Третий показатель (результаты деятельности) включает результаты работы учреждения и управленческого тру; руководителя: организационных, правовых, кадровых, материально-технических условий функционирования и развития учреждения.
Как видно из выше перечисленных показателей современный руководитель образовательного учреждения должен обладать не только высокими профессиональными знаниями, умениями, способностями, но и уметь создать благоприятные условия труда для коллектива и для себя как руководителя.
Заключение
Изучение темы выпускной квалификационной работы «Анализ и совершенствование организации труда на предприятии» автором сделаны следующие выводы:
Организация труда является на всех действующих предприятиях (организациях) составной частью организации производства. Всякий процесс труда служит подсистемой всех ее процессов и систем в реальном пространстве и времени. Рациональная организация производственных систем может быть построена только на основе самых совершенных подсистем организации трудовых процессов, потребляющих на свое осуществление наименьшее количество экономических ресурсов. Важнейшим признаком совершенной организации трудовых процессов может служить не только выполнение основных производственных задач, но и дальнейшее развитие трудового и производственного потенциала. Это означает, что организация труда как целенаправленная деятельность людей должна стать на отечественных предприятиях (организациях) основой цивилизованных рыночных отношений. Чем совершеннее будет организация труда на предприятиях (организациях) тем выше будут его результаты.
Рационально организованный труд является трудом высокопроизводительным и высокоэффективным. Результаты труда определяют в конечном итоге не только трудовую отдачу персонала и уровень жизни людей, но и эффективность развития той или иной организационной или экономической системы в целом.
В состав комплексной системы организации труда входит следующие 10 подсистем организации и управления трудом:
- разделение и кооперация труда;
расположение и обслуживание рабочих мест;
проектирование трудовых процессов;
обоснование трудовых нормативов;
улучшение условий труда;
соблюдение трудовой и производственной системы;
мотивация и стимулирование труда;
разработка и совершенствование управления трудовыми процессами;
повышение специальной и профессиональной подготовки;
совершенствование и рационализация управленческого труда менеджеров.
В совершенствовании организации труда все выше названные подсистемы необходимо применять последовательно и комплексно на каждом рабочем месте и на каждом предприятии (организации) независимо от форм собственности. Однако проблема комплексной организации труда и трудовых процессов до настоящего времени не имеет практического решения. В науках об организации труда и организации трудовых отношений существуют разрозненные рекомендации о проектировании отдельных трудовых и производственных процессов.
В новых рыночных условиях на многих отечественных предприятиях почти отсутствуют мотивы и стимулы высокоэффективного труда. Отсюда следует вывод, во-первых, что на отечественных предприятиях сохраняется низкий уровень оплаты труда, что снижает его мотивацию, во-вторых, что проблема совершенствования организации трудовых процессов является приоритетной и требует не только учета основных законов и положений рыночной экономики, но и предполагает заинтересованное участие в ее разрешении научных работников, специалистов и руководителей государственных учреждений.
Помимо различных видов разделения труда необходимо учитывать психофизиологический границы персонала, которые определяются личными и профессиональными способностями работника, возможностями человеческого организма, уровнем трудовой нагрузки и физических усилий, требованиями сохранения здоровья и работоспособности, условиями безопасности и т.п.
Социальной границей характеризуется содержательностью труда, наличием разнообразных и привлекательных работ, возможностью развития творческих способностей человека, роста профессиональной квалификации, повышении заработной платы и т.д.
Таким образом, практика совершенствования организации труда требует дальнейших научных разработок, подтверждает высокую эффективность применения научно обоснованных принципов организации труда персонала.
Детская музыкальная школа г. Салавата является государственным образовательным учреждением на котором действует законодательно регулируемая система организации труда персонала. Основные принципы организации труда закреплены в Трудовом Кодексе Российской Федерации и конкретизируются Указами Президента, Постановлениями Правительства, Положениями Министерства образования на федеральном и региональных уровнях. Обеспечить соблюдение основных принципов организации труда в образовательном учреждении призван его руководитель в лице директора образовательного учреждения.
Основными направлениями организации труда в детской музыкальной школе являются разделение и специализация труда, нормирование труда, организация и техническая оснащенность рабочих мест, обеспечение необходимой методической литературой, повышение квалификации и оплата труда.
Единой нормой рабочего времени является норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, которая составляет 18 часов в неделю. Технология образовательного процесса основана на индивидуальном обучении учащихся по различным образовательным программам. Образовательные программы разделяются по срокам обучения на семилетние, пятилетние и допрофессиональной подготовки. Распределение учащихся осуществляется по классам, что обусловлено учебными задачами.
Персонал детской музыкальной школы представлен различными категориями работников, среди которых к управленческому персоналу относится директор и заместитель директора по УВР; педагогический состав представлен 58 педагогов из них 44 педагога и 14 педагогов - концертмейстеров; секретарь, заведующие хозяйственной частью и складом школьного имущества, заведующий библиотекой и обслуживающий персонал. Всего 73 человека.
Основным рабочим местом директора является рабочий кабинет, заместителя директора по УВР - методический кабинет. Основным рабочим местом педагогов является учебные помещения, оснащенные соответствующими музыкальными инструментами. Обслуживающий персонал располагается во вспомогательных помещениях школы.
Оплата труда персонала производится по разрядам и категориям, установленным Единой тарифной сеткой в соответствии с профессиональными и квалификационными характеристиками персонала.
В детской музыкальной школе проводится квалификационная аттестация педагогических работников, которая значительно влияет на оплату труда. В течении 2005 года прошли аттестацию на повышение профессиональной категории 15 педагогов, что составило 26 % от общего числе педагогов.
