1. Физиологические
2. Потребности в безопасности
3. Потребности в социальных связях
4. Познавательные
5. Эстетические
6. Потребности в самоуважении
При этом он считает, что эти группы потребностей находятся в иерархической зависимости от первой и последней. Вероятно здесь Маслоу делает ошибку. Стоит предположить, что все мотивы развиваются одновременно и относительно самостоятельно.
Мотивационная сфера личности не просто иерархия потребностей и мотивов, но иерархия реализуемых человеком деятельностей, их мотивов и условий, целей и средств, планов и результатов, норм контроля и оценки. Принимая самореализацию как воплощение сущности человека в высших формах человеческой деятельности, нужно исходить из того, что самореализация берет свое начало из низших уровней побудительной иерархии. Это процесс саморазвития личности, постоянного внутреннего движения субъекта в предмете своей деятельности, постоянного вращения в социальное пространство человеческой деятельности. По мере усложнения целей, усложняются средства предметного развития, усложняется и расширяется характер включения субъекта в систему социальных взаимодействий, вне которых движение не возможно. Так как деятельность имеет своим результатом определенные материальные и нематериальные ценности, то самоактуализация человека рассматривается как основная производительная линия развития. Параллельно ее развивается потребительская линия. Сюда включаются удовлетворение потребностей жизнеобеспечения и самосохранения, получение необходимых условий комфорта и гарантий безопасности, статуса и влияния, как основ существования личности в обществе.
Мотивация — динамический процесс формирования мотива (основание поступка); побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей субъекта; побуждающий и определяющий выбор направленности деятельности, предмет, ради которого она осуществляется; осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действия и поступков личности.
Процесс формирования мотива имеет индивидуальные особенности, в зависимости от свойств личности. Особенности личности вмешиваются в процесс формирования мотива на всех этапах. Легкость возникновения потребности, её интенсивности зависят от индивидуальной чувствительности человека к ситуации (стимулу). Возникновение и переживание состояний (обиды, злобы и др.), приводящих к желанию применить ту или иную форму агрессии, в значительной степени зависят от выраженности у человека конфликтных черт личности: вспыльчивости, обидчивости, нетерпимости к мнению других и т.д. на стадии принятия решения сильное влияние на процесс мотивации могут оказать такие волевые качества, как решительность и смелость, нерешительность и боязливость. По данным М.Л. Кубышкиной (1997) направленность мотивации определяется теми или иными особенностями личности и их самооценкой субъектам. Большое значение имеет и развитие интеллекта. Как отмечает К. Обуховский, легкость формирования мотива наблюдается, с одной стороны, у лиц с примитивным мышлением, с другой — и у лиц высокой духовной культуры. Утонченные интеллектуалы, привыкшие постоянно контролировать себя, испытывают трудности в выборе целей и средств их достижения.
Возрастные особенности также оказывают влияние на мотивацию. Достаточно большое влияние на мотивацию оказывает этническая принадлежность. Этнические различия, обусловлены как образом жизни, так и национальными традициями и характером.
Хочется сказать ещё о психологических факторах, участвующих в конкретном мотивационном процессе и обуславливающим принятие человеком решения. Эти факторы (мотиваторы) при объяснении основания действия и поступка становятся аргументами принятого решения. Можно выделить группы мотиваторов:
. нравственный контроль (наличие нравственных принципов);
. предпочтения (интересы, склонности);
. внешняя ситуация;
. собственные возможности (знания, умения, качества);
. собственное состояние в данный момент;
. условия достижения цели (затраты усилий и времени);
. последствия действия, поступка.
В процессе мотивации многие мотиваторы остаются только «знаемыми», «понимаемыми», а «реально действующими» становятся только те, которые приобретают наибольшую значимость для человека и приводят к формированию побуждения.
Итак, мы убедились, что до сих пор не существует единого определения мотивации и мотивов, рассмотрели интересующие аспекты мотивации, которые будут затронуты в нашем исследовании. Рассмотрим проблему мотивации прерывания беременности, которая изучалась мало и знания в этой области весьма скудны.
Глава 2. Организация и методическое обеспечение исследования
2.1. Организационная структура исследования и характеристика обследуемого контингента
в качестве обследуемого контингента были выбраны женщины. Обратившиеся в женскую консультацию родильного дома им. Семашко по поводу прерывания беременности.
Исследования проводились с июня 2001 года по август 2001 года. Обследование женщин, планирующих прерывание беременности проводилось в момент их записи на аборт или на лекции «Современные средства контрацепции», проводившихся в этой консультации. Сначала с женщинами проводилась беседа. В результате которой заполнялась карта опроса, а затем выполнялась батарея тестов:
1. «Шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергер-
Ю.А. Ханина».
2. «Характерологический опросник К. Леонгарда-Г.Шмишека».
3. «Мотивационный профиль В.Э. Мильмана».
4. «Тест цветовых отношений Эткинда».
Подробная характеристика обследуемого контингента изложена в таблицах 1, 2, 3, 4, 5.
Как видно из таблицы 5 средний показатель возраста женщин, прерывающих беременность, равен 26,9 годам. В силу особенности выборки представительниц возрастной группы от 21 до 25 лет значительно больше (50%), несколько меньше представительниц возрастной группы от 25 до 30 лет и наименьший показатель числа женщин в старшей и младшей возрастной группах. Таким образом. 50% женщин, планирующих прерывание беременности имеют оптимальный детородный возраст.
