.
Для комплексной оценки платежеспособности принимают следующие показатели:
1). Общий показатель платежеспособности.
2). Коэффициент абсолютной ликвидности.
3). Коэффициент «критической оценки» (быстрой ликвидности).
4). Коэффициент текущей ликвидности.
5). Коэффициент маневренности капитала.
6). Доля оборотных средств в активах.
7). Коэффициент обеспеченности собственными средствами.
Когда говорят о ликвидности предприятия, то имеют в виду наличие у него оборотных средств в размере, теоретически достаточным для погашения краткосрочных обязательств, хотя бы и с нарушением сроков погашения, предусмотренных договорами.
Важным показателем при рассмотрении понятия ликвидности является ликвидность баланса.
Задача анализа ликвидности баланса возникает с необходимостью дать оценку платежеспособности предприятия, т.е. его способности своевременно и полностью рассчитаться по своим обязательствам.
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. От ликвидности баланса отличается ликвидность активов, которые определяются как величина обратная времени необходимому для превращения их в денежные средства. Чем меньше времени которое потребуется чтобы данный вид актива превратился в деньги, тем увеличивая их ликвидность.
Анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу с обязательствами по пассиву. Активы сгруппированы по степени их ликвидности и расположены в порядке убывания ликвидности. Пассивы группируются по степени срочности их оплаты.
В зависимости от степени ликвидности, т.е. скорости превращения в денежные средства активы предприятия разделяются на следующие группы:
А1 – наиболее ликвидные активы;
А2 – быстро реализуемые активы;
А3 – медленно реализуемые активы.
А4 – труднореализуемые активы;
П1 – наиболее срочные обязательства;
П2 – краткосрочные пассивы;
П3 – долгосрочные пассивы;
П4 – постоянные пассивы.
Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие неравенства:
А1≥П1, А2≥П2, А3≥П3, А4≤П4.
Выполнение первых трех неравенств с необходимостью влечет выполнение и четвертого неравенства, поэтому практически существенным является сопоставление итогов первых трех групп по активу и пассиву. Четвертое неравенство носит “балансирующий” характер и в то же время имеет глубокий экономический смысл: его выполнение свидетельствует о соблюдении минимального условия финансовой устойчивости – наличии у предприятия собственных оборотных средств.
Дополнительно сопоставление ликвидных средств с обязательствами позволяет определить следующие показатели:
1). Текущей ликвидность.
2). Перспективная ликвидность.
При анализе финансового положения организации также определяют тип финансовой ситуации на предприятии.
Возможно выделение 4 типов финансовых ситуаций:
1. Абсолютная независимость финансового состояния:
2. Нормальная независимость финансового состояния:
3. Неустойчивое финансовое состояния:
4. Кризисное финансовое состояние.
Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота его средств, т.к. от скорости оборота средств зависит размер годового оборота и чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится расходов. Финансовое положение предприятия и его платежеспособность зависят от того, на сколько быстро средства, вложенные в активы превращаются в реальные деньги.
Большое влияние на финансовое состояние предприятия оказывает качество производственных запасов. Накопление больших запасов свидетельствует о спаде активности предприятия. Большие сверхплановые запасы приводят к замораживанию оборотного капитала, замедлению его оборачиваемости.
В то же время недостаток запасов также отрицательно сказывается на финансовом положении предприятия, так как растут цены за срочность поставок, уменьшается сумма прибыли. Поэтому каждое предприятие стремится, чтобы запасы были оптимальными.
Период оборачиваемости запасов равен времени хранения их на складе от момента поступления до передачи в производство. Чем меньше период, тем меньше производственно-коммерческий цикл.
Для анализа деловой активности предприятия используются две группы показателей:
1) общие показатели оборачиваемости;
2) показатели управления активами.
Оборачиваемость средств, вложенных в имущество предприятия, может оцениваться:
а) скоростью оборота – это количество оборотов, которое делают за анализируемый период капитал предприятия или его составляющие;
б) периодом оборота – это средний срок, за который возвращаются в хозяйственную деятельность предприятия денежные средства, вложенные в производственно-коммерческие операции.
