6. Повышение качества управления, т. е. результативности трудовых затрат работников аппарата управления, и улучшение работы подчиненных объектов. Здесь главную роль играет функционально-правовой подход к оценке деятельности данного аппарата управления в общей системе органов государственного и социально-культурного управления [26. C. 143].
2. Анализ и совершенствование организации труда персонала на примере детской музыкальной школы (ДМШ) г. Салавата
2.1 Особенности управления и организации труда в образовательных учреждениях на примере ДМШ г. Салавата
Организация управления деятельностью образовательным учреждением необходима для качественного и своевременного решения задач, стоящих перед ним. Это достигается выполнением ряда важнейших функций управления, которые определяются как отрасль работы, представляющая собой совокупность решений, действий или, процессов, объединенных общностью объекта и решаемых задач по управлению. Организация управления ОУ обусловливает прежде всего содержательный и коммуникативный аспекты деятельности руководителя школы и его заместителей и положения научной организации их труда. Если содержательная сторона деятельности определяется функциями управления, то коммуникативная - структурой управления ОУ, его штатным расписанием и должностными инструкциями администраторов, педагогов и вспомогательного персонала.
С точки зрения раскрытия содержательного аспекта в деятельности администратора ОУ выделяются следующие основные функции:
подбор и расстановка кадров,
повышение квалификации кадров;
планирование деятельности ОУ и его подразделений;
контроль деятельности ОУ и его подразделений;
планирование и организация оперативного управления деятельностью ОУ и его подразделений;
всестороннее обеспечение деятельности ОУ и его подразделений;
опытно-экспериментальная работа по совершенствованию средств и методов управления;
научная организация труда (НОТ) учащихся, вспомогательного персонала и общественных организаций и научная организация управленческого труда (НОУТ) администрации;
стимулирование деятельности персонала [19. C. 66].
Руководитель в системе образования - это не прост< должность; это сложная профессия, включающая в себя многообразие знаний, умений, навыков и профессиональной понимания возникающих и решаемых управленческих проблем.
В плане обеспечения НОТ персонала ОУ его руководитель должен осуществлять следующее:
сопрягать цели ОУ с общими задачами образование личности и социокультурными процессами в обществе;
определять стратегию и тактику развития ОУ;
формировать систему взаимосвязи постановки задач условиями их достижения;
подбирать способы, позволяющие с наименьшими за тратами доходить до намеченных целей;
проектировать управленческую деятельность;
владеть педагогическим анализом как универсальны} инструментом соединения замыслов и достижений;
планировать работу ОУ и стимулировать творческую поисковую деятельность в коллективе;
владеть технологией и техникой управления;
определять по признакам и показателям уровень профессионализма педагога и обслуживающего, обеспечивающего персонала ОУ;
выявлять основные существенные элементы учебно-методической базы;
стимулировать зарождение, развитие саморегулирующегося начала и полнокровное функционирование органов самоуправления ОУ;
осмыслять новый характер контроля, направленный на изменение достижений, результатов в соответствии с педагогическими затратами;
формировать правовое поле деятельности ОУ;
сплачивать коллектив на основе соединения личных и общих целей, а также приведения каждого к собственному, успеху [30. C. 159].
На основании выше изложенного следует, что НОТ персонала музыкальной школы является одной из важнейших функций директора школы.
В послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года было подчеркнуто значение общественной нравственности и культуры как основы развития цивилизованных рыночных отношений, становления в стране институтов гражданского общества. Художественное образование, как и образование в целом, является одним из важнейших факторов, способствующих достижению этой цели.
В числе актуальных задач, стоящих перед системой художественного образования, является воспитание у подрастающего поколения интереса к культуре и искусству, формирование художественных вкусов как основы создания эстетически развитой и заинтересованной аудитории слушателей и зрителей. Для решения этой задачи необходимо понимание на государственном уровне роли и значения художественного воспитания как процесса универсального, неотделимого от образовательных задач современной школы, культурно-образовательной среды, средств массовой информации.
Организация управления деятельностью образовательного учреждения необходима для качественного и своевременного решения задач стоящих перед ними. Одной из таких задач является не только совершенствование управления образовательным учреждением, но и обеспечение благоприятных условий труда коллектива образовательного учреждения на основе научной организации труда [32. C. 91].
В современных образовательных учреждениях, к которым относится музыкальная школа г. Салавата накопилось множество проблем, среди которых такие как
отсутствие необходимого современного оборудования, например, систем обеспечения охраны и пожарной безопасности;
низкий уровень технической оснащенности учебного процесса;
изношенность парка музыкальных инструментов;
недостаточное комплектование фондов учебных библиотек специальной научно-методической и нотной литературой последних лет издания.