Таблица 1
Распределение женщин по показателям
социокультурного статуса, (%)
|Показатели |Женщины, планирующие | | |прерывание | | |беременности | |Род занятия |Учащаяся |3 | | |Студентка |10 | | |Рабочая |17 | | |Служащая |40 | | |Предприниматель |7 | | |Руководитель |3 | | |Домохозяйка |20 | |Образование |Высшее |34 | |женщины | | | | |Неоконченное высшее |10 | | |Среднее специальное |43 | | |Среднее |25 | | |Незаконченное среднее |6 |
Таблица 2
Распределение женщин по показателям репродуктивной активности и группам здоровья, (%)
|Показатели |Женщины, | | |планирующие прерывание | | |беременности (n=30) | |Женщины имеют детей |76 | |Женщины планируют иметь детей в будущем |30 | |Окончательного решения о рождении детей в |7 | |будущем не приняли | | |Информацию о |От родителей |17 | |сексуальных | | | |отношениях | | | |получили | | | | |От подруг |37 | | |От полового партнера |47 | | |Из литературы |57 | |Отец ребенка был первым половым партнером |70 | |Женщины делали ране искусственные аборты |56 | |Группа здоровья |Первая |10 | | |Вторая |90 | | |Третья |0 |
Таблица 3
Распределение женщин в соответствии с показателями статуса
родительской семьи и образования родителей, (%)
|Показатели |Женщины, | | |планирующие прерывание | | |беременности | |Женщина была единственным ребенком в семье |15 | |В семье было двое детей |40 | |В семье было трое и более детей |45 | |Образование |Высшее |10 | |отца | | | | |Неоконченное высшее |10 | | |Среднее |15 | | |Средне специальное |60 | | |Неоконченное среднее |5 | |Образование |Высшее |15 | |матери | | | | |Неоконченное высшее |10 | | |Среднее |55 | | |Средне специальное |20 | | |Неоконченное среднее |0 | |Женщина |В полной семье |85 | |воспитывалась| | | | |В неполной семье |15 | | |Без родителей |0 |
Таблица 4
Распределение женщин по показателям семейного статуса, (%)
|Показатели |Женщины, | | |планирующие прерывание | | |беременности | |Брак |Зарегистрирован |30 | |женщины | | | |официально| | | | |Не зарегистрирован |60 | | |Расторгнут |10 | |Брак |Первым |50 | |является | | | | |Вторым |35 | | |Другим |15 | |Женщина |Совместно с родителями |35 | |проживает | | | | |Отдельно от родителей |55 | | |Совместно с родителями мужа |10 |
Таблица 5
Распределение женщин по возрастным группам, (%)
|Показатели |< 21 года |21-25 лет |26-30 лет |> 30 лет | |Женщины, планирующие |15% |50% |20% |15% | |прерывание беременности | | | | | |Небеременные женщины |40% |31% |12% |16% |
Согласно данным таблицы 1. Работающих на производстве женщин 67%. 13% женщин продолжают обучение и 20% женщин не работают (находятся в отпуске по уходу за ребенком).
Образовательный уровень женщин. Планирующих прерывание беременности. Различен. 44% женщин имеют высшее и неоконченное высшее образование. У 43% образование среднее специальное, и 13% контингента имеют более низкий уровень образования.
В таблице распределения по показателям репродуктивной активности показано. Что большинство женщин (76%) уже имеют детей, что может препятствовать рождению ребенка в будущем. Действительно, только 30% планирующих прерывание беременности выразили желание иметь детей в будущем.
Очень интересно распределились женщины по показателям семейного статуса. 90% контингента живут в браке, но только 30% из них живут в официально зарегистрированном браке. Вероятно, данное положение вещей может свидетельствовать о неустойчивости семейного положения, о страхах женщины за возможный разрыв отношений с партнером, что несомненно, создает неустойчивое материальное положение. Только 10% контингента охарактеризовали свое материальное положение как среднее. Остальные 90% сочли его низким.
В группе женщин прерывающих беременность только чуть больше половины (55%) проживают отдельно от родителей. Можно предположить, что у другой половины женщин: остро стоит жилищная и материальная проблема, без решения которых практически невозможно планирование рождения ребенка. С другой стороны, женщины, которые проживают отдельно и не имеют семьи, обладают большей возможностью для установления контактов с сексуальными партнерами. Данному предположению способствует тот факт, что у 50% женщин брак является первым, тогда как у другой половины брак является вторым или «другим».
Большинство женщин (85%) воспитывались в полной семье. И тот факт, что 90% женщин живут в браке (официально зарегистрированном и незарегистрированном) можно рассматривать как возможность усвоения женщинами стереотипов поведения матери с противоположным полом, т.е. стремление создать семью.
Отец ребенка был первым половым партнером у 70% женщин, планирующих прерывание беременности. Информацию о сексуальных отношениях от полового партнера впервые получили 47% женщин и позже дополнили ее из литературы 57%. Ранее делали искусственные аборты более половины (56%) женщин. Нельзя утверждать с вероятностью, но можно предположить, что у большинства женщин, планирующих прерывание беременности, отсутствует определенная система и культура полового воспитания.
Распределение по группам здоровья произошло следующим образом: к первой группе здоровья отнесли себя только женщины, которые ранее не делали искусственного аборта, остальные отнесли себя ко второй группе здоровья (ссылаясь на частые гинекологические заболевания).
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5