Рефераты. Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности p> Проводя сравнительную оценку социокультурного статуса и репродуктивной активности женщин, планирующих прерывание беременности, можно составить общую характеристику прерывающих беременность:

- не очень высокий уровень образования;

- имеют одного ребенка или более;

- в половине случаев проживают отдельно от родителей;

- наличие абортов;

- отсутствие культуры и системы полового воспитания;

- достаточно высокая сексуальная и репродуктивная активность;

- низкий материальный уровень.

2.2. Методики исследования

Для сбора общих данных и составления социокультурной репродуктивной характеристики была использована карта опроса, составленная Н.Л. Мамышевой,
Н.В. Слободской, А.М. Уразаевым.

В карте использовались вопросы о возрасте, семейном, профессиональном статусе женщин, неделе беременности и возможности ее сохранения, о родительской семье, зависимости женщины от родителей, мужа, данные о здоровье. Карта опроса представлена в приложении.

Методика «Шкала реактивной и личностной тревожности

Ч.Д. Спилбергера-Ю.А. Ханина»

Методика позволяет определить уровень тревожности в данный момент
(реактивная тревожность как состояние) и личностной тревожности (как устойчивая характеристика человека).

Личностная тревожность дает представление о склонности воспринимать достаточно широкий круг ситуаций как угрозу своему «Я» и реагировать на эти ситуации проявлением состояния тревожности.

Реактивная тревожность является ситуативной и характеризуется субъективно неприятными эмоциями напряжения, беспокойства.

Шкала реактивной и личностной тревожности имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения того или иного вида тревожности. В каждой шкале содержится 20 вопросов.

По значению в баллах, полученному для реактивной тревожности открывается возможность оценки параметра реактивной личности в плане включенности, погруженности в деятельность в ситуацию взаимодействия внутреннего и внешнего. Балльное значение показывает активность личности в плане ее характерологических свойств. Возможная сумма баллов от 20 до 80.
Низкий уровень тревожности соответствует 20-30 баллам, средний — 31-45 баллам, высокий показатель 46 и более баллов.

Методика «Характерологический опросник К Леонгарда-Г. Шмишека»

Методика предназначена для выявления акцентуаций характера. В основе акцентуаций лежит сфера направленности личности, интересов и склонностей.
Сфера интеллекта и ассоциаций, сфера чувств и воли. Тест представлен 88 вопросами, на которые должен ответить испытуемый. 10 шкал, соответствующих определенным акцентуациям характера. Согласие с утверждением выражается знаком «+» («да»), несогласие — «-» («нет»). Минимальное значение каждой шалы опросника 0 баллов, максимальное — 24 балла. Значение более 12 баллов соответствует акцентуации.

Шкалы опросника

1. Гипертимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью.

2. Возбудимый тип: таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и побуждениями.

З. Эмотивный тип: чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека.

4. Педантичный тип: высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий.

5. Тревожный тип: основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности.

6. Циклотимный тип: высокие оценки по этой шкале говорят о смене гипертимных и дистимных фаз.

7. Демонстративный тип: высокие оценки говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.

8. Неуравновешенный тип: характеризуется стойкостью аффектов и, в то же самое время, — их спонтанностью, что приводит к неустойчивому поведению, определяемому то одним, то другим «застреванием».

9. Дистимный тип: характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью.

10. Экзальтированный тип: лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных.

Мотивационный профиль личности (В.Э. Мильман).

Методика В.Э. Мильмана основана на выделении автором максимально обобщенной побудительной типологии, в которой реальность разделяется на 2 противоположные части. Эти побудительные факторы можно назвать функциональными тенденциями. Методика предназначена для тестирования мотивационной структуры у студентов, учащихся, работающих взрослых
(некоторые несовпадения в терминологии мы объяснили в первой главе). Тест состоит из 14 групп утверждений. Каждая из них разделяется на 8 альтернативных пунктов (а, б, в, г, д, е, ж, з). Испытуемый должен выразить свое отношение к каждому из них по пятибалльной системе. Суммарные диагностические оценки относятся собственно к мотивационным шкалам, составляющим мотивационный профиль личности, и двум шкала эмоционального поведения, составляющим эмоциональный профиль. Шкалы мотивационного профиля:

П — поддержания жизнеобеспечения;

К — комфорт;

С — социальный статус;

О — общение;

Д — общая активность;

ДР — творческая активность;

ОД — общественная полезность.

