Рефераты. Анализ гендерной проблемы в управлении

Модель 3. Президент и вице-президент — женщины.

Такая команда также может быть весьма эффективна, при условии, что женщины компенсируют деловые и личностные качества друг друга. Однако, как это ни парадоксально, при таком варианте гораздо чаще можно столкнуться с феноменом "психологического неподчинения". Трудно найти - не исполнителя, а деятеля, которая не стремилась бы завести своё дело. Наиболее оптимально сочетание "учительница-ученица", когда старшая наставница готовит ученицу для будущего управления, а та, в свою очередь, умеет поддержать и развить сегодняшние проекты.

Часто такие "диады" сталкиваются с проблемой "неприятия" остальной частью женской команды, которую они, однако, успешно преодолевают. Выживание этого сочетания часто определяется развитостью чувства коллективизма.

Принцип взаимопомощи (принцип компенсации), является ключевым для всех моделей взаимодействия. Он дает наиболее оптимальные варианты при выработке деловых и личностных стратегий, т.е. проблема наиболее полной реализации своих способностей в достижении жизненных целей и у мужчин, и у женщин может быть решена только совместными усилиями. В жизни этот принцип воплощается далеко не всегда.

Жесткая конкуренция, в которой способны выжить лишь мужчины, - одна из главных причин отставания женщин-руководителей в определенных сферах деятельности. И несмотря на особенности характера, помогающие управлять и способствующие успеху в бизнесе, которые были рассмотрены выше, в современной отечественной практике менеджмента женщина занимает весьма скромное место.


1.3 Ценности и мотивы деятельности женщин-менеджеров


Большинство женщин европейских стран видят в своей работе способ поддержания жизни, а не возможность сделать карьеру - только 33% из них идентифицируют работу с карьерой (среди американских женщин таких 46%) [3].

Карьера, равно как и интересная работа, является не столько реальной целью, сколько опознавательным знаком идеального места женщин в современном мире. Отсутствие стремления к профессиональной карьере женщины объясняют тем, что они объективно не подготовлены к руководящей роли - 39% опрошенных, а почти 75% опрошенных соглашаются с тем, что зарплата соответствует их квалификации. Западные женщины уверены в обратном [4].

Полученные данные показали, что женщины-менеджеры ориентированы на достижение успеха, и их мотивы разнообразны. Успешная карьера предполагает, в их понимании, помимо независимости и самостоятельности в работе, возможность творчества, самореализации, полного раскрытия своих профессиональных возможностей.

После окончания средней школы амбиции мужчин и женщин одинаковы: те и другие стремятся получить высшее образование в сфере менеджмента. У женщин хорошие шансы, но реализуются они реже чем у мужчин. Женщина может прикрыться карьерными амбициями мужа и гордиться его успехами как своими. Мужчинам это менее свойственно [4].

Во всех странах преобладает мнение, что амбиции женщины должны быть направлены на то, чтобы выйти замуж за успешного бизнесмена или удовлетвориться тем, что она родила и вырастила детей. Но многим женщинам этого недостаточно, и они стремятся не только к семейной, но и к профессиональной реализации [5]. Однако здесь материальная заинтересованность является далеко не первым и не единственным мотивом.

Сравнительные мотивационные шкалы женского и мужского бизнеса можно представить в виде таблицы 1 [4].

Сравнивая структуру мотивации, можно заметить принципиальное различие: бизнес-деятельность у женщин гораздо больше ориентирована на состояние и ощущения тех людей, кто рядом, или тех, за кого женщина-менеджер несет ответственность.


Таблица 1 – Женская и мужская мотивация

Мотивы женщин

Мотивы мужчин

Самореализация

Прибыль

Интерес, содержание работы

Самостоятельные решения

Материальная надежность

Желание руководить

Забота о тех, кто рядом

Карьера

Профессиональный рост

Самореализация

Самоутверждение

Самоутверждение


Рассмотрим непосредственно мотивационную шкалу женского бизнеса [10]: Самореализация - 40%

Интерес - 35%

Материальная надежность, деньги - 30%

Забота о тех, кто рядом - 25%

Профессиональный рост - 20%

Самоутверждение - 15%

Ведущими мотивами у женщин являются мотивы самореализации и интереса. Это означает, что реализация себя в деле и возможность проверить собственные силы вместе с материальной заинтересованностью являются главными целями женского бизнеса в России. Скромную позицию в системе мотивов женщин-предпринимателей занимает мотив самоутверждения.

