• технико-экономическое обоснование предложений — определяется величина экономического эффекта по условиям использования за установленный расчетный период времени на основе стоимостных оценок результатов и затрат на разработку и внедрение проекта;
• порядок приемки СУ — включает информацию о порядке приемо-сдаточных работ, предъявления потребителям, при необходимости аттестации и сертификации систем и т.п.;
• нормативно-технические и методические источники проектирования — определяются и перечисляются НТД и НМД и другая документация, справочные и авторитетные литературные источники, которые могут быть использованы для разработки проекта (в перечне могут указываться также проекты-аналоги подобных систем, типовые проекты, монографии и т.п.;
• перспектива продолжения работ — излагаются направления развития и совершенствования систем;
• приложения — перечень подразделений и должностных лиц, согласовывающих основные документы систем, отчет или аналитическая справка об анализе, обоснования проведения тех или иных работ и др.
При системном исследовании СУ промышленной организации заслуживает внимания порядок проведения научно-исследовательских работ на подготовительной стадии создания продукции, которая является результирующим элементом производственной подсистемы промышленной организации. Номенклатура продукции, которую изготавливают на предприятиях, очень широка и включает, как известно, изделия и продукты. Те и другие являются вещественным результатом научной и производственно-хозяйственной деятельности и предназначены для удовлетворения определенных потребностей. Естественно, что каждый вид продукции имеет свой жизненный цикл, который представляет собой совокупность взаимосвязанных последовательных процессов изменения состояния продукции, начиная от идеи исследования возможности создания продукции до прекращения эксплуатации или потребления.
В общем случае типовой жизненный цикл продукции подразделяется на ряд стадий, каждая из которых характеризуется спецификой работ и конечными результатами и может включать:
1) исследование, проектирование и разработку продукции;
2) изготовление продукции;
3) обращение и реализацию продукции на рынке;
4) использование продукции (эксплуатация или потребление, включая утилизацию или уничтожение).
Основная сущность подготовительной стадии исследований по созданию новой продукции — проведение такой НИР, которая бы была начальным этапом комплекса мероприятий по разработке, освоению (изготовлению) и реализации ее на рынке. Это делается в том случае, когда разработку продукции невозможно или нецелесообразно осуществлять без соответствующих исследований.
В этом случае подготовительные работы выполняют с целью получения соответствующими методами научного исследования объективных данных для составления ТЗ на новую или модернизированную продукцию и выявления наиболее эффективных путей проведения опытно-конструкторских (ОКР) и опытно-технологических работ (ОТР). Кроме того, эти работы должны служить основой создания новых веществ, материалов, оснастки и т.п., а также их проверки перед проведением ОТР.
Таким образом, применительно к подготовительной стадии в рамках НИР по созданию новой или модернизированной продукции следует выполнять примерно следующие работы:
• определение целей исследования (НИР);
• перспективные маркетинговые исследования;
• фундаментальные (при необходимости) и прогнозные исследования;
• анализ передовых достижений отечественных и зарубежных достижений науки и техники, результатов поисковых исследований.
• изучение патентной документации;
• анализ требований рынка и заказчика;
• выбор предварительных направлений исследования;
• прикладные маркетинговые исследования и нормирование требований к качеству продукции;
• проведение прикладных НИР;
• разработка ТЗ на проведение НИР по созданию продукции и оценка ее проектно-технического уровня;
• составление бизнес-плана разработки и производства новой продукции;
• привлечение инвестиций.
Одним из важнейших результатов этой стадии работ является разработка технического задания — документа, определяющего цель, содержание, порядок проведения работ, а также намечаемый способ реализации результатов исследований. В общем случае ТЗ на НИР по созданию новой или модернизированной продукции может включать следующие разделы (если нет особых требований заказчика):
1) основание для проведения работ;
2) цель и исходные данные;
3) этапы работы;
4) основные требования к выполнению работы;
5) способ реализации результатов;
6) перечень технической документации, предъявляемой • по окончании работ;
7) порядок рассмотрения и приемки работы;
8) технико-экономическое обоснование;
9) приложения.
Естественным продолжением подготовительной стадии являются работы исследовательско-проектного характера и работы по реализации проектных решений непосредственно на предприятии. При этом исследовательско-проектная стадия включает этапы работ, направленных непосредственно на создание рабочих проектов СУ и ее подсистем. Рабочий проект каждой системы разрабатывается в соответствии с ТЗ и представляет собой комплект НТД, НМД и др. документации, необходимой для:
1) создания, проведения приемо-сдаточных работ и реализации системы;
2) достижения целей исследования системы;
3) обеспечения дальнейшего нормального функционирования системы.
Предварительно перед проведением непосредственно проектных работ по составлению документации рабочих проектов систем, в соответствии с рекомендуемым в ТЗ перечнем, необходимо подобрать комплект НТД, НМД и другой литературы и документации по вопросам исследования и проектирования систем. Особенно полезными могут оказаться типовые проекты и образцы-аналоги подобных систем.
