Рефераты. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (на примере ЗАО Гидронеруд г. Новоорска) p> 3. Взаимные неплатежи предприятий. Особено ощутимы задержки оплаты выполненных работ, достигающие иногда 2 - 3 лет. За такое время инфляция значительно уменьшает реальную стоимость выполненных работ и строительные фирмы несут убытки.

___________________

1) Лычкин Ю. Потенциал строительного комплекса // Экономист.- 1997.-
№ 6.- С. 29.

4. Низкий уровень обеспеченности оборотными средствами, которые в свое время не были проиндексированы в связи с девальвацией рубля.

"Оборачиваемость оборотных средств во многих строительных организациях сократилась в 3 - 4 раза"1).

5. Непомерно высокие налоги, количество которых увеличивается на федеральном и региональном уровнях.

6. Гипертрофированное развитие посредничества, сводящее на нет единственные конкурентные преимущества отечественной продукции - низкие цены на сырье и рабочую силу. К посредничеству предприятия обращаются из-за невозможности эффективно организовать работу собственных маркетинговых служб. В 1990 - 1996 гг. наибольший рост посреднических услуг отмечен в цветной металлургии (в 12 раз, 33 % в конечной цене) и наименьшее увеличение (в пределах 1,4 - 1,5 раза) наблюдалось в производстве строительных материалов.

7. Деформирование системы сметного ценообразования строительной продукции в сторону занижения из-за неадекватного установления региональными органами управления ресурсных коэффициентов для пересчета смет. Значительно занижены нормативы для расчета сметных накладных расходов и плановых накоплений, исчисляемых по новой методике от основной заработной платы, заложенной в сметах строек.

Методические рекомендации по накладным расходам и плановым накоплениям разрабатывались еще в 1992 г. После этого появились другие налоговые ставки, которые полностью вошли в нормативы расчета. "В ряде строительных организаций только налоговые отчисления по статьям накладных расходов и плановых накоплений в

1,5 раза превышают их сметные лимиты"2).

Проанализировав мнения ведущих экономистов России, мы считаем, что для повышения эффективности работы промышленности строительных материалов требуется принятие следующих мер:

_______________________

1) Воронин И., Хайтман В. Возможности оздоровления экономики строительства // Экономист.- 1998.- № 9.- С. 56.

2) Там же, С. 57.


1. Создать межотраслевую структуру, которая занималась бы экономикой строительства. Основные ее функции: разработка программ капитального строительства, подрядных работ и производства строительной индустрии, изыскание финансовых источников инвестирования.
2. Разработать новые нормативы для сметного ценообразования.
3. Сократить завоз импортной строительной продукции, которую в состоянии изготовить отечественные предприятия.
4. Установить норматив перечисления от остаточной прибыли в фонд накопления не менее 20 %. Эти средства должны в обязательном порядке концентрироваться н депозитных счетах в банках и расходоваться строго по назначению.
5. Ввести ограничение налоговых платежей. Можно было бы до 25 % налоговых сборов на добавленную стоимость направлять на капитальное строительство.

Ситуация, сложившаяся в строительном комплексе, требует как законодательных мер поддержки предприятий стройиндустрии, так и изменение расчетной политики самих предприятий. В связи с этим роль эффективного анализа финансово-хозяйственной деятельности в работе предприятий возрастает.

1.2. Значение и сущность управленческого и финансового анализа.

В современной рыночной экономике бухгалтерский учет все более делится на 2 отрасли: финансовый учет и управленческий учет.

Общая схема содержания анализа хозяйственной деятельности, разработанная Шереметом А., представлена на рис. 1.1.

Финансовый учет решает проблемы взаимоотношений предприятия с государством и другими внешними пользователями информации о деятельности предприятия. Финансовый учет и особенно публичная финансовая отчетность регламентируются международными и национальными стандартами, обеспечивающими интересы внешних пользователей информации.

Управленческий учет состоит из систематического традиционного учета, направленного на выработку управленческих решений в интересах собст-

Рис. 1.1. примерная схема содержания анализа хозяйственной деятельности

венников и администрации предприятия. Управленческий учет не регламентируется государством, его организация и методы определяются руководителем предприятия; в нем на первых план в деятельности бухгалтера выдвигаются управленческие задачи, требующие для своего решения не только знаний традиционной бухгалтерии, особенно учета затрат и калькулирования себестоимости продукции и услуг, но и технико-экономического планирования, статистики, анализа хозяйственной деятельности. При таком понимании управленческого бухгалтерского учета, собственно бухгалтерский учет, планирование, статистика и анализ хозяйственной деятельности рассматриваются как единое целое. Управленческий бухгалтерский учет организует внутрихозяйственные связи на предприятии. Поэтому управленческий учет называют внутренним в отличие от финансового - внешнего. В содержание как внешнего финансового, так и внутреннего управленческого учета входит анализ хозяйственной деятельности, но его организация, объекты и методы в решении задач финансового и управленческого учета имеют свою специфику.

