Политика компании - предоставление товаров, услуг и решений одинаково высокого качества для каждого клиента - во всех городах, где уже есть отделения НЭТА и там, где они будут, во всех областях деятельности. Вместе с тем, в каждом регионе отделение НЭТА развивается именно как местная компания. Что означает - на равных живет и работает на местном рынке, оперативно и гибко реагирует на все пожелания клиентов. Развитие компании интересно и выгодно региону.
Среди постоянных клиентов НЭТА - финансовые организации и государственные структуры, промышленные предприятия и предприятия энергетики и связи, компании малого и среднего бизнеса по всей России.
Динамика товарооборота ОАО «НЭТА» постоянно увеличивается и по итогам 2004 года составила 72000000 долл. США (рисунок 4).
Рисунок 4. Товарооборот ОАО «НЭТА», долл. США
3.2 Исследование и совершенствование бизнес-среды предприятия
Общая емкость компьютерного рынка Новосибирска изменялась в течение последних пяти лет следующим образом: 2001 г. -8 млн. долл. в месяц, 2002-2004 гг. - 12-15 млн. долл. в месяц (по разным оценкам), к концу 2005 г. - до 17 млн. долл. в месяц.
История развития компьютерного рынка г. Новосибирска показывает, что 1997 г. стал по многим позициям продаж рекордным для компьютерного рынка, и именно к его началу окончательно сформировалась «большая новосибирская пятерка»: ОАО «НЭТА», «Кардинал», сибирский филиал R-Style, «Нонолет Компьютеры и Телекоммуникации», «Квеста». С 1998 г. общие обороты рынка ежемесячно падали из-за нарастающих кризисных явлений - накануне 17 августа эти обороты были сравнимы с показателями конца 1996 - начала 1997 гг. (около 6 млн. долл. в месяц). По оценкам самих участников рынка, осенью 1998 г. продажи компьютерной техники и программного обеспечения составляли (в долларовом эквиваленте) 50-60% от показателей соответствующего периода 1997 г. С начала 1999 г. и по сей день наблюдается более или менее устойчивый рост продаж, весной 2000 г. рынкообразующие компании преодолели докризисный (1997 г.) уровень продаж. В отличие от новосибирского рынка, находящегося на перекрестке торговых путей, компьютерные рынки других областных центров Сибири имеют, как правило, на порядок меньшие масштабы. Так, барнаульский рынок в 5-6 раз меньше новосибирского. Исключение составляет Красноярск - по некоторым оценкам, в ближайшем будущем здесь могут произойти серьезные перемены, связанные, во-первых, с окончанием периода экстенсивного развития рынка, а во-вторых, с экспансией новосибирских и московских компаний.
За базовую величину емкости рынка Новосибирска можно принять цифру 60 тыс. компьютеров в год. По многим оценкам, именно этот объем продаж является предельным. По состоянию на сегодняшний день в новосибирских домах и офисах находится порядка 300 тыс. компьютеров, приобретенных в прошлые годы.
Финансовое положение Сибири и конкретно Новосибирской области исторически является таковым, что количество находящихся здесь в обороте денежных средств в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем в Москве и других крупных городах европейской части России. Например, общий розничный оборот всего (не только сегмента высоких технологий) новосибирского рынка может быть оценен в 150 млн. долл. в месяц. Сравнивая Москву и Новосибирск, можно отметить следующие ярко выраженные черты, присущие компьютерному бизнесу Сибири.
Общее развитие инфраструктуры новосибирского компьютерного рынка повторяет ситуацию на московском рынке с отставанием на 2-3 года, что объясняется прежде всего различием в финансовом положении. При этом в Новосибирске, как и в столице, на рынке действует большое количество местных фирм (около 200), есть мощные местные лидеры, существует специализация компаний по видам деятельности.
Технические новинки поступают на местный рынок, как правило, практически одновременно с их появлением в Москве. Одна из ключевых проблем для любой фирмы с “западным” менталитетом. Дефицит “живых” денег на рынке вынуждает компании идти на зачетные и товарные схемы оплаты товара. В частности, в позиционном выигрыше находятся диверсифицированные (многопрофильные) корпорации, имеющие не только компьютерный отдел, но и отдел, занимающийся зачетами и бартером.
По результатам исследований новосибирского компьютерного рынка, опубликованным за последний год [27], сообщество потребителей hardware можно структурировать следующим образом:
- бюджетные организации: структуры власти (мэрия Новосибирска, областная администрация, муниципальные органы власти и отдельные их структуры), государственные предприятия (например, Областной радио- и телепередающий центр, Государственная телерадиокомпания) - до 5% в общем объеме потребления. Последние два года потребление в этом сегменте падало по известным причинам;
- крупные корпорации с числом сотрудников в несколько сотен: акционерные общества (например, винно-водочный завод «ВИНАП», АО «Новосибирский жиркомбинат») и частные компании (например, «Пик Систем») - 35-40% от общего объема потребления, причем в этом сегменте наблюдается явная тенденция к росту;
- средний и малый бизнес: как правило, это частные компании с числом работающих от одного до нескольких десятков человек - около 35%;
- SoHo - порядка 20%.
Учитывая тенденции, происходящие на новосибирском компьютерном рынке, проведем анализ бизнес-окружения ОАО «НЭТА» в соответствии с методами, рассмотренными в предыдущем разделе.
Лист конкурентов для ОАО «НЭТА» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Лист конкурентов
Опасность появления новых фирм
Выс.
Рыночная власть производителей
Экономия на масштабе
Низ.
Концентрация относительно отрасли клиентов
Дифференцирование продуктов
Доступность продуктов заменителей
Потребность в капитале
Важность клиента для производителя
Стоимость переориентации
Дифференциация продуктов производителя
Контроль каналов распределения
Стоимость переориентации клиента
Собственные знания
Опасность прямого объединения производителями
Доступ к материалам
Доступ к государственным субсидиям
Интенсивность конкуренции
Количество конкурентов
Рыночная власть клиентов
Темп роста отрасли
Ориентация клиента на соответствующего производителя
Неизменные затраты
Объем производства
Затраты на складирование
Дифференциация поставляемых продуктов
Дифференциация продукта
Опасность обратного объединения клиентами
Знание клиентов о структуре затрат производителей
Барьер для выхода
Величина дохода клиентов
Стратегическое участие
Экономия затрат на поставляемых продуктах
Важность вклада производителей в качество конечного продукта покупателя
Опасность продуктов заменителей
Доля общих затрат клиента на продукцию производителя
Вероятность появления заменителя
Темпы увеличения эффективности цен по отношению к заменителям
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8