3) определение результативности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов (отдельно и в совокупности);
4) контроль за осуществлением требований коммерческого расчета;
5) выявление и измерение внутренних резервов (на всех стадиях производственного процесса);
6) проверка оптимальности управленческих решений.
Первая задача - повышение научно-экономической обоснованности бизнес-планов, бизнес-процессов и нормативов достигается обстоятельным ретроспективным анализом хозяйственной деятельности. Построение временных рядов за значительный период позволяет установить определенные экономические закономерности в хозяйственном развитии. Далее выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказывать в будущем существенное влияние на хозяйственную деятельность предприятия (ассоциаций, товариществ, концернов и др.). Особое внимание обращается на анализ хозяйственной деятельности за текущий период; он является в то же время и предплановым анализом. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с ним и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. В связи с тем, что плановая работа опережает отчетную за текущий период, возникает необходимость предпланового анализа, изучение ожидаемого выполнения плана производится, как правило, за IV квартал.
Ретроспективный и текущий анализ завершаются перспективным (прогнозным) анализом с прямым выходом на планово-предположительные показатели.
Во всех случаях используются методы сравнительного анализа конечных производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций (отечественных и зарубежных). Таким образом, бизнес-планы обстоятельно обосновываются необходимыми экономическими расчетами.
Вторая задача - объективное и всестороннее изучение по данным учета и отчетности выполнения установленных бизнес-планов, бизнес-процессов и соблюдения нормативов по количеству, структуре и качеству выпущенной продукции, выполненных работ и услуг. На промышленных предприятиях, например, исследуется выполнение производственной программы по количеству и ассортименту важнейших изделий, сортности, комплектности и качеству продукции, ритмичности производства, реализации продукции, выполнению договоров поставки; на транспорте -по грузообороту; в организациях связи - по числу оказанных услуг и т.д. В торговле основное внимание обращается на объем оптового и розничного товарооборота, на его ассортиментную структуру и т.д.
Третья задача - определение экономической эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. На промышленных предприятиях отдельно исследуется эффективность использования средств и предметов труда (зданий и сооружений, инструментов, сырья и материалов), рабочей силы (по численности и профессиональному составу работников, основному и вспомогательному персоналу, производительности труда и т.д.), финансовых ресурсов, взятых в их совокупности ( собственных и заемных).
В сельском хозяйстве анализ использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов непосредственно увязывается с анализом использования природных ресурсов, со строгим соблюдением определенных экологических требований.
Четвертая задача экономического анализа - обеспечение заданной эффективности и оценка конечных финансовых результатов.
При оценке финансовых результатов деятельности предприятий используются количественные и качественные показатели (в их необходимой увязке). Так, размер прибыли промышленного предприятия определяется не только количеством и ассортиментом выпускаемых изделий, но и их себестоимостью. Прибыль торгового предприятия зависит как от выполнения плана товарооборота (по объему и структуре), так и от фактически сложившегося уровня издержек обращения.
Для правильной оценки соблюдения принципов коммерческого расчета и финансовых результатов необходимо подразделить факторы, повлиявшие на исследуемые показатели, на зависящие и не зависящие от предприятий. Устранение влияния сторонних факторов (путем соответствующих расчетов) позволяет объективно проанализировать результаты усилий коллектива предприятия или собственника. Подразделение факторов на зависящие и не зависящие от предприятия особенно необходимо в условиях рыночных отношений.
При анализе деятельности внутренних подразделений аналитические разработки несколько сужаются. В частности, сокращаются позиции, связанные с заключением договоров поставки, с банковскими и бюджетными расчетами, ограничиваются возможности анализа финансовых результатов.
Пятая задача экономического анализа - выявление и измерение внутренних резервов на всех стадиях производственного процесса.
Экономический анализ как дисциплина прикладная оправдывает себя в полной мере лишь тогда, когда приносит реальную пользу. Действительная полезность его состоит в выявлении неиспользованных резервов на всех стадиях производственного процесса. Повышение темпов развития экономики непосредственно зависит от того, приведены ли в действие все имеющиеся в хозяйстве резервы, соблюден ли непреложный принцип режима экономии - достижение наибольших результатов с наименьшими затратами.
В процессе экономического анализа выявление резервов происходит путем сравнительного изучения выполнения плана внутренними подразделениями предприятия, однородными предприятиями, а также изучения и наиболее полного использования отечественного и зарубежного передового опыта. Критическая оценка самих плановых разработок также может указать на возможности их перевыполнения.
Шестая задача экономического анализа состоит в обосновании и проверке оптимальности управленческих решений. Принять правильное управленческое решение, выявить его рациональность и эффективность можно лишь на основе предварительного экономического анализа.
Задачи экономического анализа, конечно, не исчерпываются приведенным выше перечнем. Многогранность хозяйственных ситуаций ставит перед ним многие задачи автономного характера. И их можно решить, применяя общие и частные аналитические методы.
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Аккорд»
2.1 Краткая характеристика
Компания ЗАО «АККОРД» (компания занимается производством бетона и железобетонных конструкций).
Юридический и фактический адрес: РТ, г. Казань. Ул. Большой Сабан, д. 1
Общество самостоятельно заключает и контролирует исполнение хозяйственных и других договоров со всеми видами организаций, предприятий и учреждений, а также частными лицами.