Субъектами анализа выступают как непосредственно заинтересованные, так и непосредственно заинтересованные в деятельности предприятия пользователи информации. К первой группе пользователей относятся собственники средств предприятия, заимодавцы, поставщики, покупатели, налоговые органы, персонал предприятия и администрация (руководство).
Каждый субъект анализа изучает информацию со своих позиций, исходя из своих интересов. Следует отметить, что только руководство предприятия может углубить анализ, используя не только данные отчетности, но и данные всей системы хозяйственного учета в рамках управленческого анализа, проводимого для целей управления.

Вторая группа пользователей финансовой отчетности - это субъекты анализа, которые хотя непосредственно и не заинтересованы в результатах деятельности предприятия, но должны по договору защищать интересы первой группы потребителей информации. Это прежде всего аудиторские фирмы, а также консультационные фирмы, биржи, юристы, пресса, ассоциации, профсоюзы и другие.

Итак, субъектами внутреннего управленческого анализа являются только руководство и привлекаемые ими аудиторы и консультанты. Информационной базой управленческого анализа является вся система информации о деятельности предприятия - о технической подготовке производства, нормативная и плановая информация, хозяйственный учет, в том числе данные оперативного, бухгалтерского и статистического учета и так далее.

Управленческий анализ включает в свою систему не только производственный, но и финансовый анализ, без которого руководство предприятия не может осуществлять свою финансовую стратегию. В технико- экономических обоснованиях любого коммерческого дела (бизнес-планах) используются методы как производственного, так и финансового анализа. Так называемый маркетинговый анализ также предусматривает использование методов как производственного, так и финансового анализа в системе маркетинга, т.е. в .управлении производством и реализацией продукции, ориентированный на рынок.

Финансовый анализ является частью общего, полного анализа хозяйственной деятельности.

Особенностями внешнего финансового анализа по мнению Шеремета А. являются:

1) множественность субъектов анализа, пользователей информации о деятельности предприятия; .'

2) разнообразие целей и интересов субъектов анализа;

3) наличие типовых методик анализа, стандартов учета и отчетности;

4) ориентация анализа только на публичную, внешнюю отчетность предприятия;

5) ограниченность задач анализа как следствие предыдущего фактора;

6) максимальная открытость результатов анализа для пользователей информации о деятельности предприятия. Финансовый анализ, основывающийся на данных только бухгалтерской отчетности, приобретает характер внешнего анализа, т.е. анализа, проводимого за пределами предприятия его заинтересованными контрагентами, собственниками или государственными органами.

Этот анализ на основе только отчетных данных, которые содержат ограниченную часть информации о деятельности предприятия, не позволяет раскрыть все секреты успеха фирмы. Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляемого по данным публичной финансовой отчетности, составляют:

1) анализ абсолютных: показателей прибыли;

2) анализ относительных показателей рентабельности;

3) анализ финансового состояния, рыночной устойчивости, ликвидности баланса, платежеспособности предприятия;

4) анализ эффективности использования заемного капитала;

5) экономическая диагностика финансового состояния предприятия и рейтинговая оценка эмитентов.

Существует многообразная экономическая информация о деятельности предприятий и множество способов анализа этой деятельности.

Финансовый анализ по данным финансовой отчетности называют классическим способом анализа.

Внутрихозяйственный финансовый анализ использует в качестве источника информации и другие данные системного бухгалтерского учета, данные о технической подготовке производства, нормативную и плановую информацию и прочие.

Основное содержание внутрихозяйственного финансового анализа может быть дополнено и другими аспектами, имеющими значение для оптимизации управления, например такими, как анализ эффективности авансирования капитала, анализ враимосвязи издержек, оборота и прибыли. В системы внутрихозяйственного управленческого анализа есть возможность углубления финансового анализа за счет привлече-ния данных управленческого производственного учета) иными словами, имеется возможность проведения комплексного экономического анализа и оценки эффективности хозяйственной деятельности.

Вопросы финансового и производственного анализа взаимосвязаны при обосновании бизнес-планов, при контроле за их реализацией, в системе маркетинга, то есть в системе управления производством и реализацией лродукции, ... работ и услуг, ориентированной на рынок.

1. 3. Методика анализа финансово-экономической деятельности предприятия.

Практика финансового анализа уже выработала основные правила чтения
(методику анализа) финансовых отчетов. Среди них можно выделить 6 основных методов: - горизонтальный (временной) анализ - сравнение каждой пози-ции отчетности с предыдущим периодом;

- вертикальный (структурный) анализ - определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

- трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируют возможные значения показателей в будущем, а следовательно, ведется перспективный прогнозный анализ

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчёта или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей; - сравнительный (пространнственный анализ) - это как внутри-хозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделепий, цехов, так и межхозяиственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных приемов исследования.
Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда результативный показатель дробят на составные части, так и обратным
(синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.