Существуют еще 2 шкалы — общежитейская и рабочая, представляющие соответствующие сферы жизни.

Шкала коррекции представлена вопросами, которые требуют подробного ответа. Если человек этого не делает, то количество баллов по данному вопросу уменьшается от 3 и 2 баллов до 1 и 0 баллов. На основе результатов теста строится профиль. Автор выделяет 5 мотивационных профилей:

1. Прогрессивный. Характеризуется повышением общего уровня развивающих мотивов (общественной полезности, творческой активности, общей активности) над уровнем мотивов поддержания (поддержания жизнеобеспечения, комфорта, социального статуса).

2. Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и характеризуется повышением общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами. В наиболее отчетливом виде выражается в последовательном снижении профильной линии слева направо.

3. Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии с тремя выраженными пиками, чаще всего по шкалам «К», «О», «ДР», но могут быть и другие соотношения.

4. Экспрессивный. Также характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием 2 пиков. Чаще всего встречаются сочетания пиков по шкалам «К» и «ДР». В этом типе наблюдается выборочная дифференциация мотивационных факторов раздельно по группам поддерживающих и развивающих мотивов.

5. Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, маловыразительным профилем без отчетливых подъемов и спусков, даже наличие одного пика не меняет положения в целом.

Инструкция : «Перед вами 14 утверждений, касающихся Ваших жизненных устремлений и некоторых сторон вашего образа жизни. Просим Вас высказывать свое мнение по каждому из 8 вариантов ответов, проставив в соответствующих клетках бланка одну из следующих оценок утверждения:

(+) — «да»; + — «нет»; = — «когда как»; - — «нет»; ? — «не знаю».
Старайтесь отвечать быстро, не задумываясь над ответами.

Методика «Цветовой тест М. Люшера»

Тест Люшера основан на том, что выбор цвета нередко отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, на удовлетворение потребностей, отражает его функциональное состояние.

В цветовом тесте Люшера существует постоянная структура цвета, которая определяется как объективное значение данного цвета, которое всегда остается неизменным. Изменяется только «функция» — отношение к цвету. На
«функции» строится интерпретация цвета.

Испытуемый раскладывает цветные карточки в порядке предпочтения. С точки зрения отношения, позиция в начале ряда означает определенное предпочтение (+), за ней следует зона, свидетельствующая о не столь явном предпочтении (х), далее идет зона безразличия (=) и зона антипатии и неприятия (-).

Значение 8 позиций:

Первая позиция: цвет, который нравится больше всего, означает поворот компенсации и обозначается знаком (+). Он говорит об основном методе, способе действия лица.

Вторая позиция: показывает цель, то к чему стремиться человек. Если вторая позиция обозначена (х), то она приобретает иное значение (см. 3 и 4 позиции).В этом случае цвет, занимающий первую позицию становится и целью и средством достижения этой цели.

Третья и четвертая позиции: обозначатся знаком (х) и указывает на истинное положение целей, ситуацию, в которой себя ощущает человек или же образ действия.

Пятая и шестая позиции: означают безразличие и обозначаются (=). Они указывают на то, что цвет не связывается с существующим положением вещей и находится в резерве.

Седьмая и восьмая позиции: обозначаются, как правило, знаком (-) и означают отвержение данных цветов. Эти цвета представляют собой потребности, которые подавляются в силу определенных обстоятельств.

Значения 4 основных цветов.

1. Синий. Символизирует глубину чувств и является концентричным, пассивным, объединяющим, гетерономным, воссоединяющим, чувственным.

2. Зеленый. Символизирует «гибкость воли» и является концентричным, пассивным, оборонительным, удерживающим, собственническим.