Эти проблемы в значительной мере снижают качество условий труда персонала образовательных учреждений, а также качество подготовки обучаемых. В государственной программе в сфере развития художественного образования поставлены ряд задач, среди которых особое место занимает такие задачи, решение которых направлено на совершенствование условий труда персонала образовательных учреждений (детских музыкальных школ). К таким задачам относятся:
разработка мер по материальному стимулированию и достойной оплате труда работников системы художественного образования;
разработка и внедрение целостной системы критериев оценки эффективности функционирования системы художественного образования;
повышение качества профессиональной подготовки специалистов в сфере культуры и искусства;
сохранение и развитие системы научно-методического обеспечения деятельности образовательных учреждений культуры и искусства;
существенное укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, формирование в системе художественного образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов многоканального финансирования.
Работа в этом направлении должна быть организована руководителями школ и других образовательных учреждений культуры и искусства. Чтобы процесс управления образовательным учреждением, в нашем случае детской музыкальной школы, достигал поставленных целей необходимо совершенствовать организацию управленческого труда.
Способность руководителя школы при разумных затратах времени и усилий достигать эффективности жизнедеятельности школы рассматривается как важный компонент его управленческой деятельности. Такая способность должна быть максимально адекватной требованиям современного общества к системе управления образованием. Именно поэтому к руководителям и педагогическим коллективам современным ОУ результатам их управленческой деятельности предъявляются высокие требования.
Руководитель должен обеспечить не только комплексность и системность труда, но и руководствоваться регламентирующими документами, обеспечивающими нормальное функционирование школы. Кроме того, научная организация труда предполагает, что работа персонала должна опираться на стабильность. Это означает, что стабильным должен быть состав персонала, функции и задачи, решаемые коллективом. Это не исключает динамики в развитии коллектива. Важно, чтобы изменение содержания и состава задач было обусловлено объективно необходимыми потребностями и происходило на строго научной основе. Руководитель ОУ постоянно должен способствовать целенаправленному творчеству коллектива. Оно заключается в достижении двух взаимосвязанных целей: обеспечение творческого подхода к выполняемой работе и внедрение передовых приемов труда, а также максимальное использование творческого потенциала работников в их повседневной деятельности [17. C. 38].
2.2 Анализ и совершенствование организации труда персонала детской музыкальной школы г. Салавата
Научная организация труда детской музыкальной школы основывается на тех же законах и принципах, состоит из тех же элементов, которые в целом составляют систему научной организации труда. Для проведения анализа прежде всего охарактеризуем персонал детской музыкальной школы.
Согласно штатного расписания детской музыкальной школы с 1 сентября 2005 года персонал ОУ состоит из следующих категорий работников:
директор,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе;
секретарь;
заведующий хозяйственной частью;
заведующий складом школьного имущества;
заведующий библиотекой;
настройщик музыкальных инструментов;
слесарь-сантехник;
уборщица помещений;
гардеробщица;
ночной сторож;
рабочий по обслуживанию.
Особой категорией персонала является педагогические работники школы, которые в свою очередь подразделяются на педагогов различных музыкальных специальностей и концертмейстеров.
Директор школы организует работу хозяйственного блока системы управления и работу педагогического коллектива. Разделение персонала по категориям работников основано на принципе разделения и специализации труда. Каждая категория работников имеет определенные профессиональные и специальные характеристики, которые отражены в категории тарифного разряда.
Поскольку детская музыкальная школа относится к образовательным учреждениям сферы культуры и искусства, то основным направлением научной организации труда является обеспечение благоприятных условий для работы педагогического коллектива. В таблице 2.1. приведен основной состав педагогических работников музыкальной школы.
Таблица 2.1
Педагогический состав детской музыкальной школы г. Салавата
Общее количество педагогов
58 человек
из них:
Педагоги
44
Педагоги - концертмейстеры
14
Работа педагогического коллектива основана на индивидуальном обучении учащихся музыкальной школы в младших и старших классах. Это продиктовано исключительно учебными задачами и не имеет отношения к вопросам исчисления заработной платы работников детской музыкальной школы.
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы преподавателей и концертмейстеров детских школ искусств устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2003 года № 191 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений" и составляет 18 часов в неделю.
Обучение осуществляется на основе образовательных программ (ОП), которые разделяются по срокам обучения на 7-летние, 5-летние и ОП ранней профессиональной ориентации (допрофессиональной подготовки) учащихся (VIII (VI) класс). Переход на ОП ранней профессиональной ориентации учащихся возможен после освоения 7-летней или 5-летней программы. Обучение осуществляется в учебных классах, которые являются рабочим местом педагогов и оснащены соответствующими музыкальными инструментами.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7