Среди всех этапов исследовательско-проектной стадии создания СУ основными, как правило, являются те, которые связаны с проведением исследований и разработкой проектной документации сначала технического, а затем и рабочего проектов.
Разработка ТП СУ для малых и средних предприятий может быть ограничена определением и выбором основных направлений исследований и проектирования системы.
Разработка РП (рабочей проектной документации) СУ может осуществляться в принципе в два подэтапа: на первом разрабатываются документы по СУ в целом, а на втором — документы непосредственно для подсистем системы в отдельности в соответствии с выбранной для каждой из них определенной моделью системы.
Одним из исходных документов проектирования рабочей документации и ее взаимоувязки могут служить матрицы распределения функций.
Результатом исследования и проектирования могут стать входящие в состав документации СУ целевые программы, которым должно быть уделено исключительное внимание. Такие программы представляют собой взаимоувязанные по срокам, ресурсам и соисполнителям соответствующие задания, а также комплекс реализующих их выполнение мероприятий, направленных на достижение одной из целей СУ.
Необходимо отметить, что целевые программы следует разрабатывать для различного уровня (от уровня предприятия до федерального включительно). Ранее в отечественной практике был накоплен некоторый опыт разработки программ «Качество» для регионов, отраслей и предприятий. Однако при этом не только не учитывались рыночные условия в отношении маркетинга, но и представлялся неполный состав мероприятий по достижению целей и решению задач. В частности, программы разрабатывались в целом для всей системы организации, а не для какой-либо одной из приоритетных целей системы; практически отсутствовали цели и задачи социального характера; не обеспечивалась взаимоувязка ресурсов и их достаточность; не раскрывался механизм реализации программы. Наряду с перечисленным, как показал анализ опыта разработки разделов «Обучение, подготовка и повышение квалификации» целевых программ «Качество», имелись также следующие типичные недостатки:
• не все плановые задания обеспечивались необходимыми ресурсами для подготовки, обучения и повышения квалификации как рабочих, так экономико-управленческих работников;
• во многих случаях не предусматривались мероприятия по повышению квалификации руководящих работников;
• не планировались подготовка специалистов-организаторов управления качеством продукции;
• мероприятия данного раздела слабо увязывались с аналогичными мероприятиями одноименных разделов других программ «Качество»;
• при разработке программ недостаточно обоснованно прогнозировались потребности и квалификационный уровень руководящих и инженерно-технических работников;
• при оценке качества подготовки и повышения квалификации мало использовались количественные показатели;
• учебные планы и программы курсов, применявшиеся при подготовке и повышении квалификации, нередко во многом были оторваны от целей программ «Качество» и носили общий характер;
• методическое и профессиональное обеспечение учебного процесса при повышении квалификации часто имело низкий уровень качества;
• при разработке мероприятий недостаточно использовался передовой опыт разработки программ «Качество»;
• среди всех разделов программ «Качество» разделу по обучению, подготовке и повышению квалификации по управлению качеством уделялось меньше всего внимания.
Для улучшения качества целевых программ их разработку следует осуществлять поэтапно, предусматривая: подготовку к разработке; определение целей, задач и заданий; разработку мероприятий программы.
Программа должна охватывать:
• цели и конкретные задания по их достижению и решению, взаимоувязанные по срокам, ресурсам и исполнителям на всех стадиях и этапах управления;
• разработку всех необходимых мероприятий и процедур их выполнения, обеспечивающих достижение целей и выполнение заданий программы.
При подготовке целевой программы следует использовать метод «дерево целей», важнейшими положениями построения которого являются:
1) целевая программа — одна из первых и необходимых составляющих документации СУ, обеспечивающая развитие предприятия;
2) каждая подцель программы должна быть описана не только словесно, но и обязательно количественно;
3) подцели должны быть «связаны» временем, т.е. необходимо указывать как срок их достижения так и промежуточные контрольные точки;
4) для всех подцелей должны быть установлены коэффициенты их важности;
5) процесс составления дерева целей — итерационный процесс;
6) цели с низким коэффициентом важности следует исключать.
С учетом накопленного опыта и современных воззрений системного управления рекомендуется следующий состав разделов целевой программы.
1. Цели и задачи программы.
2. Задания и показатели программы (на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления).
3. Мероприятия по реализации заданий программы (включая комплекс социальных, организационных и др. мероприятий на всех стадиях жизненного цикла и уровнях управления, по всем элементам управляемой и управляющей подсистем).
4. Механизм реализации программы.
5. Материальное и финансовое обеспечение программы.
6. Оценка эффективности программы.
7. Организация управления реализацией программы и контроль за ходом ее выполнения.
По каждой программе целесообразно издавать соответствующий правовой документ: например, по федеральным программам — Указ Президента РФ или Постановление Правительства РФ; по целевым программам предприятия — приказ директора или другой подобный акт.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7