Уставный капитал Общества составляет 282130000 рублей.
Высшим органом управления общества является собрание учредителей. Оно регулярно собирается один раз в год для утверждения бухгалтерской отчетности, отчета директора, отчета главного бухгалтера общества, распределения чистой прибыли, выборов исполнительного органа, решения стратегических вопросов деятельности общества.
Оперативной деятельностью общества руководит единоличный исполнительный орган - директор.
ЗАО «АККОРД» реализует только сертифицированную продукцию (товары, работы, услуги) в соответствии с действующим законодательством и несёт ответственность за реализацию продукции (товаров, работ, услуг), причиняющих вред потребителям.
Организационная структура предприятия выглядит следующим образом:
Рис. 1 Организационная структура
Охарактеризуем организационную структуру бухгалтерии ЗАО «АККОРД» (см. рис.2)
Рис. 2. Организационная структура бухгалтерии
Структура бухгалтерии линейного типа, т.е. все бухгалтера подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Главный бухгалтер отвечает за организацию бухгалтерского учета на предприятии, разрабатывает учетную политику, занимается ведением учета основных средств, налогов, а также составлением финансовой отчетности предприятия.
Бухгалтер по учету заработной платы - начисляет заработную плату работникам предприятия, начисляет отпускные, больничные листы. Кроме этого отвечает за правильное и своевременное отчисление в фонды социального страхования.
Бухгалтер кассир - ведет счета по учету денежных средств на расчетном счете и в кассе. Кроме этого, выполняет функции кассира предприятия, выдает и принимает денежные средства в кассе.
Производственно-калькуляционная группа - занимается расчетом нормативов и калькуляцией себестоимости продукции. Также данная группа осуществляет учет отклонений от норм и выявляет причины этих отклонений.
Бухгалтер материального стола - осуществляет бухгалтерский учет производственных запасов предприятия, а также учет выпуска готовой продукции.
Бухгалтер по учету расчетов - ведет все счета по учету расчетов, кроме счетов по налогам и заработной платы. К таким счетам относят счета по учету с поставщиками, покупателями, прочим дебиторам и кредиторам и др.
На предприятии действует инвентаризационная комиссия, в состав которой входят: руководитель предприятия, главный бухгалтер, бухгалтер-кассир и один из работников технического персонала.
На данном предприятии используется программа «1С - Бухгалтерия».
Исходными данными для бухгалтерии являются проводки, вводимые в журнал хозяйственных операций. На основании введенных проводок программа автоматически формирует баланс.
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности ЗАО «Аккорд»
Оценку текущего состояния необходимо начинать с анализа имущественного положения предприятия, которая характеризуется составом и состоянием активов, которыми владеет и распоряжается предприятие для достижения своих целей. Оно изменяется с течением времени за счёт различных факторов, главным из которых являются достигнутые за истинный период финансовые результаты. Говоря об анализе имущественного положения, следует иметь в виду не только предметно-вещественную характеристику, но и денежную оценку, позволяющую делать суждения об оптимальности, возможности и целесообразности вложения финансовых результатов в активы предприятия. Имущественное и финансовое положение предприятия представляет собой две стороны экономического потенциала, которые тесно взаимосвязаны.
Анализ структуры имущества осуществляется на основе сравнительного аналитического баланса, который включает в себя и вертикальный, и горизонтальный анализ. Структура стоимости имущества даёт общее представление о финансовом состоянии предприятия. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношение заёмных и собственных средств, покрывающих их, в пассивах. Сопоставляя структурные изменения в активе и пассиве, можно сделать вывод о том, через какие источники, в основном, был приток новых средств и в какие активы эти новые средства вложены.
Таблица 1
Сравнительный аналитический баланс ЗАО «Аккорд» за 2007-2009 гг.
Группировка статей баланса
Абсолютные величины (на конец отчетного периода), тыс. руб.
Относительные величины (на конец отчетного периода), %
Изменения (на конец 2009 г. по сравнению с концом 2007 г.)
2007 г.
2008 г.
2009 г.
В абс. Вели чинах, тыс. руб.
В струк туре
В % к вели чине на конец 2007 г.
В % к измене нию итога баланса
1.Имущество предприятия
317971
567718
485363
100
197392
-
52,64
1.1 Иммоби- лизованные активы
17627
12940
12803
5,54
2,28
2,64
-4824
-2,9
-27,38
1.2 Оборот- ные активы
300344
554778
472560
94,46
97,72
97,36
172216
2,9
57,37
1.2.1 Запасы
174874
41969
37894
58,22
7,57
8,02
-136980
-50,2
-78,33
1.2.2 Дебито- рская задолженность
93552
264616
341569
31,15
47,69
72,28
248017
41,13
265,11
1.2.3 Денеж- ные средства
31918
248193
93097
10,63
44,74
19,70
61179
9,07
191,68
2. Источники формирования имущества
2.1 Собствен ный капитал
151100
203438
225300
47,52
35,83
46,42
74200
-1,1
49,11
2.2 Заемный капитал
166871
364280
260063
52,48
64,17
53,58
93192
1,1
55,85
2.2.1 Креди- торская задолженность
36480
Собственные обортные средства
133473
190498
212497
79024
59,20
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11