Средняя величина активов для расчёта коэффициентов деловой активности предприятия определяется по балансу по формуле средней арифметической.
где
Ср.в.а. – средняя величина активов,
Он и Ок – величина активов на начало и конец анализируемого периода.
I. Общие финансовые показатели оборачиваемости:
1. Коэффициент общей оборачиваемости капитала (ресурсоотдача):
2. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств.
3. Коэффициент отдачи нематериальных активов.
4. Фондоотдача.
5. Коэффициент отдачи собственного капитала.
II. Показатели управления активами:
1. Оборачиваемость материальных средств.
2. Оборачиваемость денежных средств.
3. Коэффициент оборачиваемости средств в расчётах.
4. Срок погашения дебиторской задолженности.
5. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности.
6. Срок погашения кредиторской задолженности.
Анализ прибыли предприятия основывается на анализе рентабельности производства.
Рентабельность производства служит измерителем эффективности использования средств, находящихся в распоряжении предприятия. Уровень рентабельности зависит прежде всего от величины прибыли и размера затрат и применяемых ресурсов. Одним из важных источников роста рентабельности производства является увеличение массы прибыли, получаемой предприятием. Для увеличения прибыли предприятию необходимо увеличить объем выпуска продукции, снизить затраты на ее производство и снизить себестоимость продукции. Рост рентабельности объективно свидетельствует о повышении эффективности работы предприятия, увеличение не только получаемой суммы прибыли, но и относительного повышения доходов на каждый рубль затрат. Изменения в уровне рентабельности всей реализованной продукции происходит под влиянием изменений структуры реализованной продукции и рентабельности отдельных видов продукции. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены продажи и себестоимости данного вида продукции.
При анализе прибыли предприятия используют следующие показатели:
1. Рентабельность продаж.
2. Бухгалтерская рентабельность от обычной деятельности.
3. Чистая рентабельность.
4. Экономическая рентабельность.
5. Рентабельность собственного капитала.
6. Валовая рентабельность.
7. Рентабельность перманентного капитала.
Эффективность организации сбыта и продвижение товара характеризуется следующими показателями:
- коэффициент затоваренности готовой продукции;
- рентабельность продаж (реализации);
- коэффициент эффективности рекламы.
К показателям характеризующие конкурентоспособность продукции относят качество продукции и цену.[7, стр.6-19].
2.2 Методика расчета показателей
Рентабельность продукции. Данный показатель можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность всей реализованной продукции дает представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализуемой продукции. Рентабельность всей реализованной продукции определяется отношением прибыли от реализации к выручке реализации (данные отчета о прибылях и убытках):
(1)
где R – рентабельность продукции;
- прибыль от реализации продукции;
В – выручка от реализации.
Фондоотдача – данный показатель позволяет судить о том, сколько приходится продукции в денежном выражении на 1 руб. основных производственных фондов, т.е. характеризует эффективность использования основных средств предприятия:
(2)
Фондоемкость – является обратной величиной фондоотдачи. Характеризуется стоимостью основных фондов, приходящихся на единицу продукции:
(3)
Производительность труда во многом зависит от уровня и степени комплексности автоматизации и механизации производства, от применения высокопроизводительного оборудования, мало- или безотходных технологических процессов, от своевременного выполнения работниками предприятия своих функций. Данный показатель отражает эффективность организации и использования рабочей силы, определяется как отношение выручки от реализации к среднесписочной численности производственного персонала.
(4)
где Пр – производительность труда;
В – выручка от реализации;
ЧР – среднесписочная численность работников основного производства.
Коэффициент отношения средней заработной платы к прожиточному минимуму – данный показатель свидетельствует о заинтересованности предприятия в стимулировании работников, о качестве процесса воспроизводства рабочей силы. Чем выше этот показатель, тем больше заинтересованность работников в своем деле, тем выше их мотивация для достижения лучших результатов:
(5)
где - средняя заработная плата определенной категории работников, руб.;
Показатели финансовой устойчивости:
1. Коэффициент капитализации (плечо финансового рычага):
(6)
Показывает сколько заемных средств привлекло предприятие на один рубль вложенных в активы собственных средств.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12