По результатам анализа выявлены следующие недостатки в организации труда:
В детской музыкальной школе г. Салавата недостаточно обеспечена средствами пожарной безопасности;
Учебные помещения оборудованы устаревшими музыкальными инструментами и старой мебелью;
Методический кабинет и библиотека недостаточно обеспечены новой методической и музыкальной (нотной) литературой;
Низкое техническое оснащение управленческого труда.
На основании выше перечисленных недостатков образовательному учреждению (ДМШ г. Салавата) предложено:
разработать программу технического и специального оснащения школы (музыкальные инструменты, оргтехника, средства обеспечения безопасности);
разработать систему рациональной организации труда директора и заместителя директора по УВР учетом особенностей управленческого труда;
Библиографический список
1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ. - М.: Юридическая литература, 2002. - 146 с.
2. Абдурахманов К.Х., Одегов Ю.Г. Управление трудовым потенциалом в условиях регулируемой рыночной экономики. - Уфа.: Китап, 2001. - 237 с.
3. Абчук В.А. Теория организации и основы менеджмента (в социальной сфере). - СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 551с.
4. Адамчук В.В., Кокин Ю.П., Яковлев Р.А. Экономика труда. - М.: Финстатинформ, 2002г. - 194с.
5. Волгин Н.А. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. - 187 с.
6. Герчиков И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи, 2002г.- 480с.
7. Гончаров В.В. Руководство для высшего управленческого персонала. - М.: Сувенир, 2003. - 95с.
8. Горелов Н.А. Экономика трудовых ресурсов. -М.: Высшая школа. 2002. - 186с.
9. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия-М.: Финансы и статистика, 2001.- 520с.
10. Дафт Р.Л. Менеджмент. - Спб.: Питер, 2001г. - 832с.
11. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика / Пер.с англ. Ю.Н. Каптуревского.: Спб.: Питер, 2003г. - 560с.
12. Друкер П.Ф. Задачи менеджмента в XXI веке. - М.: Вильямс, 2003. - 593с.
13. Дункан Ч.А. Основополагающие идеи в менеджменте. - М.: Экономика, 2004. - 261с.
14. Жиделева В.В. Экономика региона: формирование социально-устойчивой стратегии развития. - Сыктывкар: Изд. Сыктывкарск. гос. ун-та, 2002. - 274 с.
15. Журавлев П.В., Куланов М.Н., Сухарв С.А. Мировой опыт в управлении персоналом. - М.: Изд-во Рос.экон.акад., 2001г. - 412с.
16. Журавлев П.В., Одегов Ю.П., Волгин Н.А. Управление человеческими ресурсами: опыт индустриально развитых стран. - М.: Экзамен, 2002. - 97 с.
17. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. - М.: Инфра, 2003, 194с.
18. Зущина Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсы и трудовой потенциал общества. - М.: Инфра - М., 2001. - 214 с.
19. Карстанье П., Ушаков К. Управление в образовании. - М.: Инфра, 2001. - 153с.
20. Колосницына М.Г. Экономика труда.: ИЧП «Изд-во Магистр», 2001. - 341с.
21. Коротков Э. М. Концепция менеджмента. - М.: Дека,2002. - 304с.
22. Лебедев О.Е. Демократическая школа. - СПб.: Нева, 2004. - 193с.
23. Левита Р. История управленческой мысли. - М.: ИНФРА - М, 2003. - 381с.
24. Маптайль Ш. Экономика менеджера. - М.: Велби, 2004. - 247с.
25. Марцинкевич В.И., Соболева И.В. Экономика человека. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 83 с.
26. Меликьянов Г.Г. Колосова Экономика труда- . М: МГУ, 2001. - 253с.
27. Мильнер Б.З. Евенко Л.И., Рапопорт В.С. Системный подход к организации управления. М.: ИНФРА, 2002 - 143 с.
28. Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: ИНФРА - М, 2002. - 467с.
29. Огонесян И.А. Управление персоналом организации. - Мн.: Амалфея, 2000. - 374 с.
30. Патралов Б.С. Управленческий лабиринт. - СПб.: Питер, 2003. - 373с.
31. Патрушев В.Д. Современная система управления на предприятии. - М.: Российская экономическая академия, 2004г. - 100с.
32. Поташник М.М., Лазарев В.С. Управление развитием школы. - М.: Изд-во Педагогического университета, 2003. - 249с.
33. Симонов В.П. Педагогический менеджмент. - М.: Инфра, 2002. - 147с.
34. Слезингер Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики. - М.: ИНФРА - М, 2001. - 264 с.
35. Слепцов Н.С Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике.- М.: Изд-во РАГС, 2002. - 127с.
36. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2000.- 285 с.
37. Современное управление. Энциклопедический справочник. Пер.с англ., Т 1. - М.: Издатцентр, 2001.- 581 с.
38. Соловьев А.К. Экономические основы современного менеджмента. - М.: Современная экономика и право, 2005г.- 182с.
39. Туровец О.Г., Бухалков М.И., Родинов В.Б. Организация производства и управление предприятием. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 544с.
40. Черкасов Г. Н. Организация труда на предприятии. - М.: Экономист, 2004. - 449с.
41. Эринберг Р.Д. , Смит Р.С. Современная экономика труда. Теория и государственная политика М.: Изд. МГУ, 2004. - 184 с.
Список сокращений
ОУ - образовательные учреждения
НОТ - научная организация труда
ДМШ - детская музыкальная школа
НОУТ - научная организация труда управленческого труда
ОП - обслуживающий персонал
зам. директора по УВР - заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Приложение 1
Взаимосвязь задач разделения труда в управлении трудовым коллективом
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7