Рефераты. Закономерности формирования потребностно-мотивационной сферы женщин, планирующих прерывание беременности p> Только А. Маслоу дал стройную классификацию и систему потребностей, выделяя их в группы:

1. Физиологические

2. Потребности в безопасности

3. Потребности в социальных связях

4. Познавательные

5. Эстетические

6. Потребности в самоуважении

При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой и последней. Вероятно здесь Маслоу делает ошибку. Стоит предположить, что все мотивы развиваются одновременно и относительно самостоятельно.

Мотивационная сфера личности не просто иерархия потребностей и мотивов, но иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки.
Принимая самореализацию как воплощение сущности человека в высших формах человеческой деятельности, нужно исходить из того, что самореализация берет свое начало из низших уровней побудительной иерархии. Это процесс саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете своей деятельности, постоянного вращения в социальное пространство человеческой деятельности. По мере усложнения целей, усложняются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий, вне которых движение не возможно. Так как деятельность имеет своим результатом определенные материальные и нематериальные ценности, то самоактуализация человека рассматривается как основная производительная линия развития. Параллельно ее развивается потребительская линия. Сюда включаются удовлетворение потребностей жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и гарантий безопасности, статуса и влияния, как основ существования личности в обществе.

Мотивация — динамический процесс формирования мотива (основание поступка); побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.

Процесс формирования мотива имеет индивидуальные особенности, в зависимости от свойств личности. Особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, её интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д. на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут оказать такие волевые качества, как решительность и смелость, нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997) направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта.
Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения.

Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию.
Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и национальными традициями и характером.

Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы мотиваторов:

. нравственный контроль (наличие нравственных принципов);

. предпочтения (интересы, склонности);

. внешняя ситуация;

. собственные возможности (знания, умения, качества);

. собственное состояние в данный момент;

. условия достижения цели (затраты усилий и времени);

. последствия действия, поступка.

В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми»,
«понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения.

Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области весьма скудны.

Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования

2.1. Организационная структура исследования и характеристика обследуемого контингента

в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания беременности.

Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года.
Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем выполнялась батарея тестов:

1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер-

Ю.А. Ханина».

2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека».

3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана».

4. «Тест цветовых отношений Эткинда».

Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах
1, 2, 3, 4, 5.

Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный детородный возраст.

Таблица 1

Распределение женщин по показателям

социокультурного статуса, (%)


|Показатели |Женщины, планирующие |
| |прерывание |
| |беременности |
|Род занятия |Учащаяся |3 |
| |Студентка |10 |
| |Рабочая |17 |
| |Служащая |40 |
| |Предприниматель |7 |
| |Руководитель |3 |
| |Домохозяйка |20 |
|Образование |Высшее |34 |
|женщины | | |
| |Неоконченное высшее |10 |
| |Среднее специальное |43 |
| |Среднее |25 |
| |Незаконченное среднее |6 |

Таблица 2

Распределение женщин по показателям репродуктивной активности и группам здоровья, (%)

|Показатели |Женщины, |
| |планирующие прерывание |
| |беременности (n=30) |
|Женщины имеют детей |76 |
|Женщины планируют иметь детей в будущем |30 |
|Окончательного решения о рождении детей в |7 |
|будущем не приняли | |
|Информацию о |От родителей |17 |
|сексуальных | | |
|отношениях | | |
|получили | | |
| |От подруг |37 |
| |От полового партнера |47 |
| |Из литературы |57 |
|Отец ребенка был первым половым партнером |70 |
|Женщины делали ране искусственные аборты |56 |
|Группа здоровья |Первая |10 |
| |Вторая |90 |
| |Третья |0 |