3. Красный. Символизирует силу воли и является эксцентричным, активным, наступательно активным, автономным, локомоторным, конкурирующим и оперативным. Его аффективные аспекты: желание, возбудимость, властность, сексуальность.

4. Светло-желтый. Символизирует «спонтанность» и является эксцентричным, активным, наступательно агрессивным, автономным.

Глава 3. Результаты исследования и их обсуждение

Полученные факты дают характеристику социокультурного и репродуктивного портрета женщин, планирующих прерывание беременности, теряя индивидуальные различия. Поэтому, целесообразно условно разделить исследуемых по возрастным группам.

Женщины младше 21 года в этот период оканчивают школу, продолжают обучение в Вузе, приобретают профессию и продолжают формироваться как личность. В период от 21-25 лет девушки создают семьи, начинают работать.
В возрасте от 26 до 30 лет устанавливаются отношения в семье, на работе.
Для этого периода характерен кризис середины жизни, когда происходит переоценка всего достигнутого. После 30 лет женщины выходят из кризиса, устанавливают новые отношения с окружающими, продвигаются по должностной линии и выходят из оптимального детородного возраста.

Начнем с анализа социокультурного статуса и репродуктивной активности женщин (таблицы 6, 7, 8, 9, 10).

В группе женщин младше 21 года наиболее часто приводимым мотивом прерывания беременности был мотив преждевременности рождения ребенка
(100%). Девушки ни психологически, ни морально не готовы к рождению ребенка. Рождение ребенка — это большая ответственность, и далеко не каждая из них может взять ее на себя. Одной из причин прерывании беременности является отсутствие образования и желание его получить. В связи с экономическим кризисом в стране изменились ценности и мировоззрения, что несомненно повлияло на отношение к образованию, поэтому для молодого поколения сейчас очень важно получить достойное образование и профессию.
Вторым по частоте приводимым мотивом было недостаточное материальное и жилищное обеспечение и нежелание доставлять родителям лишние проблемы.

Таблица 6

Распределение женщин, планирующих прервать

беременность, по показателям социокультурного статуса по возрастным группам, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |
| |лет |лет |лет |лет |
|Род занятий |Учащаяся |33 |0 |0 |0 |
| |Студентка |0 |20 |25 |0 |
| |Рабочая |0 |30 |50 |0 |
| |Служащая |33 |0 |0 |67 |
| |Руководитель |0 |0 |0 |0 |
| |Предприниматель |0 |0 |0 |33 |
| |Домохозяйка |34 |50 |25 |0 |
|Образование |Высшее и |33 |30 |25 | |
| |неоконченное | | | | |
| |высшее | | | | |
| |Среднее |0 |50 |75 |33 |
| |специальное | | | | |
| |Среднее и |67 |10 |0 |0 |
| |неполное среднее | | | | |
|Отношение |Атеистка |33 |40 |50 |33 |
|к вере | | | | | |
| |Верующая |67 |60 |50 |67 |

Таблица 7

Распределение женщин, планирующих прервать беременность, по показателям семейного статуса по возрастным группам, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |
| |лет |лет |лет |лет |
|Женщины имеют детей |0 |60 |100 |100 |
|Брак |Зарегистрирован |0 |30 |50 |67 |
|женщины | | | | | |
|официально | | | | | |
| |Не зарегистрирован |100 |70 |50 |33 |
| |Расторгнут |0 |0 |0 |0 |
|Брак |Первым |67 |90 |50 |67 |
|женщины | | | | | |
|является | | | | | |
| |Вторым |0 |10 |50 |0 |
| |Другим |33 |0 |0 |33 |
|Женщина |Отдельно от |33 |50 |100 |67 |
|проживает |родителей | | | | |
| |Совместно со своими |67 |40 |0 |33 |
| |родителями | | | | |
| |Совместно с |0 |10 |0 |0 |
| |родителями мужа | | | | |