Материальный интерес всегда соперничает во внутренней структуре с личностными мотивами и если побеждает, то лишь при обострении страха за финансовое благополучие тех, кто рядом.

Женская мотивация в большей степени, нежели у мужчин, подвижна и меняется под влиянием определенных факторов: состояния фирмы, состава команды, финансового давления, самооценки, представления о степени реализации целей и т.п. Однако деньги, интерес и самореализация - повторяющиеся стимулы, которые стоят на первых местах и всегда взаимосвязаны [10].

На основе анализа женского предпринимательства можно выявить основные ценностные ориентиры для женщин. Они приведены в таблице 2 [6].

Из косвенных данных видно, что наиболее актуальной для женщин-предпринимателей является потребность в самореализации и активной деятельной жизни, которая и мотивирует приоритет работы в системе ценностей. Вероятно, предпринимателями становятся преимущественно те женщины, которые выбирают в качестве приоритетного над семьей и личной жизнью именно этот "путь" самореализации - работу, карьеру, бизнес.

Сверхзначимость работы для женщин-предпринимателей подтверждается также рядом косвенных показателей.


Таблица 2. Сравнительный рейтинг ведущих ценностей различных категорий населения (ранги)

Женщины-предприниматели

Женщины-госслужащие

Бизнесмены

Общая выборка (бизнесмены, безработные, госслужащие, военные, пенсионеры, студенты...)

1-работа

1-здоровье

1-здоровье

1-здоровье

2-семья

2-семья

2-свобода

2-семья

3-активная жизнь

3-любовь

3-семья

3-материальная обеспеченность

4-здоровье

4-уверенность в себе

4-работа

4-любовь

5-любовь

5-материальная обеспеченность

5-любовь

5-свобода

6.5-материальная обеспеченность и уверенность в себе

6-мудрость

6.5-мудрость и материальная обеспеченность

6-друзья

7-друзья

7-работа


Работа является наиболее значимой сферой их жизни (Таблица 3), более значимой, чем семья (2-е место). Высокий ранг имеет и самореализация (3-е место), возможности которой женщины-предприниматели видят преимущественно в бизнесе и саморазвитии. Эти три названные сферы сохраняют свои ранги и в ранжировании по распределению времени.


Таблица 3. Ранжирование сфер жизни женщинами-предпринимателями по степени значимости и распределению времени [13].

Ранжирование по значимости

Средние ранги

Ранг

Средние ранги

Ранжирование по распределению времени

Работа

1.5

1

1.2

Работа

Семья

2.5

2

2.8

Семья

Самореализация

3.2

3

3.9

Самореализация

Здоровье

4.1

4

4.9

Дом

Внешность, друзья

5.5

5

5.1

Внешность

Дом

6.1

6

5.4

Здоровье

Досуг

6.8

7

5.7

Друзья


92% опрошенных женщин добровольно или вынужденно подчиняют свои личные интересы работе. Характеристики, связанные с работой и организацией дела, имеют особую субъективную значимость в оценке женщинами-предпринимателями себя и в формировании идеального образа деловой женщины.

Таким образом, основную и регулирующую роль в ценностно-ориентационной сфере женщин-предпринимателей играет работа, которая мотивирована потребностью в самореализации и активной жизни. Выдвижение работы на ведущую позицию в системе ценностных ориентаций определяет специфику направленности личности женщин-предпринимателей. В отличие от мужчин-предпринимателей, не все женщины-предприниматели с готовностью признают за собой роль предпринимателя и делового человека, несмотря на то, что фактически ее выполняют: только 3% принимают ее безоговорочно; 36.4% - частично; 54.6% - в некоторой степени. Связано это, по их мнению, прежде всего с нежелательными социально-психологическими последствиями, которые несет выполнение этой роли для традиционных сфер жизни женщины.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.