Таблица 3

Распределение женщин в соответствии с показателями статуса

родительской семьи и образования родителей, (%)


|Показатели |Женщины, |
| |планирующие прерывание |
| |беременности |
|Женщина была единственным ребенком в семье |15 |
|В семье было двое детей |40 |
|В семье было трое и более детей |45 |
|Образование |Высшее |10 |
|отца | | |
| |Неоконченное высшее |10 |
| |Среднее |15 |
| |Средне специальное |60 |
| |Неоконченное среднее |5 |
|Образование |Высшее |15 |
|матери | | |
| |Неоконченное высшее |10 |
| |Среднее |55 |
| |Средне специальное |20 |
| |Неоконченное среднее |0 |
|Женщина |В полной семье |85 |
|воспитывалась| | |
| |В неполной семье |15 |
| |Без родителей |0 |

Таблица 4

Распределение женщин по показателям семейного статуса, (%)


|Показатели |Женщины, |
| |планирующие прерывание |
| |беременности |
|Брак |Зарегистрирован |30 |
|женщины | | |
|официально| | |
| |Не зарегистрирован |60 |
| |Расторгнут |10 |
|Брак |Первым |50 |
|является | | |
| |Вторым |35 |
| |Другим |15 |
|Женщина |Совместно с родителями |35 |
|проживает | | |
| |Отдельно от родителей |55 |
| |Совместно с родителями мужа |10 |

Таблица 5

Распределение женщин по возрастным группам, (%)


|Показатели |< 21 года |21-25 лет |26-30 лет |> 30 лет |
|Женщины, планирующие |15% |50% |20% |15% |
|прерывание беременности | | | | |
|Небеременные женщины |40% |31% |12% |16% |

Согласно данным таблицы 1. Работающих на производстве женщин 67%. 13% женщин продолжают обучение и 20% женщин не работают (находятся в отпуске по уходу за ребенком).

Образовательный уровень женщин. Планирующих прерывание беременности.
Различен. 44% женщин имеют высшее и неоконченное высшее образование. У 43% образование среднее специальное, и 13% контингента имеют более низкий уровень образования.

В таблице распределения по показателям репродуктивной активности показано. Что большинство женщин (76%) уже имеют детей, что может препятствовать рождению ребенка в будущем. Действительно, только 30% планирующих прерывание беременности выразили желание иметь детей в будущем.

Очень интересно распределились женщины по показателям семейного статуса. 90% контингента живут в браке, но только 30% из них живут в официально зарегистрированном браке. Вероятно, данное положение вещей может свидетельствовать о неустойчивости семейного положения, о страхах женщины за возможный разрыв отношений с партнером, что несомненно, создает неустойчивое материальное положение. Только 10% контингента охарактеризовали свое материальное положение как среднее. Остальные 90% сочли его низким.

В группе женщин прерывающих беременность только чуть больше половины
(55%) проживают отдельно от родителей. Можно предположить, что у другой половины женщин: остро стоит жилищная и материальная проблема, без решения которых практически невозможно планирование рождения ребенка. С другой стороны, женщины, которые проживают отдельно и не имеют семьи, обладают большей возможностью для установления контактов с сексуальными партнерами.
Данному предположению способствует тот факт, что у 50% женщин брак является первым, тогда как у другой половины брак является вторым или «другим».

Большинство женщин (85%) воспитывались в полной семье. И тот факт, что
90% женщин живут в браке (официально зарегистрированном и незарегистрированном) можно рассматривать как возможность усвоения женщинами стереотипов поведения матери с противоположным полом, т.е. стремление создать семью.

Отец ребенка был первым половым партнером у 70% женщин, планирующих прерывание беременности. Информацию о сексуальных отношениях от полового партнера впервые получили 47% женщин и позже дополнили ее из литературы
57%. Ранее делали искусственные аборты более половины (56%) женщин. Нельзя утверждать с вероятностью, но можно предположить, что у большинства женщин, планирующих прерывание беременности, отсутствует определенная система и культура полового воспитания.

Распределение по группам здоровья произошло следующим образом: к первой группе здоровья отнесли себя только женщины, которые ранее не делали искусственного аборта, остальные отнесли себя ко второй группе здоровья
(ссылаясь на частые гинекологические заболевания).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.