Таблица 8

Распределение женщин, планирующих прервать беременность, по показателям репродуктивной активности, (%)

|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |
| |лет |лет |лет |лет |
|Имеют детей |0 |60 |100 |100 |
|Женщины планируют иметь детей в |100 |80 |50 |23 |
|будущем | | | | |
|Женщины не приняли окончательного |0 |20 |50 |77 |
|решения о рождении детей в будущем| | | | |
|Информацию о |От родителей |33 |50 |0 |0 |
|сексуальных | | | | | |
|отношениях | | | | | |
|получали | | | | | |
| |От подруг |0 |50 |75 |0 |
| |От полового |33 |40 |25 |33 |
| |партнера | | | | |
| |Из литературы |34 |80 |100 |100 |
|Женщины делали ранее |30 |40 |100 |100 |
|искусственные аборты | | | | |
|Отец ребенка был первым половым |0 |50 |50 |100 |
|партнером партнера | | | | |

Таблица 9

Распределение женщин, планирующих прервать беременность, в соответствии с показателями семейного статуса и образованием родителей по возрастным группам, (%)
|Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |
| |лет |лет |лет |лет |
|Женщина была единственным |0 |10 |0 |67 |
|ребенком в семье | | | | |
|Кроме женщины в семье был еще один|100 |30 |50 |33 |
|ребенок | | | | |
|В семье было трое и более детей |0 |60 |50 |0 |
|Образование |Высшее и неоконченное|33 |40 |0 |33 |
|отца |высшее | | | | |
| |Среднее специальное и|67 |50 |75 |67 |
| |начальное | | | | |
| |профессиональное | | | | |
| |Среднее и неполное |0 |10 |25 |0 |
| |среднее | | | | |
|Образование |Высшее и неоконченное|33 |10 |0 |67 |
|матери |высшее | | | | |
| |Среднее специальное и|67 |50 |100 |33 |
| |начальное | | | | |
| |профессиональное | | | | |
| |Среднее и неполное |0 |40 |0 |0 |
| |среднее | | | | |
|Женщина |В полной семье |100 |70 |100 |100 |
|воспитывалас| | | | | |
|ь | | | | | |
| |В неполной семье с |0 |30 |0 |0 |
| |матерью | | | | |
| |Без родителей |0 |0 |16 |0 |

Таблица 10

Распределение женщин по преобладающим мотивам прерывания беременности в разных возрастных группах, (%)

|№ |Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |
| | |лет |лет |лет |лет |
|1 |Преждевременность рождения |100 |17 |0 |0 |
| |ребенка | | | | |
|2 |Недостаточная материальная |67 |50 |25 |67 |
| |обеспеченность | | | | |
|3 |Недостаточная жилищная |67 |50 |0 |33 |
| |обеспеченность | | | | |
|4 |В семье уже есть маленький |0 |70 |50 |33 |
| |ребенок | | | | |
|5 |Нежелание иметь детей (в |0 |30 |50 |67 |
| |семье уже есть дети) | | | | |
|6 |Прием лекарственных |30 |30 |0 |13 |
| |препаратов или алкоголя в | | | | |
| |первые недели беременности | | | | |
|7 |Беременность в результате |0 |0 |0 |0 |
| |изнасилования | | | | |
|8 |Разрыв отношений с отцом |0 |10 |0 |0 |
| |ребенка | | | | |
|9 |Неудовлетворительные |42 |0 |0 |20 |
| |отношения с отцом ребенка | | | | |
|10 |Боязнь реакции родителей на|10 |0 |0 |0 |
| |сообщение о настоящей | | | | |
| |беременности | | | | |
|11 |Нежелание доставлять |67 |50 |0 |0 |
| |родителям лишние проблемы | | | | |
|12 |Родственники настаивают на |0 |50 |0 |0 |
| |прерывании беременности | | | | |
|13 |Нежелателен пол ребенка |0 |0 |0 |0 |

Поскольку основная масса представительниц этой возрастной группы не работает (67%), то соответственно они зависимы либо от родителей, либо от партера. Учитывая неудовлетворительные отношения с партнером у 42% девушек, можно сказать, что многие не уверены в том, что будут продолжать жить вместе с ним. Тем более, что возраст позволяет им найти другого партнера и создать семью.

Об отсутствии культуры и системы полового воспитания свидетельствует тот факт, что информацию о сексуальных отношениях чаще получали от полового партнера, литературы, родителей. Все девушки проживают в
«гражданском» браке и 33% у них меняли партнера более трех раз.
Представительницы этой группы более активны и раскрепощены в сексуальном отношении.

В группе женщин от 21 года до 25 лет наибольшее число неработающих.
Большинство домохозяек находятся в отпуске по уходу за ребенком и то, что в семье есть маленький ребенок является основным мотивом прерывания беременности (70%). На втором месте по прежнему остается недостаточная материальная и жилищная обеспеченность. Рождение еще одного ребенка только усугубит положение и создаст лишние проблемы для родителей (родственников).
К тому же женщины жалуются на ослабленное здоровье, что является причиной приема лекарственных препаратов. Другая картина наблюдается в младшей возрастной группе. 30% девушек либо зачинали ребенка во время встреч в компаниях с употреблением алкоголя, либо употребляли алкоголь в первые недели беременности. Такое положение вещей является благодатной почвой для частой смены партнеров и свидетельствует о несформированности моральных устоев. Во второй возрастной группе резко снижается процент женщин, считающих рождение ребенка преждевременным, но финансовые проблемы в семье не позволяют иметь второго ребенка. Однако в будущем большинство желает иметь еще детей (80%). В период от 21 до 25 лет впервые появляется мотив нежелания рождения детей в будущем.

В группе от 26 до 30 лет основными мотивами прерывания беременности были мотивы нежелания больше иметь детей и наличие в семье маленького ребенка. По-видимому, этому послужил тот факт, что 50% женщин уже имеют 2 детей, а остальные одного. Как видно из таблицы с возрастом идет нарастание значимости мотива нежелания больше иметь детей. По-прежнему женщин продолжает волновать вопрос материальной обеспеченности. Вероятно это связано с рождением второго ребенка и невозможностью работать в данный период. Что интересно, 25% женщин вынуждены повышать свой образовательный и профессиональный уровень, что еще раз свидетельствует о возросшем спросе на специалистов с высшим образованием (напомним, что все представительницы этой группы имеют среднее специальное и среднее образование). В данной группе полностью исчезают мотивы, связанные с влиянием родителей и родственников, что свидетельствует о полном отделении от родительской семьи.

Нужно отметить, что число мотивов прерывания беременности с возрастом значительно уменьшается. У представительниц старшей возрастной группы усиливается тенденция нежелания иметь детей (67%). Очевидно это связано с ростом количества детей и возрастом женщины. Также аборт мотивировался и неустойчивыми, неудовлетворительными отношениями с партнером. Женщины стремятся к сохранению семьи и установлению равных отношений с партнером.
Разрыв отношений с постоянным партнером с возрастом и количеством совместно прожитых лет становится очень травмирующим и болезненным. Мотив недостаточной материальной обеспеченности опять выходит на первый план.

В процессе анализа обнаружились 3 тенденции, которые обуславливаются возрастом:

1. значимость материальной обеспеченности;

2. наличие в семье детей;

3. нежелание иметь детей.

Таблица 11

Показатели [pic] реактивной и личностной тревожности обследуемых женщин

|№ |Показатели |Женщины, планирующие прерывание|
| | |беременности (n = 30) |
|1 |Личностная тревожность |52,3 ( 9,8 |
|2 |Реактивная тревожность |46,7 ( 8,7 |

Таблица 11а

Показатели [pic] реактивной и личностной тревожности в различных возрастных группах женщин, планирующих прерывание беременности

|№ |Показатели |( 20 |21-25 |26-30 |> 30 |
| | |лет |лет |лет |лет |
| | |n = 5 |n = 15 |n = 6 |n = 4 |
|1 |Уровень |49 ( 3,7 |46,2 ( 4,2 |36,2 ( 2,8 |51 ( 3,1 |
| |реактивной | | | | |
| |тревожности | | | | |
|2 |Уровень |51,1 ( 3,2 |54,3 ( 2,6*|49,6 ( 4,3 |53,1 ( 2,9*|
| |личностной |р(1,2)


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.